За годы Великой Отечественной войны произошло столько страшных и по-настоящему шокирующих событий, что режиссеры и сценаристы до сих пор находят, чем поразить зрителя. На этот раз в центре внимания — блокада Ленинграда, одна из самых болезненных страниц в истории нашей страны, ей посвятили свои фильмы Михаил Ершов, Александр Сокуров, Сергей Лозница и многие другие.
Показать эту трагедию с новой стороны решился Алексей Козлов — постановщик военных драм «Бой местного значения» и «Лейтенант Суворов». Он обратил внимание на крушение баржи «752» (по другим данным — «725») в 1941 году на Ладоге, из-за огромного количества жертв прозванное «Ладожским «Титаником».
В ночь на 17 сентября, когда немецкая армия уже окружила город по суше, было решено эвакуировать из осажденного города по Дороге жизни как можно больше людей. По разным источникам, на борту оказались от 1200 до 1500 человек, среди которых значились курсанты военных училищ, офицеры и члены их семей с детьми, вольнонаемные служащие и просто жители города.
Озеро в тот вечер было неспокойным. А когда судно двинулось в путь, начался шторм, и при первом же столкновении со стихией в его обшивке образовалась течь. В непроглядной тьме, посреди бушующей ледяной воды баржа начала тонуть. Буксир «Орел», тянувший ее за собой, неустанно передавал сигналы SOS, но среагировали на них только фашистские самолеты, прилетевшие бомбить терпящих бедствие людей. Выжили в той трагедии всего 240 человек, остальные пассажиры погибли от взрывов, замерзли или утонули.
Прочитав воспоминания о тех событиях, Алексей Козлов, по его собственным словам, был потрясен до глубины души: «Когда баржа была уничтожена, по Неве плавали детские панамки, чемоданчики, игрушки. У меня даже голос дрожит, когда я себе представляю этот ужас». Это и подтолкнуло его к работе над сценарием картины под рабочим названием «Баржа 752». Он консультировался с очевидцами, родными и близкими погибших, а также попавшими в схожую ситуацию людьми. И одна из услышанных историй сподвигла постановщика вести повествование от первого лица, как это, кстати, было в «Титанике».
И тут схожесть с фильмом Джеймса Кэмерона выходит на первый план: любовная линия в ленте «Спасти Ленинград» становится одним из ведущих мотивов наравне с общечеловеческой трагедией. Главная героиня, дочь врага народа Настя, вместе со своим возлюбленным, курсантом Костей Гореловым, которого отец-полковник хочет уберечь от участия в оборонительных боях, оказывается на барже. Вместе с парой плывет следователь НКВД, курировавший дело Настиного папы. Что было дальше, вы уже знаете.
Съемки фильма проходили на озере Ильмень, где был воссоздан порт Осиновец, близ которого осуществлялась погрузка пассажиров, и, конечно, в Санкт-Петербурге. В частности, на Ленинградском северном заводе построили макет баржи, чтобы снять шторм и ее потопление максимально реалистично: «Наша команда потратила немало усилий, чтобы каждый эпизод выглядел впечатляюще на экране. При помощи водосбросов и ветродуев создавали волны, а потом штормовые эпизоды дорабатывали компьютерной графикой». Режиссер обещает, что на фоне трагедии большую часть хронометража займет экшен.
Главных героев играют молодые и неизвестные, но совсем не случайные люди. Женская роль досталась Марии Мельниковой, дочери звезды «Улиц разбитых фонарей» Анастасии Мельниковой, которая и в фильме сыграла ее мать, а мужская — внуку Андрея Миронова, Андрею Миронову-Удалову. Многие из задействованных в картине актеров, по словам постановщика, родились в Питере, «и для них это история родного города».
Несмотря на схожесть темы и другие детали, связывающие «Спасти Ленинград» с эпиком Кэмерона, у Алексея Козлова получилось самобытное кино, способное тягаться с заморским конкурентом качеством сюжета и человеческой драмы, заставляющей сердце замирать, а глаза наполняться слезами: «Наши Джек и Роуз попадают во власть не только водной стихии, но и человеческой жестокости. Люди тонут, с неба их «утюжат» немцы. Похлеще «Титаника» будет, не правда ли?»
Если калина, то красная, если режиссер, умеющая переносить на сцену прозу о национальном характере, то Марина Брусникина. Со дня смерти…
Нелинейная драматургия – инструмент, безусловно, интересный. Но и работает он исключительно в умелых руках, поскольку одного разброса сцен в хаотичном…
Группа подростков решает отметить выпускной на всю катушку – они арендуют роскошный коттедж, устраивают ужин при свечах и распивают элитный…
13 и 14 декабря в «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится долгожданная премьера сезона – спектакль «На дне» по одноименной пьесе…
Домохозяйка по имени Жанна умеет читать мысли и управлять электротехникой, чем успешно пользуется, выигрывая крупные суммы в покер и грабя…
В Театре Мимики и Жеста новая премьера, которую планируют привезти и в другие регионы страны. Инклюзивный спектакль на русском жестовом…