Спектакль в стиле оливье - КиноРепортер
КиноРепортер > Рецензии > Театр > Спектакль в стиле оливье

Спектакль в стиле оливье

13 апреля 2019 / Эвелина Гурецкая
Спектакль в стиле оливье

В спектакле «На Трубе» театра «Школа современной пьесы» соединено столько несовместимых, казалось бы, сценических жанров, что он невольно напоминает салат «оливье» с его обилием не сочетаемых, на первый взгляд, ингредиентов.

Само название «На Трубе» предполагает некое веселое приключение. Таким, очевидно, он и был задуман его создателем, художественным руководителем театра Иосифом Райельгаузом. Трудно определить его жанр — это даже не спектакль в традиционном понимании, а своего рода перформанс. В этой масштабной постановке задействованы все артисты театра и практически все его пространство.

Этот спектакль — путешествие во времени и пространстве посвящен истории знаменитого здания на Трубной площади, в котором за двести лет его существования много чего произошло. А теперь здесь пишет историю театр «Школа современной пьесы», отпраздновавший премьерой спектакля «На Трубе» свое тридцатилетие. Иосиф Райхельгауз рассказал КиноРепортеру, почему именно таким спектаклем решил отметить тридцатилетие своего театра: «Я думал^ как отметить наш юбилей, и понимал, что этот день надо отметить как-то необычно. Можно было бы собирать грамоты от начальников, но мы решили поделиться со зрителями информацией об этом необычном доме на Трубной площади. Все, что увидят зрители — это реальные истории, подтвержденные документально. Мы собирали информацию из разных источников – в первую очередь, из документов Музея истории Москвы, конечно». Правда, почтенную публику создатели спектакля благоразумно предупреждают: «Все персонажи являются вымышленными. Совпадение с реально жившими людьми не случайно».

Начинается представление в жанре популярного нынче «спектакля-бродилки». Иммерсивным его не назовешь, поскольку зрители не погружаются в действо, а остаются лишь сторонними наблюдателями рассказанных историй. Но зато каких историй! Зрители увидят воссозданную артистами театра сцену встречи Антона Павловича Чехова с издателем Сувориным, которая для писателя закончилась драматично. Побывают на свадьбе Петра Ильича Чайковского и Антонины Милюковой, ставшей для композитора началом его личной трагедии. А в подвале дома зрителей и вовсе встретит сам Максим Горький, при виде которого невольно вспомнишь его знаменитую пьесу «На дне»«Здесь еще до знаменитого «Эрмитажа» был трактир «Крым», где любили собираться серьезные ребята, — поведал историю этого подвала Иосиф Райхельгауз. — Приходили впятером, уходили вчетвером. Один, как правило, уплывал по Неглинке. Зал, где они собирались, назывался «Ад», это был нижний этаж, и пускали туда не всех. Не зря в этом доме возникло выражение «концы в воду».

Одна из знаменитостей дома на Трубе — мсье Люсьен Оливье, владелец гремевшего на всю Москву ресторана «Эрмитаж» и создатель самого любимого салата всех россиян. Посвященная ему миниатюра так и называется — «Салат». А оливье стал в спектакле не просто атрибутом, но и одним из действующих лиц всего представления . Вдоволь набродившись, набравшись впечатлений и знаний, публика займет места в роскошных интерьерах главной сцены театра, зале «Эрмитаж». И будет слушать умные беседы двух великих писателей — Льва Николаевича Толстого и Антона Павловича Чехова, удивляясь тому, как современно они порой звучат. А следом, на небольшой сцене в глубине зала, вдруг появится Шаляпин, словно сошедший с полотна Кустодиева. За ним Вертинский в образе Пьеро, и в финале на той же сцене закружатся в вихре канкана полуодетые красотки. И зрители словно окунутся в атмосферу гремевшего на всю Москву ресторана «Эрмитаж» господина Люсьена Оливье. Ведь именно в этом зале в позапрошлом веке проводили вечера и столичные богатеи, и знаменитости той поры.

Зал поистине роскошен, хотя был практически уничтожен пожаром 2013-го года. Но сейчас он полностью отреставрирован и обрел свой первозданный вид. А сам театр, шесть лет скитавшийся по разным площадкам, вернулся, наконец, на свое постоянное место жительства. И не зря говорят — «не было бы счастья…». После ремонта и реставрации он не только похорошел и обновился, но еще и стал оборудованной по последнему слову театральной техники площадкой. Зал «Эрмитаж» стал трансформером с современной системой подъемных механизмов. Помимо него в театре есть еще малая сцена, «Зимний сад», появился и мансардный этаж. «У нас будет огромная летняя сцена, рассчитанная на тысячу мест, есть еще зал на 100 мест, где будут идти студенческие дипломные работы в рамках проекта „Кафедра“, — поделился своими планами Иосиф Райхельгауз. — В наших планах — фестивали уличных театров, детские программы, гастроли российских коллективов». Что же касается самого спектакля, он и впрямь получился в «стиле оливье». Здесь перемешаны все сценические жанры, от драмы до эстрады. Но при этом не возникает чувство отторжения, поскольку в результате получилось нечто вкусное и сытное, ну точь-в-точь салат оливье, которым в финале потчевали всех гостей.

Читайте также

[ММКФ-2019] Неудачный прыжок: Рецензия на фильм «Нуреев. Белый ворон» Кино
23 апреля 2019

[ММКФ-2019] Неудачный прыжок: Рецензия на фильм «Нуреев. Белый ворон»

На Московском кинофестивале состоялась российская премьера байопика знаменитого танцовщика Рудольфа Нуреева. Рассказываем о новой режиссерской работе Рэйфа Файнса.

[ММКФ-2019] Мутация современной культуры: Рецензия на фильм «Нон-фикшн» Кино
20 апреля 2019

[ММКФ-2019] Мутация современной культуры: Рецензия на фильм «Нон-фикшн»

Мелодрама о тщете всего человеческого в бездушном мире цифровой реальности.

[ММКФ-2019] Видок так себе: Рецензия на фильм «Император Парижа» Кино
18 апреля 2019

[ММКФ-2019] Видок так себе: Рецензия на фильм «Император Парижа»

Фильм открытия Московского международного фестиваля, в котором Венсан Кассель играет легендарного сыщика Видока, вызывает интерес несмотря на запах нафталина.

Она придет за твоими детьми: Рецензия на хоррор «Проклятие плачущей» Кино
18 апреля 2019

Она придет за твоими детьми: Рецензия на хоррор «Проклятие плачущей»

На экранах — новый мистический хоррор от продюсеров франшизы «Заклятие», в котором плачущий призрак тянет свои руки к чужим детям. «КиноРепортер» разобрался, что в фильме хорошего, а что — плохого.