Театральный сезон потихоньку подходит к концу, но это не повод расстраиваться. Тем более что на многие пьесы современных драматургов обращают внимание и в киноиндустрии. В результате чего литературные произведения оживают на больших экранах. В этом материале «КиноРепортер» рассказывает о семи таких экранизациях. И сразу предупреждает, что Мартина МакДоны в списке не будет – несмотря на то, что ирландского драматурга обожают ставить в региональных театрах (особенно на Урале и в Сибири), свои фильмы он предпочитает снимать по оригинальным сюжетам. Во всяком случае пока что.
Эту подборку мы решили приурочить к 45-летию Флориана Зеллера – французского драматурга, который прославился в кинокругах несколько лет назад, когда адаптировал собственную пьесу «Отец» для больших экранов. За режиссуру он взялся лично, что окупилось сторицей: и Флориан Зеллер, и исполнивший главную роль в его фильме Энтони Хопкинс удостоились персональных статуэток на церемониях «Оскара», BAFTA и премии Европейской киноакадемии. Хотя по факту это была уже вторая экранизация «Отца», нашумела она куда больше «Флориды», снятой во Франции в 2015 году.
Блестящий психологический триллер посвящен пожилому герою по имени Энтони, который страдает от деменции и постепенно становится совершенно невыносимым для близких. В первую очередь – для дочери, которая отчаянно пытается найти для него очередную сиделку, готовую терпеть стариковские причуды. Столкновение двух миров приводит к постоянным конфликтам. При этом эксцентричность и грубость Энтони еще сильнее размывает и без того зыбкую реальность, в которой он существует.
«Отец» вышел в 2020 году, а уже в конце 2021-го на Венецианском фестивале состоялась премьера «Сына» – еще одной картины, основанной на пьесе Зеллера, и снятой им самим. Аналогичной популярности лента с Хью Джекманом, Лорой Дерн и Ванессой Кирби снискать не смогла, зато укрепила позиции драматурга, предельно конкретно пишущего в том числе про (не)умение сопереживать, в театральных кругах. Так, в Москве его пьесы за последние пару лет поставили в Театре Моссовета, «Современнике», РАМТе, Театре имени Вахтангова и МХТ имени Чехова. Не меньшее количество спектаклей по Зеллеру можно найти и в Петербурге.
С Ирвином Уэлшем вышла интересная история. Шотландец прославился в первую очередь своими дерзкими романами – один его дебют «На игле» оставил след не только в мировой литературе, но и в кинематографе. Но еще Уэлш выпустил несколько сборников рассказов и оригинальных пьес. А еще пьес неоригинальных, в основу которых легли его собственные – и уже опубликованные к тому времени – произведения. В этой подборке мы чуть схитрим и остановимся на «Кислотном доме», сюжет которого опирается на одноименный сборник Уэлша, адаптированный им самим в формат киносценария. А значит, почти в пьесу.
«Кислотный дом» состоит из трех независимых частей, которые так или иначе затрагивают характерные для Ирвина темы (социалка, запрещенные вещества и общечеловеческие страдания), а также собственные воспоминания автора – он и сам появляется в кадре. При этом сильна здесь и фантасмагорическая часть – например, одного из несчастных героев бог превращает в муху, а другой, законченный наркоша, волею судеб меняется местами с младенцем, родившимся в зажиточной семье.
К моменту премьеры публика успела увидеть «На игле» и с нетерпением ждала от Уэлша чего-то нового. Он не подвел, однако результат мало кому пришелся по вкусу: в случае с «Кислотным домом» его творчество вылилось на экраны слишком депрессивным и неразбавленным потоком. Отдельной сложностью стал и эдинбургский диалект с обилием сленга и нецензурной брани, потребовавший субтитров. Не меньше проблем в дальнейшем вызвало и затянувшееся производство «Экстази» – фильма, который сам Ирвин до сих пор терпеть не может. Вероятно, именно поэтому в дальнейшем к редактуре первоисточника кинематографисты относились куда внимательнее: слово «гламур» тут не слишком уместно, а вот «полировка» – вполне.
Абсурдистская пьеса о человеке, которого полиция задержала за то, что он не любит родной город и не интересуется повседневностью, взорвала театральные круги несколько лет назад. В коронавирусном 2020-м появилась и ее экранизация: в картине Семена Серзина описанный драматургом мир стал объемнее, но не потерял ни в остроте, ни в злободневности. Главную роль исполнил Вадик Королев, а компанию ему составили в том числе Виктория Исакова и Владимир Майзингер, что привлекло к проекту внимание со стороны зрителей, не столь активно интересующихся театром.
Одна из прелестей «Человека из Подольска» заключается в том, что пьесу можно трактовать абсолютно по-разному: видеть насильственное причинение добра или вместо этого задуматься о том, как ты видишь мир, и научиться замечать хорошее вокруг себя.
«Для меня важно не транслировать какие‑то собственные идеи, а оставить как можно больший простор – во-первых, для творчества режиссеров и актеров, а во-вторых, для мыслительного процесса», – подтверждает этот тезис сам Дмитрий Данилов.
А еще в этом произведении многое зависит от обманутых ожиданий, вызывающих острое чувство диссонанса. Кстати, Семен Серзин не остановился на одном фильме: два года спустя он выпустил по пьесе драматурга «Похожего человека» – кафкианский абсурд с достаточно предсказуемым, но оттого не менее пронзительным финалом, в котором сам сыграл главную роль. По сюжету, полицейский ведет дело о загадочном самоубийстве и по ходу расследования теряет себя где-то на просторах Петербурга. Что касается других работ Данилова, его роман-антиутопию «Саша, привет!» недавно поставили в Театре наций. Не менее востребованным остается и «Человек из Подольска»: в северной столице, например, эту роль много лет исправно играет Дмитрий Лысенков.
Пьесы Ярославы Пулинович, ученицы знаменитого драматурга Николая Коляды, чаще можно увидеть в театре, однако и до киноэкранов некоторые ее произведения добрались без особых потерь. В их числе – не слишком известная «Залиния» про девочку, лишенную родительской любви, и фестивальная «Жанна» про суровую бизнесвумен, отчаянно пытающуюся найти эту самую любовь даже в качестве дешевого суррогата. Кроме того, Пулинович отвечает за новую версию «Вам и не снилось», где смысловые акценты будет расставлены иначе, а ключевой героиней станет Вера в исполнении Виктории Толстогановой.
В отличие от перечисленных проектов, главным героем «Как я стал…» оказывается юноша. Павел Табаков играет мажора Сашу, которого отчисляют из института за систематические прогулы, после чего отец (Сергей Пускепалис) перекрывает ему доступ к финансам. Практически сразу Саша узнает, что девушка, которая была с ним только из-за денег, изменяет ему с проректором, подписавшим документы на отчисление. Мрачный настрой сбивает случайная знакомая (Ольга Лерман), у которой проблем еще больше: ее эксцентричная мать-актриса (Роза Хайруллина) то уходит в запой, то пытается наложить на себя руки. Чтобы хоть в моменте исправить ситуацию, герой притворяется драматургом, у которого есть пьеса, словно написанная под отчаявшуюся женщину.
Некоторых зрителей картина отпугивает, поскольку в ней практически ничего не происходит: так, всего лишь житейский опыт, через который в определенном возрасте проходят почти все, да юношеский максимализм («про себя надо знать все», – зло бросает Саша на десятой минуте фильма). Который зачастую выливается в непредсказуемые последствия. Но в этом «ничего» отчетливо слышится дыхание жизни со всеми ее горестями и радостями, страхами и надеждами. К счастью, режиссеру (для Павла Мирзоева фильм стал дебютом) удалось не растерять по дороге магию, заложенную Пулинович в простые, казалось бы, реплики и ситуации.
Произведения братьев Пресняковых – Олега и Владимира – ставились во многих театрах, в том числе за пределами России. Однако, пожалуй, самой известной экранизацией по-прежнему остается черная комедия «Изображая жертву». В центре ее сюжета оказывается 30-летний Валя (Юрий Чурсин), который работает статистом и на следственных экспериментах изображает жертв различных преступлений. Вдобавок к абсурдной реальности примешиваются отголоски Гамлета – и картина оказывается коктейлем из обрывков фантасмагоричных снов, чернушного мокьюментари и животрепещущего изображения той самой загадочной русской души.
Менталитет – в том числе вечная надежда на авось и почти фольклорная смекалка – здесь действительно срисован четко: чего только стоит проникновенный и крайне нецензурный монолог Виталия Хаева! Ну а время лишь доказало актуальность многих тем – реплики про терроризм и экзотику, на которой продолжают зарабатывать до первого ЧП, остро воспринимаются и через 18 лет после премьеры. Наконец, фильм может похвастаться звездным кастом: в кадре появляются Марина Голуб, Федор Добронравов, Анна Михалкова, Марат Башаров, Александр Ильин и Андрей Фомин.
Помимо пьес, братья Пресняковы активно работают и с другими форматами: например, перерабатывают классику для театральных подмостков и пишут оригинальные сценарии для телесериалов и фильмов. В числе последних – спортивные байопики «Одиннадцать молчаливых мужчин», «Мистер Нокаут», а также еще не вышедшая в прокат комедия с Павлом Прилучным «Водитель-олигарх».
Москва, наши дни. Загнанная мать хватается за любую возможность удержать семью на плаву, дочь уходит в юношеский максимализм из-за безответной любви, а отец семейства цепляется за несбыточные мечты из прошлого. Ситуацию усугубляет приезд бабушки, которая много лет провела в святых местах, отмаливая собственные грехи, вместо того чтобы просто быть с близкими, и теперь пытается насаждать свои порядки на чужой территории. И сперва ее внушения работают: бесконечная ругань сменяется подобием гармонии, и даже запойный сосед неожиданно бросает пить, курить и ругаться матом. Поначалу даже сложно сказать, насильственным способом это происходит или нет.
«Язычники» достаточно безыскусно сняты (а почти документальная съемка выглядит откровенно лишней), но на деле тексту уроженки Одессы Анны Яблонской достаточно самых простых декораций. Как и в других ее пьесах, здесь есть пронзительные монологи («смерть свою в магазине купил, домой принес, понимаешь?»), тонкие наблюдения и точно схваченные переживания – об истинной вере (а не религии, как можно подумать изначально), разочаровании, любви, личном выборе. Это еще одна история про тяжесть бытия, в которой нужно уловить что-то нужное и настоящее, без лишнего пафоса и напускной философии. Уход в радикализм здесь обнажает только антигуманные взгляды, а человеческая природа – манипуляции, которым тысячи лет.
За пьесу «Язычники» Анна должна была получить премию «Искусство кино» – она погибла в день награждения в теракте в аэропорту Домодедово. Яблонской было всего 29 лет, но ее тексты были настолько зрелыми и достоверными, что их до сих пор можно увидеть в театрах по всему СНГ. В их числе, например, «Лодочник» в Городском Санкт-Петербургском театре, главный герой которого пускается в роковое путешествие, чтобы спасти любовь всей своей жизни.
Тусклый больничный свет, строгая будничная рутина. Однако для Майкла Алина (Ксавье Долан) канун Рождества будет особенным: молодой пациент психиатрической лечебницы последним видел не вернувшегося домой врача и теперь затевает настоящую игру разума с теми, кто жаждет выяснить подробности произошедшего. Своих героев Николас Биллон поместил в антураж 1960-х. А еще решил, что в печальных стенах по умолчанию должно быть много страданий. Возможно, все дело в неопытности: для канадского драматурга «Песнь слона» стала дебютом. Но так или иначе терзаются здесь почти все. Порой даже слишком: в какой-то момент драматические детали начинают перевешивать даже детективную интригу.
Неуравновешенный Алин рос при эмоционально отсутствующей матери, прославленной оперной певице, а отца видел лишь единожды, но и этого хватило, чтобы получить травматичный опыт на всю жизнь. Психиатр Тоби Грин (Брюс Гринвуд) постоянно нарушает этические границы, слишком подробно вовлекаясь во все процессы, что приводит к катастрофическому смешению личной и профессиональной жизни. Да и у пропавшего Джеймса Лоуренса были свои секреты, слухи о которых он – в силу собственного отсутствия – не может ни подтвердить, ни опровергнуть.
При определенной специфичности «Песнь слона» все равно оказывается любопытным киноопытом: картина обладает достаточно катарсическим финалом и дает редкий шанс увидеть перформанс Долана под руководством другого режиссера. Десять лет назад фильм гостил на кинофестивале в Торонто и удостоился нескольких национальных премий, в том числе за адаптированный сценарий.
Режиссер Театра Олега Табакова Алена Лаптева представила возобновленную версию своего спектакля «Старший сын». Премьера состоялась на Другой сцене «Современника»: здание, в котором размещается…
Рассказываем про самые яркие сериальные новинки, которые скрасят грядущие зимние праздники. «Первый номер» Всегда было интересно, как устроен мир современных…
С 6 по 8 декабря в Москве и Санкт-Петербурге состоится Фестиваль сербского кино. Это ответное культурное мероприятие: с 27 ноября…
Рассказываем о самых ярких новинках, которые можно будет увидеть на широких экранах до и после Нового года. «Безмолвное братство» Агент…
В Театре имени Моссовета состоялась первая премьера сезона – «Похищение эС» по произведению современного драматурга Петра Гладилина. Свое детище автор…
В ноябре 2004-го Грегори Хаус, гениальный диагност и ворчливый социопат, блестяще излечил первую пациентку – воспитательницу детсада с личинкой ленточного…