В РАМТе состоялась премьера камерного спектакля «Пятиречие», в основу которого легли сказы Архангельской области. Об этом зрителя извещает проявляющийся на черной стене текст – в начале 1930-х знаменитая певунья Махонька пересказала истории о быте северян московской актрисе Ольге Озаровской. В неизменном виде дошли они до нас, а этим летом впервые обрели сценическое воплощение.
Пятеро сказителей встречаются на пристани, откуда их должен забрать пароход. Незнакомые, они поначалу недоверчиво относятся друг к другу, но затем замешательство проходит и слова начинают литься рекой. Под едва слышный шум дождя, мелодичные напевы, притопы и прихлопы – то бурным потоком, то почти затихающим.
В лаконичных декорациях постановки «Пятиречие» – черные стены, несколько светильников да пара деревянных лавок – режиссеру Сергею Тонышеву удалось выстроить многомерный мир, который подстраивается под каждого из сказителей. Грамотная игра со светом и тенью погружает зрителя в самую суть знакомых историй – про ревнивых и жадных невесток, неверных жен, глупых мужиков и смекалистых солдат. Про три ночи, проведенные в страшном месте, про богатырей, воспитанных дикими зверями, медвежьи логова и чудесные превращения. «Пятиречие» – это настоящие сказки для взрослых, которые слушаешь в темноте, пронизанной дрожащим светом, и вздрагивая от звуков, прерывающих мелодичный поморский говор.
Сказы превращаются то в тягучие песни, то в скороговорки – постоянные рефрены заставляют поражаться тому, сколько сил происходящему отдают актеры. Их пятеро, но каждый уникален – бешеная энергетика, особенный голос, осязаемое душевное тепло, бесхитростная, но подкупающая мимика. И главный страх – лишь бы те не оказались говорящими головами, подобными той, что была в «Руслане и Людмиле», – мгновенно отступает. Они живее всех живых, эти люди со своими страхами и желаниями, вынужденные подстраиваться, готовые как перебивать друг друга, так и помогать всеми силами.
Черный юмор в их историях пересекается с суровой искренностью, фольклор – с реальностью, а справедливое возмездие – с неизбывной тоской. Сюжеты сменяют друг друга, а зрительские переживания все плотнее наслаиваются друг на друга, сплетаясь в причудливое полотно. Пик ощущений наступает, когда герои приносят котелок с дымящейся ухой и оказывается, что слова режиссера о «спектакле, пахнущем хлебом и рыбой» – отнюдь не про напускной символизм.
Север окончательно обретает дополнительное измерение: теперь можно не только почувствовать его дыхание, но и буквально оказаться в междумирье, где обитают герои. И вновь почувствовать себя в детстве, когда истории, пересказываемые столетиями, впервые обретали кровь и плоть.
Ближайшие показы спектакля РАМТ «Пятиречие» состоятся 17 сентября, 2 и 14 октября.
13 и 14 декабря в «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится долгожданная премьера сезона – постановка пьесы Максима Горького «На дне».…
Домохозяйка по имени Жанна умеет читать мысли и управлять электротехникой, чем успешно пользуется, выигрывая крупные суммы в покер и грабя…
В Театре Мимики и Жеста новая премьера, которую планируют привезти и в другие регионы страны. Инклюзивный спектакль на русском жестовом…
В первой части обширного материала, посвященного новейшему кино про Урал, мы рассказывали о лентах, увидевших свет за последний год. Здесь…
20 ноября на сцене Дворца на Яузе состоялась первая торжественная церемония вручения индустриальной премии «МедиаБренд», которая отмечает выдающиеся проекты в…
Телевидение как способ распространения информации неумолимо сдает лидерство, но как сегмент индустрии развлечений не устареет, наверное, никогда. Потому что от…