Недавно два уважаемых артиста отметили юбилеи: Чарли Ханнэму стукнуло 45, Рону Перлману – 75. Что объединяет этих колоритных мужчин? Одни вспомнят «Тихоокеанский рубеж», а другие понимающе кивнут и произнесут загадочную аббревиатуру: SAMCRO. Которая расшифровывается как Sons of Anarchy Motorcycle Club, Redwood Original. И относится к одноименному сериалу «Сыны анархии», названному в честь байкерской группировки из вымышленного городка Чарминг, штат Калифорния.
Он шел с 2008-го по 2014-й и на протяжении 7 сезонов болтал публику на таких американских горках, что мало не покажется. Чем же этот сериал примечателен и почему многие считают его величайшей (хоть и жутко недооцененной) криминальной драмой из всех, что когда-либо гостили на экранах телевизоров и ноутбуков?
«Сынов» придумал Курт Саттер, большую часть нулевых проработавший сценаристом полицейского многосерийника «Щит». Он рос в Нью-Джерси, неподалеку от государственной тюрьмы, подолгу торчал в подвале и стремительно толстел. После окончания средней школы подсел на выпивку и кое-что похлеще. Но в результате меньше чем за год Курт сбросил около половины веса, начал выступать со стендап-номерами в Нью-Йорке и колесить по стране на «Харлее», который позже продал и продолжил учебу в университете Северного Иллинойса. К 40 годам он успел побывать алкоголиком и заделаться убежденным трезвенником, жениться и развестись, встретить любовь своей жизни Кэти Сагал (к ней еще вернемся) и приобрести в шоу-биз-кругах репутацию рок-звезды: то взбалмошной и ворчливой, то вдумчивой и деликатной. Эти качества Саттера сплелись и в «Сынах анархии», где грубые мужланы на байках, пропахшие бензином и потом, разыгрывают шекспировскую драму.
Вильям наш часто писал о том, что власть развращает. И Саттер решил развить эту идею на примере мотоклубов, которые изначально были просто кружками по интересам: братством мужиков, нередко ветеранов, любивших пыль дорог да ветра свист. Но деньги на пиво и прекрасных дам быстро кончались. Вот участники клуба «Сыны анархии» и свернули на кривую дорожку, превратившись в итоге в преступный синдикат. Что не очень-то соответствовало более мирной идеологии, которую отстаивал первый президент «Сынов» Джон Теллер. Его сын Джекс в исполнении Чарли Ханнэма – ведущий герой, местный Гамлет. Прочие персонажи тоже имеют шекспировские прототипы. Жена Джекса Тара (Мэгги Сифф) – Офелия. Его друг Рыжий (Райан Херст) – Горацио. Его мать Джемма (та самая Кэти Сагал) – Гертруда. Ее избранник Клэй Морроу (Рон Перлман) – Клавдий. Ну и далее в том же духе.
«В тех или иных моментах сериала мы совершаем резкие трагические виражи, отдающие Шекспиром, причем периодически движемся в сторону «Макбета», – заявлял Курт Саттер. Сами по себе эти референсы не шибко поражают – в конце концов, кто только Шекспиром не вдохновлялся. Но в «Сынах анархии» классическая драматургия взлетает на головокружительные высоты, когда в персонажах вновь и вновь сталкиваются лучшие и худшие качества, то подбивая на преступления, то обнажая остатки гуманности и даже героизма – вплоть до великого самопожертвования Джекса в финале. На протяжении всех сезонов «Сыны» остаются бешеным миксом семейной драмы и криминального триллера, где вроде находится щелочка для романтики, преданной дружбы, чего-то важного и светлого. Но при этом до последних мгновений закручивается вихрь насилия, демонстрируя, как буднично совершаются страшные злодеяния и на какие крайности толкает жажда мести.
Помимо остро заточенной драматургии, «Сыны анархии» могут похвастаться и скрупулезно продуманной клубной иерархией, системой управления и спецификой отношений между членами группировки, их женщинами, полицией, тюрьмой и другими бандами. Здесь не только в кого-то стреляют (постоянно) и что-то взрывают (частенько), но и ведут долгие переговоры, решая сиюминутные дела и определяя стратегию развития путем голосования среди особо влиятельных байкеров – президента, вице-президента и замов. Членство в клубе – высокая привилегия, чьим символом является фирменный жилет с нашивкой и право набивать аналогичные тату. При выходе/изгнании из клуба, соответственно, тату следует удалить, а нашивки – отпороть.
Система рангов в «Сынах» четко отшлифована. А символика мастерски проработана с точки зрения дизайна, сделана модной и узнаваемой, так что не удивляйтесь, когда встречаете в метро людей (преимущественно парней), на чьей спине красуется фигура Смерти с косой и анархистским значком. Какую бы дичь ни творили байкеры, народ по-прежнему считает, что выглядеть, как они, – круто. Неоспоримое свидетельство культового статуса, на который, разумеется, повлияли и кастомные байки Harley-Davidson, объекты массы разборов на тематических сайтах. Отдельные модели были вполне доступны, и фанаты могли без проблем заполучить их в свои гаражи. О других – вроде уникального чоппера Бобби Элвиса – оставалось лишь мечтать. В любом случае байки, кожанки, прокуренные бары, где зависали беспечные ездоки, и прочие атрибуты внешнего мира «Сынов» оказались максимально аутентичными, осязаемыми, даже если вы ни разу не катались на чем-то мощнее велосипеда.
Естественно, Саттер вдохновлялся не только Шекспиром, но и жизнью реальных мотоклубов, изучая ее по пачкам документов и воспоминаниям очевидцев. По тому же пути шли артисты. Ханнэм, например, провел немало времени в одном из клубов Окленда, где познакомился с молодым байкером с трагической судьбой. Тот вел себя чертовски бесшабашно и был убит в перестрелке спустя неделю после отъезда Чарли из города. В память о 22-летнем бунтаре без идеала актер скопировал его манеры и внешность для образа Джекса.
Саттер же позвал на должность технического консультанта Дэвида Лабраву из группировки «Ангелы ада» и вдобавок предложил ему второстепенную роль жестокого члена «Сынов» по кличке Лыба. Вслед за ним в сериал пришло еще несколько «ангелов», чей опыт и репутация благотворно на него повлияли, – основательная подготовка Саттера заставляла относиться к шоу с глубоким уважением. Сам Курт признавался, что ребята из «Ангелов ада» «Сынов» тоже любили. На дне рождения их отца-основателя Сонни Барджера (на экране и он появляется) шоураннеру говорили: «Да, это мыльная опера, но это, блин, наша мыльная опера!»
При всех блестящих сценарных задумках и безупречном стиле «Сыны анархии» недалеко бы уехали без толковых исполнителей. Но звезды нам на радость сложились в один из лучших кастов в истории телевидения: от главных ролей до второго плана, массовки и приглашенных артистов. Тот же Чарли Ханнэм в полных метрах мог казаться слегка деревянным, но роль Джекса Теллера выжала из него максимум. В течение семи лет он ни разу не садился за руль автомобиля, носил исключительно клетчатые рубашки с кожаными жилетами, тусовался с реальными байкерами и «иногда вел себя как маньяк». Итог – один из драматичнейших героев поп-культуры XXI века, который разрывается между статусами бандита и семьянина. Причем Джекс, несмотря на социопатические наклонности, свойственные в принципе всем байкерам в сериале, ухитряется сохранить определенную человечность и вызывает симпатию, хотя от его поступков порой передергивает.
Но негодяев здесь и без Джекса полно. Командует злодейским парадом Клэй Морроу, лжец и манипулятор, который сперва подстроил гибель Джона Теллера, а затем схлестнулся с его сыном, угрожая спокойствию клуба. Рон Перлман мог сколько угодно сниматься во второсортном барахле: роль Морроу, выточенного то ли из дуба, то ли из стали подонка, выписала ему пожизненную индульгенцию, с которой даже Хеллбой не сравнится. Изначально в пилоте засветился Скотт Гленн, но Курт Саттер и руководство сети FX пересняли его эпизоды с участием Перлмана, чья помятая брутальность идеально подошла самому зловещему из «Сынов». Подобрать столь колоритному типу достойную спутницу было нелегкой задачей. Но Кэти Сагал превосходно справилась с ролью partner in crime, супруги Клэя и матери Джекса, которая любит и опекает отпрыска, но регулярно вступает с ним в конфронтацию (развязка их конфликта – самая душераздирающая в сериале).
Каждый персонаж «Сынов» – неразрывная спайка с актером, которого невозможно воспринимать иначе, сколько бы классных перформансов он ни выдал в прочих проектах. Ким Коутс – порочный Тиг, чьи многочисленные перверсии могут отталкивать, но сложно устоять перед его внезапной сентиментальностью. Томми Флэнаган – суровый Пыр, который поддерживает связь «Сынов» с военизированной группировкой ИРА и в конце оказывается преемником Джекса на посту президента клуба. Тео Росси – Шустрый, одна из трагичнейших фигур сериала, технически подкованный молодчик и стукачок. Стража порядка Дэвида Хейла сыграл влиятельный ныне шоураннер Тейлор Шеридан – его сценарный дебют «Убийца» (режиссер Дени Вильнев) вышел спустя год после завершения «Сынов». В образе главы Арийского братства появляется Мэрилин Мэнсон. В образе таинственного чистильщика – Стивен Кинг.
Хватает и каст-перекличек с другими хитами нулевых. Из «Сопрано», например, пришла Дреа де Маттео (экс-жена Джекса). Из «Дэдвуда» – Рэй МакКиннон (помощник прокурора), Дэйтон Калли (шериф), Ким Диккенс (ее героине принадлежит агентство эскорт-услуг) и Паула Малкомсон (бывшая возлюбленная Джона Теллера). Целая группа товарищей явилась из саттеровского «Щита» – включая Уолтона Гоггинса, недавно сверкнувшего в третьем сезоне «Белого лотоса», и Эмилио Риверу, в «Сынах» возглавившего клуб-конкурент «Майянцы». Запоминать всех пофамильно необязательно, но «Сыны» не были бы «Сынами», если б не подарили даже глубоко эпизодическим персонажам яркие детали. Кто-то назовет это похвальным вниманием к мелочам, но для Курта Саттера мелочей не существовало.
Байкерское кино всегда было нишевым жанром, воплощением бунта против истеблишмента и норм морали. В 1953-м Марлон Брандо создал каноничный образ хулигана на колесах в «Дикаре», изрядно переполошив общественность и спровоцировав обвинения в романтизации насилия. В 1960-х мотоциклисты ворвались в контркультуру и, в частности, кинематограф категории Б: ценители с нежностью вспомнят «Диких ангелов» Роджера Кормана или «Восход Скорпиона» Кеннета Энгера. «Беспечный ездок» 1969-го стал культовой штукой, но мало-помалу топливо байкерского кино кончалось: все чаще дело ограничивалось лишь отдельными мотосценами, без попыток изучить движение изнутри. Тем удивительнее, что «Сынам анархии» удалось сделать байк-кинематограф не great again, а просто great: кто бы мог подумать, что миллионы зрителей захотят год за годом таращиться на хмурых мужиков в кожанках и следить за их разборками.
От сезона к сезону «Сыны» задирали планку саспенса, не забывая о превосходных клиффхэнгерах. В заключительных кадрах первого сезона Джекс посещает могилу отца, и мы понимаем, что с этого мгновения они с Клэем и Джеммой оказываются по разные стороны баррикад (Who’s that writin’? John the Revelator). Далее он продолжит расставаться с близкими, с кем-то на время, с кем-то навеки, и переоценивать принципы, пытаясь решить, какая семья для него дороже: «Сыны» или сын. И всякий раз, когда кажется, что невозможно поддерживать лютый накал до бесконечности, что еще немного, и Курт Саттер схалтурит и недоработает, – он делает только круче. Напряженнее. Жестче. Драматичнее. Сохраняя и мятежный дух, и взрывоопасный надрыв, и тревожную атмосферу, пропитанную песнями Боба Дилана, что звучат в каждом сезоне, и выросшую из выдающихся гангстерских драм – «Сопрано» с «Крестным отцом».
Саттер называл Тони Сопрано «злодеем, которого мы обожаем до чертиков» и добавлял, что «наши парни не герои. Они плохиши. Однако ты любишь их, поскольку у них полно недостатков и они напоминают вам кого-то из знакомых». Но если «Сопрано» получил в общей сложности 91 награду при 308 номинациях, включая 21 «Эмми» и 5 «Золотых глобусов», то «Сыны анархии» завоевали всего 12 призов плюс 58 номинаций: их престижнейшей премией стал единственный «Золотой глобус» (для Кэти Сагал). Многие высоколобые критики и уважаемые издания, не устававшие петь дифирамбы «Прослушке» и «Во все тяжкие», продолжали упорно считать байкеров не заслуживающими их внимания, чем-то китчевым, недостаточно, видите ли, изобретательным.
На самом деле «Сыны» могли быть изобретательными, страшными, страшно смешными, эпичными, камерными, трогательными, беспощадными – какими угодно. Просто шлейф маргинальности, испокон веков тянущийся за подобными проектами, не каждому позволял по достоинству оценить виртуозную многослойность детища Саттера. Которое катапультировало жанр байкерских драм на вершину – и одновременно похоронило его. Ибо снять что-то мощнее едва ли возможно. Так нужно ли пытаться?
Спин-офф «Майянцы» чудом продержался 5 сезонов, но оказался жалкой тенью великого предка. «Байкеры» Джеффа Николса вышли симпатичным набором зарисовок из жизни мотоклубов 1960-х, но до этого долго скитались по студиям в поисках дистрибутора, а потом тихо скрылись в облаке пыли. Спроса на такое кино нет. Вряд ли в обозримом будущем он появится. Но, может, оно и к лучшему. На вершине всегда тесновато, и «Сыны» не намерены делить ее с кем-то еще. А с парнями из Чарминга шутки плохи – этот урок мы четко усвоили.
Инфантильный воришка Эдди (Билл Скарсгард) болтается по Лос-Анджелесу, перебиваясь инспекцией чужих кошельков и машин на наличие мелочовки, на которую можно…
По сравнению с пугающей бесконечностью космоса океан кажется более привычной средой. Но и в его глубинах, если верить легендам, обитает…
Когда по книге снимают кино, это называется экранизация. Бывает же, что, наоборот, тот или иной кинематографический опус конвертируют в опус…
Космос, манящая даль… Человечество десятилетиями пытается освоить хотя бы скромный его уголок, доступный нам благодаря текущему состоянию науки, пока киноделы…
25 лет назад мир увидел скандальную экранизацию не менее скандального романа Брета Истона Эллиса. Постмодернистский бестселлер «Американский психопат», заклеванный феминистками…
Пожилая богатая дама завещает все свое немалое имущество двум взрослым дочерям, отягощенным проблемами на личном фронте, и юному внуку, вечно…