Кино

Чума на обе ваши «Дюны»

Итак, кто-то должен был это сказать: «Дюна» Дени Вильнева сильно переоценена. Что одна, что вторая. Но вторая – особенно, поскольку именно в ней все недостатки этого грандиозного кинематографического прожекта видны лучше всего. Только не поймите, пожалуйста, неправильно. Никто не спорит, что во многих отношениях «Дюна» – это круто. Она внушительно выглядит, внушительно звучит, поражает, будоражит и все такое. Первые часа три-четыре. То есть на протяжении всей первой части и примерно трети части второй. В лучшем случае.

Однако рано или поздно неизбежно приходит осознание того, что вы битых три-четыре часа наблюдаете за какой-то невнятной бессмысленной возней на фоне однообразных пейзажей. Скорее всего, в этот момент в вашей голове включается защитный механизм, который заставляет вас убеждать себя в обратном. Будто бы на самом деле таращиться на песок – здорово и увлекательно, а Тимоти Шаламе – вовсе не тощий болванчик с единственным кислым выражением смазливой физиономии на оба фильма. И будто бы в том, что разворачивается перед вами на экране, некий смысл все же есть.

Вы всеми силами будете гнать от себя дурные мысли и сомнения. Потому что «Дюне» изначально статус ниже моментальной классики не положен. По определению. Ведь Дени Вильнев не какой-нибудь обычный режиссер. Дени Вильнев – он как Нолан. Он волен по собственному усмотрению распоряжаться 200-миллионными бюджетами, не слишком заботясь об итоговом финансовом результате. А такой привилегии сейчас, кроме них двоих, нет вообще ни у кого, за исключением заслуженных патриархов вроде Ридли Скотта и Стивена Спилберга. Что автоматически ставит Дени Вильнева с ними в один ряд.

Стало быть, и сама «Дюна» – не какой-нибудь типовой дорогостоящий студийный кинопродукт с популярными актерами, спецэффектами и музыкой Ханса Циммера, а серьезное произведение из категории арт-мейнстрима. Такое серьезное, что в нем никто почти не улыбается и не шутит. Какие уж тут шутки, когда на кону судьба целой планеты, раздираемой бескомпромиссным противостоянием между Харконненами и фрименами. Противостоянием, в котором все прогрессивное человечество болеет, конечно же, за фрименов и против Харконненов. Потому что эти хорошие ребята, а те – плохие.

Кстати, а почему Харконнены плохие? Все просто: они же фашисты, о чем зритель может безошибочно догадаться по ряду характерных внешних признаков (у них страшные лысые головы) и легко считываемым визуальным намекам (черно-белая эстетика в сценах на Гиди Прайм из второй «Дюны», вызывающая вполне конкретные ассоциации). То ли дело фримены. Да, они наркоманы, террористы и религиозные фанатики, которые планируют учинить небывалых масштабов мясорубку, прекрасно отдавая себе отчет в том, что это повлечет за собой многомиллиардные жертвы. Но мотивация-то у них благородная. Они, в частности, за экологию радеют. Поэтому зритель должен быть на их стороне.

В свете вышесказанного так и напрашивается поискать какие-нибудь параллели между сюжетом «Дюны» и нашей с вами беспокойной современностью. Собственно, чего их искать-то: вон они на поверхности, казалось бы, лежат. Тот же Кристофер Уокен в роли номинально самого могучего во Вселенной, но дряхлого и слабо соображающего правителя очень кого-то напоминает. Но это лишь иллюзия. Поскольку еще три года назад, когда выходила первая «Дюна», беспокойная современность была, если помните, совсем иной. В то время как сюжет «Дюны» вот уж 60 лет неизменен. Более того, мы этот сюжет в различных вариациях прежде уже не раз и не два видели.

Историю о том, как один белый господин проникся культурой угнетаемого коренного народа и возглавил сопротивление, в том числе рассказывал Джеймс Кэмерон. Правда, у него эта история разворачивалась в антураже исключительно залипательном, что составляло основное и чуть ли не единственное достоинство «Аватара». В «Дюне» же, несмотря на всю эпичность, разглядывать особо нечего. Песок себе и песок. Ну, черви там гигантские, да. Прочие большие штуки. С другой стороны, взять «Лоуренса Аравийского». Тоже везде песок, тоже монструозный хронометраж (даже еще монструознее), тоже история белого господина, возглавившего сопротивление аборигенов. Но знаете, что такого было в «Лоуренсе Аравийском», чего нет в «Дюне»? Вызывающий симпатию главный герой, за которым интересно наблюдать.

Вроде бы такая банальная и очевидная вещь, а поди ж ты. Впрочем, надо сказать, что в первоисточнике Пол Атрейдес еще более раздражающе унылый. Чуть ли не треть всей книги посвящена его утомительной рефлексии на тему того, как тяжело нести бремя мессии, который прозревает будущее и видит оное крайне неутешительным. Вильнев, к чести его, нас от этого избавил. Впрочем, ходячим манекеном, лишенным каких-либо ярко выраженных человеческих качеств, Пол Атрейдес быть не перестал. Зато его внутренняя трансформация из домашнего мальчика в кровожадного вождя народа теперь выглядит обескураживающе стремительной.

Оно бы, может, и ничего, но в «Дюне» же в принципе нет ни единого сколько-нибудь выпуклого, колоритного, занятного или хотя бы похожего на живого человека персонажа. За исключением (и то с натяжкой) персонажа Джейсона Момоа из первого фильма и злодея Остина Батлера из второго, который слегка разбавляет общую чрезмерную напыщенность толикой яростной экспрессии, это просто сборище узнаваемых актеров, слоняющихся туда-сюда с постными рожами. Кристофер Уокен и тот скучно, без энтузиазма отрабатывает номер. А это надо умудриться, чтобы Уокен был скучным. Где вообще такое видано?

Натурально, в кого ни ткни – насквозь проткнешь, настолько все плоские. Вследствие чего наблюдаемый нами вымышленный мир, и без того в буквальном смысле пустынный, становится совсем искусственно безжизненным. И стимул вникать в суть основного конфликта, не говоря уже о тонкостях взаимоотношений между сторонами, пропадает. Кто в итоге одержит верх: фашисты или наркоманы-моджахеды? А может, загадочные тетеньки с иголками? Да какая, к червям песочным, разница! Тем более что нам никто так и не растолковал как следует, чего конкретно все эти граждане добиваются. Дени Вильнев – он же, повторимся, как Нолан. Еще и потому, что тоже считает, будто чем сложнее и запутаннее, тем лучше. Поэтому нет времени объяснять, запускаем ядерные ракеты!

Собственно, почему бы и не запустить, раз на то пошло. Если понарошку, то и на здоровье, мощные бабахи никогда не помешают. Зачем только это делать с такой истошной претенциозностью, как будто это не кино про космических масштабов зарубу карикатурных злобных фашистов с наркоманами верхом на червях, а что-то впрямь глубокомысленное и многозначительное? Возможно, затем, что иначе, без деколонизаторского пафоса и вот этого всего, пачку «Оскаров» не выдадут. Даже при наличии объективно выдающихся технических наворотов.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Недавние Посты

Улыбка дьявола: Как Хью Грант перешел на темную сторону

Ненаглядный наш Хью Грант – актер с максимально безобидной и обаятельной внешностью. Это сделало его звездой мелодрам и ромкомов, где…

43 минуты назад

В Санкт-Петербурге пройдет фестиваль «Влюбленные в искусство»

С 2 по 5 декабря Санкт-Петербург будет принимать гостей VIII Международного кинофестиваля «Влюбленные в искусство». В этом году в программу…

17 часов назад

Москва не сразу строилась: Фильмы, которые снимали чересчур долго

Снять фильм – не раз плюнуть. Ведь помимо финансов нужно найти достойную команду и актерский состав, не говоря уже о…

18 часов назад

Эмир Кустурица как актер: Яркие роли прекрасного режиссера

Как говорится, талантливый человек талантлив во всем. Зрители знают Эмира Кустурицу прежде всего как талантливого режиссера, подарившего нам такие замечательные…

22 часа назад

Объявлена программа «Эха» фестиваля «Послание к человеку»

С 18 по 27 октября Санкт-Петербург принимал гостей фестиваля «Послание к человеку», который собрал кинематографистов со всех уголков света. Однако…

2 дня назад

W – значит Вакаливуд

Немногие найдут Уганду на карте Африки. И не каждый отважится махнуть в эту страну, одну из беднейших в мире, в…

2 дня назад