ММНК проходит в Москве с 23 по 27 августа.
В этом году ММНК началась с деловой программы на площадке кинозавода «Москино». Первым на сессии «Москва – город кино» выступил руководитель департамента культуры города Москвы Алексей Фурсин. По его словам, доля российских релизов в сборах отечественных кинотеатров выросла с 22% в 2019 году до 82% в 2024 году, а число их зрителей – соответственно с 51,1 млн до 100 млн человек.
«Спрос должен породить предложение от представителей индустрии, и для этого должны сработать несколько факторов. В первую очередь город ставит на развитие инфраструктуры. В Москве создана мощная студия для виртуального продакшена, в следующем году появится павильон для водных съемок», – рассказал Алексей Фурсин.
Генеральный директор «Москино» Георгий Прокопов отметил, что в этом году в одноименном кинопарке открыты 5 разных тематических декораций, включая столицу эпохи конструктивизма 1920–1930-х, а также русский средневековый город и провинциальные города Европы. В конце 2025-го – начале 2026 года появятся 23 новых павильона. С помощью «Москино» были сняты «ГДР», «Адмирал Кузнецов», «Атом», «Челюскин. Первые», «Враг у ворот», «Значит, нам туда дорога» и другие фильмы и сериалы. В стадии подписания или выхода еще порядка 20 проектов.
Режиссер Эмир Кустурица рассказал, что его вдохновляют кинозарисовки Дзиги Вертова о Москве, созданные столетие назад, и он хочет снять российскую столицу так же, как Федерико Феллини показал Рим в одноименной картине. По его словам, два оператора, которых он привез с собой, уже проводят первые съемки, включая героев картин.
Продолжилась деловая программа сессией «Экранизировать нельзя придумать». Основным вопросом дискуссии стала популярность экранизаций и ее причины. Спикеры согласились, что главной причиной востребованности экранизаций у зрителя остается то, что они основаны на уже проверенных историях с собственной маркетинговой базой и сформировавшейся аудиторией, будь то книги или комиксы.
Отдельно обсудили и разницу между подходами к экранизациям – буквальное следование первоисточнику или создание нового произведения «по мотивам». Главным вызовом для экранизаций остаются ожидания зрителей, которые помнят знаковые сцены и эмоции первоисточника. Но тут следует соблюдать баланс: ведь буквальное следование тексту может убить эмоции, а кардинальные изменения – исказить замысел автора и вызвать ненужные споры и дискуссии среди зрителей.
Сессия «Легенды мирового кинематографа» предоставила аудитории уникальный шанс пообщаться с Вуди Алленом. Модерировал встречу Федор Бондарчук.
Американский кинорежиссер рассказал о своих ориентирах в русской культуре: «Чехов для всех нас бог. Он великий писатель, все знают Чехова. Как и Пудовкина, и Эйзенштейна. Гоголь, Толстой, Достоевский, Тургенев – часть культурного ландшафта всего мира, мы любим их и знаем». Аллен добавил, что несколько раз был в России, в том числе в Москве и Северной столице, но возможности снять кино о нашей стране у него не было. «Если мне предложат сделать фильм о России, нужно будет хорошо подумать, какой сценарий написать, чтобы он подошел Москве или Санкт-Петербургу».
Первый день ММНК не ограничился только деловой повесткой. Вечером в кинотеатре «Художественный» собрались звезды отечественной и зарубежной киноиндустрии, почетные гости и журналисты. Поводом для встречи стала официальная церемония открытия Московской международной недели кино.
Гендиректор «Москино» Георгий Прокопов рассказал о том, как Москва создает экосистему, в которой удобно снимать кино. Столица делает крупные инвестиции в кинопроизводственную инфраструктуру и создает возможности для того, чтобы творческие люди и коллективы не оказывались один на один со своими проблемами. «Нам важно стать МФЦ в мире кино, чтобы люди могли прийти и в «одно окно» решить все вопросы», – отметил Прокопов. Он уверен: кино – перспективная отрасль экономики. Индия, Бразилия, Турция, Китай уже сейчас проявляют интерес к съемкам фильмов в столице.
«Москва – не декорации и не фон, а хаотичный организм. Я бы подчеркнула эти ее качества, если бы снимала», – поделилась своими ощущениями от столицы Валерия Гайя Германика. Режиссер коснулась и более практичных тем, связанных с кинопроизводством: «Я расскажу, какие преимущества дает «Москино» молодым кинематографистам с маленькими бюджетами. Это большое количество локаций, которые больше не надо искать. Кроме того, в «Москино» есть отдел, который помогает договориться с городом о местах, в которых вы хотите снимать».
Эмир Кустурица в свою очередь поделился оптимизмом в отношении российского кинематографа: «У вас есть шанс в новых условиях, в новом мире найти смысл жизни и показать его в фильмах».
Комментарии