30 лет назад, 25 октября 1991 года, в американский прокат вышла «Кудряшка Сью» Джона Хьюза – последняя режиссерская работа главного мастера подростковых фильмов всех времен. Хоть Хьюз и снял лишь 8 полнометражных лент, удивительно симпатичные герои, созданные им как постановщиком и сценаристом, до сих пор радуют детей и взрослых.
Персонажи Хьюза частенько вели себя из рук вон плохо. Игнорировали общепринятые нормы морали, не слушали родителей и учителей, прогуливали школу и устраивали вокруг сущий хаос. Но каждый из них оставался личностью. Смелой и неординарной. «КиноРепортер» рассказывает о самых неугомонных мальчишках и девчонках из проектов Хьюза, которые покорили наши сердца отнюдь не примерным поведением.
Эталонная картина о подростках сразу дает понять, что мы имеем дело с плохишами. 5 учеников оставлены после уроков, то есть их совесть явно не отличается безупречной чистотой. В какой-то момент ребята распахивают друг перед другом души. Мы убеждаемся, что у них немало скелетов в шкафу, да и грешков разной степени тяжести хватает.
Спортсмен Эндрю (Эмилио Эстевес), например, приклеил скотч на волосы одного паренька. Заучка Брайан (Энтони Майкл Холл) завалил задание по труду и притащил в школу сигнальный пистолет, чтобы с его помощью покончить с собой. Гламурная Клэр (Молли Рингуолд) банально прогуляла…
Главный бунтарь здесь, конечно, Джон Бендер в исполнении Джадда Нельсона. Это маргинал из неблагополучной семьи, который хамит помощнику директора, пристает к товарищам по несчастью и прячет в шкафчике марихуану. Словом, вечно встревает в неприятности. Вначале Хьюз четко разделяет героев по неким социальным кастам – качок, отличник, звезда, фрик, хулиган, – а потом доказывает условность подобной стратификации.
Да, на этих парней и девушек старательно навешивают ярлыки. Но их будущее не предопределено, и каждый из них – сложная многогранная личность с ранимой душой. А мелкие и крупные шалости подтверждают только одно: подростков глубоко волнует царящая вокруг несправедливость, и мириться с ней они пока не готовы.
В один год с «Клубом «Завтрак» вышла еще одна картина Хьюза, совсем не этапная, но в любом случае занимательная. В «Науке» режиссер сатирически переосмыслил историю Франкенштейна и заменил одиозного ученого парочкой неудачников (Энтони Майкл Холл и Илан Митчелл-Смит), а сотканного из кусочков мертвых тел монстра – сногсшибательной красоткой (Келли ЛеБрок). Парни нечаянно создают идеальную женщину, а ту хлебом не корми – дай познать все мыслимые и немыслимые удовольствия.
Гикам, которые слыли девственниками и боялись соблазнительных девиц как ядовитых змей, приходится резко повзрослеть. Еще недавно они жаловались друг другу на деспотичных родителей, а теперь сидят в баре, накачиваются спиртным, со знанием дела дымят сигарами и напиваются до потери пульса. В экс-паиньках просыпаются шаловливые дьяволята.
Реальные же школьные раздолбаи, одного из которых с очаровательной дурашливостью играет Роберт Дауни-младший, ловят у пола отвисшие челюсти: лузеры внезапно прославились. И доказали, что хулиганское обаяние еще никому не вредило.
«В этом семестре я болею уже девятый раз. Сложно придумывать что-то новенькое. Если заболею опять – придется выкашливать легкие», – Феррис Бьюллер.
Старшеклассник Бьюллер (Мэттью Бродерик) выглядит как пай-мальчик, который вроде бы не замышляет ничего плохого, но стоит зазеваться – и он тут же совершит каверзу. До конца учебы остается месяц. А в Феррисе вдруг взыграло ретивое: он прикинулся больным и вздумал прогулять уроки (хотя, по его собственному признанию, сымитировал хворь не очень правдоподобно, бывали перформансы и получше). И ладно бы взял этот грех на душу единолично – нет же, подбил присоединиться к нему и приятелей.
Посиделки за школьной партой Феррис считает бесполезным занятием. Поэтому он сыплет вредными советами, как обвести родителей вокруг пальца, а затем угоняет спорткар отца своего приятеля и мчится в Чикаго. Где доводит до экстаза толпу зажигательным исполнением битловской Twist and Shout в разгар народных гуляний в честь праздничного парада. Этот парень – поистине великий лоботряс, но его проделки абсолютно беззлобны. Он никому особо не мешает и хочет лишь урвать свою порцию удовольствий в круговороте ежедневной суматохи.
Дела в семействе Рассэл идут не лучшим образом. 15-летняя Тиа (Джин Луиза Келли), 8-летний Майлз (Маколей Калкин) и 6-летняя Мэйзи (Габи Хоффманн) вечно переругиваются и выводят из себя родителей. Особенно старается старшенькая – сквернословит, шпыняет брата с сестрой, в любой непонятной ситуации намеревается улизнуть на вечеринку. А когда папе с мамой внезапно приходится уехать, на подмогу является непутевый дядюшка Бак с добрейшим лицом Джона Кэнди. И пытается стать для детишек не домомучителем, а чутким воспитателем и верным товарищем.
Младшие представители семьи Рассэл не доставляют Баку особых проблем, зато Тиа превращается в постоянный источник головной боли. Науськивает на дядю его подружку (Эми Мэдиган), не слушается, сбегает к парню, которого хлебом не корми – дай залезть к ней под юбку. Как приструнить девушку-подростка, совсем отбившуюся от рук? Предоставить ей свободу действий и тем самым доказать, что до добра это не доведет. Когда бойфренд окончательно забывает о приличиях, именно Бак раскрывает перед героиней сочувствующие объятия. И на обломках пренебрежительного недоверия рождается прекрасная дружба.
В дилогии «Один дома» Маколей Калкин создал бессмертный образ сорванца с доброй душой, который без конца попадает в передряги, но всякий раз умудряется выйти сухим из воды. Режиссером обеих лент стал Крис Коламбус, а Джон Хьюз придумал персонажей и написал сценарии, отчасти вдохновившись сотрудничеством с Калкиным на съемках «Дядюшки Бака». Мефистофель вечно желал зла, но творил добро. Кевин МакКаллистер же – с точностью до наоборот. Вроде и не собирается пакостить, а все как-то само получается.
Безобидное желание полакомиться сырной пиццей оборачивается грандиозной семейной разборкой. Необузданное любопытство приводит к тому, что этажерка в комнате старшего брата, на которой хранились всяческие мальчишеские сокровища, превратилась в груду обломков. А ненамеренная кража зубной щетки повлекла за собой бегство от правосудия в лице неповоротливого копа и последующее самобичевание («теперь я преступник!»). Но именно бесшабашность, гиперактивность и бесстрашие помогли Кевину дать отпор «мокрым бандитам», защитив от них свой дом в Чикаго и магазин игрушек в Нью-Йорке.
Режиссерское завещание Хьюза – оптимистичная мелодрама о 9-летней очаровашке Сью (Элисан Портер), которая болтается по замерзшим улицам Чикаго на пару с папаней-аферистом Биллом (Джеймс Белуши). Суровое мужское воспитание дает свои плоды. Сью вовсю дерзит взрослым, таскает из ресторана еду за спиной официантов, не гнушается рукоприкладством. Еще она профессионально мухлюет в карты, но в нужный момент пускает слезу не хуже голливудских актрис: манипулировать наивными богачами – ее конек.
При этом нельзя сказать, что Сью растет, как сорная трава, без какого-либо контроля. Билл не лишен гордости и чувства собственного достоинства – важные качества, которые он с детства прививает и девочке. Учит не только постоять за себя, но и не перегибать палку даже в проказах: не воровать и не обманывать лопухов совсем уж беззастенчиво. Это сочетание искренности с дерзостью привлекло к папе с дочкой красотку-адвоката и помогло появиться на свет счастливой семье.
Фильм Ника Кастла, вышедший через год после сиквела «Один дома», нагло паразитирует на популярности Кевина МакКаллистера. Судите сами: озорной светловолосый мальчишка портит жизнь взрослым, когда родители уезжают и оставляют его одного. Джон Хьюз при работе над сценарием явно не сильно напрягался.
Правда, 5-летний Деннис, самый юный герой нашей подборки, тиранит в основном не грабителей, а ворчливого соседа в исполнении Уолтера Мэттау. Причем тиранит эффектно и эффективно: выстреливает ему в рот из рогатки таблеткой аспирина, выбивает из вставной челюсти пару зубов и меняет жидкость для полоскания рта на средство для чистки унитаза.
Шалун Деннис держит в страхе всю округу. Сиделки терпят его компанию исключительно в шлемах, а приличные люди предпочитают вообще обходить его стороной. Однако Деннис, подобно любому ребенку, всего лишь хочет внимания, ласки, душевного тепла, тогда как пожилой брюзга страдает от одиночества. И наконец противоположности притягиваются: непоседливый мальчонка и невезучий старичок становятся добрыми приятелями, хотя еще недавно в это было трудно поверить.
13 и 14 декабря в «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится долгожданная премьера сезона – постановка пьесы Максима Горького «На дне».…
Домохозяйка по имени Жанна умеет читать мысли и управлять электротехникой, чем успешно пользуется, выигрывая крупные суммы в покер и грабя…
В Театре Мимики и Жеста новая премьера, которую планируют привезти и в другие регионы страны. Инклюзивный спектакль на русском жестовом…
В первой части обширного материала, посвященного новейшему кино про Урал, мы рассказывали о лентах, увидевших свет за последний год. Здесь…
20 ноября на сцене Дворца на Яузе состоялась первая торжественная церемония вручения индустриальной премии «МедиаБренд», которая отмечает выдающиеся проекты в…
Телевидение как способ распространения информации неумолимо сдает лидерство, но как сегмент индустрии развлечений не устареет, наверное, никогда. Потому что от…