Тайваньское кино наряду с гонконгским считается частью китайскоязычного кинематографа, но все-таки это отдельное культурное явление со своими особенностями. Всю историю мы пересказывать не будем – вместо этого сосредоточимся на самых ярких и любопытных тайваньских картинах последних лет.
Тема буллинга в современном кино, кажется, уже максимально раскрыта. Но все-таки некоторые шедевры дремлют на малоизвестных стриминговых платформах в ожидании благодарного зрителя. «Мон Мон Мон Монстры!» – как раз из таких. Причем к вопросу он подходит настолько радикально, что после уже и нечего добавить. Недаром режиссер Гидденс Ко (он же и сценарист) отказался от изначально задуманной съемки на iPhone в пользу широкоэкранного высказывания о ненависти, с которой ему самому также довелось столкнуться.
Что ж, ненависти в «Монстрах» и правда предостаточно. В центре сюжета – одиночка Лин, над которым регулярно, изощренно и с удовольствием издеваются одноклассники. Один из их пранков заканчивается общественными работами для всех участников: старшеклассники отправляются ухаживать за пожилыми людьми, но вместо этого, с уже привычным размахом, глумятся и над ними. Пока их внимание не отвлекает кровожадный монстр, которого парни ловят и сажают на цепь. И поначалу это все выглядит как стандартное би-муви с не самой лучшей графикой, где подростки просто не знают меры и испытывают этот мир на прочность.
Однако при помощи занятных инструментов, вроде фольклорных мотивов и сестринской связи между двумя монстрами, этот комедийный хоррор превращается в социальную трагедию и вскрывает одну из главных проблем современности: травля и то, к чему она приводит. Так, Лина буллят до тех пор, пока не находят кого-то более уязвимого. В то время как он должен сделать невозможный выбор: спасти живое существо, но вновь обратить на себя внимание – или же присоединиться к обидчикам, чтобы оказаться «по ту сторону» и издеваться над кем-то еще вместе. И в конце концов становится ясно, что зубастые твари в меньшей степени монстры, чем обычные люди, а травля не заканчивается никогда, просто меняя форму, методы и руки, которыми осуществляется.
Что еще посмотреть: жестокий антропологический ужастик «Соседи снизу» (2016) по сценарию Гидденса Ко о том, как один человек может свести с ума целый дом, и триллер «Вселяющий страх»(2021) о шести одиноких зуммерах, чьи жизни пересекаются из-за публичного убийства.
Кино про кино – это всегда отдельный жанр, в котором находится место и творческим метаниям, и борьбе за идею, и даже криминальным разборкам. Однако в данном случае речь идет о жизни творца в изгнании и тоске по родине, которую в большей мере олицетворяет родная мать. Главная героиня – режиссер Ян Шу, оказалась вне закона КНР, так что, попрощавшись с прежней жизнью, она уже 5 лет обитает в Гонконге. Теперь же вместе с мужем и сыном она едет на кинофестиваль в Тайбэй (столица Тайваня) – представить фильм, запрещенный на материковой части Китая. А так как туда же в автобусный тур едет мать Ян Шу, семья задумала увидеться, притворившись местными жителями.
Это роуд-муви, пропитанное тоской и безысходностью от разлуки с родными краями, от невозможности творить на родине, основано на личном опыте режиссера Ин Ляна. Однако он не отказывается от надежды, не ударяется в критику политического режима, напротив: он рассказывает о человеческой стороне ситуации. Каково это – не видеть родных, каково забыть правильные слова для диалога, каково находиться вне современного социального контекста там, где жил с рождения… Получилось меланхоличное, но честное высказывание о семье, разъединенных корнях и, конечно, травме, которую остро необходимо отрефлексировать.
Он прост в исполнении, лишен каких-либо художественных ухищрений и намеренного давления на зрителя – примерно как и «Правда» (2019) Хирокадзу Корээды, где, однако, речь идет все-таки про снимаемый здесь и сейчас фильм (Ян Шу, напротив, не может снимать из-за бытовых трудностей). И в итоге диалог главной героини с матерью, который так сложно было наладить, к концу поездки все же выстраивается – с осознанием, что в следующий раз едва ли будет проще.
Что еще посмотреть: совсем не творческую семейную трагедию «Солнце» (2018) о последствиях социального неравенства и изоляционную драму «Падение»(2021) об отношениях матери и дочери.
В отличие от проходящего по краю темы «Семейного тура», «Нина У» предлагает погрузиться в красивую снаружи и ужасную внутри индустрию, которая готова каждого вывернуть наизнанку. Главная героиня Нина, неудачливая актриса, наконец получает роль в большом кино. Там, однако, нужно сняться полностью голой, но ролей как не было, так и нет, и девушка ведется на уговоры агента пройти пробы. Все получается, даже сложные съемки в фильме, но девушку начинают преследовать неприятности, да с такой настойчивостью, что кажется, будто кто-то наложил на актрису проклятие.
В первую очередь эта картина поднимает тему сексизма и разнообразной эксплуатации юных работников кинематографической мельницы. Нину убеждают в том, что «голая сцена» очень важна для сюжета, а чтобы получить от нее нужную эмоцию, режиссер с готовностью распускает руки. Кроме того, здесь потеря себя равноценна продаже души в обмен на успех, эдакая классическая схема от «Малхолланд Драйва» до «Черного лебедя».
И хотя развязка может показаться более чем банальной, когда настанет момент получить ответы на вопросы, фильм уже полностью вас поглотит. Насыщенные цвета с преобладанием красного, главная героиня в исполнении У Кэси с геометричной челкой и магнетическим взглядом и ряд пугающих событий, которые проносятся, словно страшный сон, – вот он, идеальный набор для слоубернера, который работает от и до.
Что еще посмотреть: фильмы с центральными и весьма неоднозначными женскими персонажами – криминальную драму «Дерзкая, испорченная и красивая»(2017) о женщине у руля преступной группировки и драмеди «Неподъемное желание»(2019) о девушке, которая находит в себе силы быть той, кто она есть – даже если ест она очень много.
Тайваньское кино – это в большинстве случаев мелодрамы или криминальные драмы, но порой встречаются такие легкие чудесные ромкомы, что западному кинематографу остается только нервно есть панкейки в сторонке. Один из таких – «Мой пропавший Валентин», изобретательный, забавный и добрый фильм о том, что любовь всегда где-то рядом.
Когда люди что-то теряют, они либо смиряются, либо обращаются в полицию… Вот и Ян Сяо-Чи, слишком быстрая для этого мира девчонка, обратилась. Но потеряла она не человека и даже не ценную вещь, а целый День святого Валентина вместе со свиданием и парнем, которые к нему прилагались. То есть она буквально проснулась в следующем дне без каких-либо догадок о произошедшем. Так начинается долгий и невероятный путь Сяо-Чи к любви, наполненный странными снами, необычными знакомствами и исключительными совпадениями. Что самое интересное, обошлось без клише: «Мой пропавший Валентин» буквально их все переворачивает и заново обыгрывает, да так, что глаз не оторвать.
В итоге получается целое путешествие по Тайваню, с юмором и романтикой, с песнями и фэнтезийными элементами, а главное – почти сказочной атмосферой, которая еще долго будет согревать даже после завершения фильма. Что важно, харизматичная главная героиня – не красавица, не супергероиня, а простая девчонка, которая работает на почте. Это уменьшает дистанцию, так что за Сяо-Чи болеешь всей душой. Прекрасные пейзажи, занятные локации и смешная песня про креветку (о, это отдельный шедевр!) прилагаются.
Что еще посмотреть: очаровательное романтическое фэнтези «Пока мы не встретимся вновь» (2021) все того же Гидденса Ко и «Любовь, которой у меня никогда не было» (2021) про девушку, которая ищет причину своего одиночества.
Наконец, настала очередь криминальной истории. Но и тут тайваньское кино примешивает романтику! Самостоятельный бандит-коллектор Мен-Чен вел жизнь отшельника в подвале под барбершопом, подрабатывал Робин Гудом, грабя бедных ради бедных, и был в целом доволен своей судьбой. Пока в один прекрасный день ему не поручили взыскать довольно крупную сумму с хрупкой, но стойкой девушки Хао Тин.
Тин – красивая, волевая, с характером. Она одинока, много работает и старательно ухаживает за отцом в коме, с которого, собственно, Мен-Чену и приходится стрясти огромный долг… И ладно бы он просто потерзал себя муками совести и забрал деньги, так нет же: парень по уши влюбляется. Так что он предлагает девушке весьма любопытную сделку, вот только взаимностью Хао Тин отвечать не спешит. И если бы не больной отец, она бы парня вообще отправила на все четыре стороны. Но чем дальше, тем очевиднее: О Чен и Ву справляются с этой жизнью вместе гораздо лучше, чем поодиночке.
Легкий, но насыщенный и колоритный фильм по одну сторону ставит такие социальные проблемы, как неравенство, низкий уровень жизни и кабальные кредиты, а по другую – настоящую всепоглощающую любовь, которая может спасти не только от одиночества, но и от проблем с деньгами. Ну и, конечно, всегда приятно наблюдать, как неотесанного хулигана преображает светлое чувство!
Что еще посмотреть: драму «Я странный»(2020) – далеко не самую счастливую историю парочки с ОКР.
13 и 14 декабря в «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится долгожданная премьера сезона – постановка пьесы Максима Горького «На дне».…
Домохозяйка по имени Жанна умеет читать мысли и управлять электротехникой, чем успешно пользуется, выигрывая крупные суммы в покер и грабя…
В Театре Мимики и Жеста новая премьера, которую планируют привезти и в другие регионы страны. Инклюзивный спектакль на русском жестовом…
В первой части обширного материала, посвященного новейшему кино про Урал, мы рассказывали о лентах, увидевших свет за последний год. Здесь…
20 ноября на сцене Дворца на Яузе состоялась первая торжественная церемония вручения индустриальной премии «МедиаБренд», которая отмечает выдающиеся проекты в…
Телевидение как способ распространения информации неумолимо сдает лидерство, но как сегмент индустрии развлечений не устареет, наверное, никогда. Потому что от…