Солнце Шарлотты Уэллс взошло на Каннском кинофестивале 2022 года. Ее дебютная картина «Солнце мое» участвовала в секции «Неделя критики» и получила приз жюри. Потом был еще с десяток смотров, около пятидесяти наград, номинации на BAFTA и «Оскара» за лучшую мужскую роль. Но даже после такого успеха «Солнце мое» остался скромным фильмом, который не укладывается в тренды. Он слишком поэтичный и мастеровитый для инди, слишком аполитичный для фестивального хита, слишком тонкий для зрительского кино. Разбираемся, в чем секрет одной из лучших лент прошлого года, которая наконец-то выходит в российский прокат.
«Солнце мое» сложно пересказать. Это как описывать полароидные снимки: настроение и спонтанность важнее деталей и композиции. По сюжету, молодой отец едет с дочерью-подростком на отдых в Турцию. Софи 11. Калуму вот-вот исполнится 31. Судя по моде и ручной камере, которую папа дарит девочке, дело происходит в 1990-х. Калум в разводе, Софи живет с мамой, так что для отца и дочери эта неделя – особенная. Вот и все.
Что персонажи Пола Мескала и Фрэнки Корио будут делать эти несколько дней, можно узнать из любого домашнего видео с отдыха. Они купаются в море, загорают, играют в бильярд, по вечерам сидят в номере. Турция, задранные носки и мелькающий в кадре «Адидас» – для туристов из России здесь вообще все родное. Да, героям тоже не хватает денег на «все включено», а вместо двух раздельных кроватей в номере почему-то одна общая.
«Солнце мое» – тихая история взросления. Мы смотрим на происходящее глазами Софи, которая снимает отпуск с отцом на простенькую камеру. В кадр попадает все: глупости, шутки, милые моменты, пейзажи. Эти вставные фрагменты – попытка девочки остановить время. Размытую трясущуюся картинку Шарлотта Уэллс превращает в VHS-импрессионизм. Кадры распадаются на пиксели, деталей не разобрать, но вокруг столько света и цвета, что сразу ясно – вот оно, счастье.
Такую фактуру автор попроще превратил бы в очередную элегию о скоротечном лете. Но шотландке Уэллс, воспитанной суровыми пейзажами, этого мало. Еще подростком Шарлотта потеряла отца, так что «Солнце мое» для нее – явно личная история: здесь она и режиссер, и сценарист. В фильме с самого начала появляются странные детали. Почему у Калума сломана рука? Что за чудное увлечение китайскими практиками для пенсионеров? Зачем он вообще стал отцом в 20 лет и чем занимается сейчас? Постепенно напряжение нарастает, но как бы исподволь: Софи этого не замечает. Уэллс избегает драматизации и не дает ответов.
Одно из главных достоинств фильма – смелость, с которой постановщица плюет на клише и зрительские ожидания. Как и в жизни, случайные эпизоды не складываются в рассказ, а происшествия ничем не заканчиваются. Софи знакомится с компанией подростков старше себя, но даже во время пирушки просто наблюдает за ними со стороны. Калум с тоски бросается ночью в море – а наутро просыпается в номере живым и здоровым. В «Солнце мое» нет манипуляций, шекспировских страстей и сомнительных выходок. Так живут нормальные люди.
А то, что меняет их жизнь, всегда остается за кадром. Двадцать лет спустя Софи пытается докопаться до правды. Ей уже 30, она жената, у нее ребенок, но история отца ее не отпускает. Раз за разом Софи прокручивает пленку с теми каникулами: кажется, папу она больше не видела. Что она упустила? Этот раскол между нашими счастливыми воспоминаниями и затаенной болью близких – нерв фильма. Постановщица умело прячет его за немыми флешбэками и эффектной формой: эстетикой Home Video, крупными планами, оторванным от картинки звуком. Чтобы в конце взорваться под Under Pressure в исполнении Queen и Дэвида Боуи. Лето, ты прекрасно.
В Театре Мимики и Жеста – новая премьера, которую планируют привезти и в другие регионы страны. Инклюзивный спектакль на русском…
В первой части обширного материала, посвященного новейшему кино про Урал, мы рассказывали о лентах, увидевших свет за последний год. Здесь…
20 ноября на сцене Дворца на Яузе состоялась первая торжественная церемония вручения индустриальной премии «МедиаБренд», которая отмечает выдающиеся проекты в…
Телевидение как способ распространения информации неумолимо сдает лидерство, но как сегмент индустрии развлечений не устареет, наверное, никогда. Потому что от…
Премьер-министр России Михаил Мишустин распорядился направить дополнительные средства на поддержку отечественного кинопроизводства. Сумму в 2,6 млрд будут выделять каждый год,…
Папа римский отдает душу Всевышнему. Для избрания нового понтифика собирается конклав – закрытое собрание кардиналов, которые устраивают тайное голосование. Побеждает…