Кино

«Сокровища гномов»: Семейное кино, в котором Никита Кологривый причиняет добро окружающим

Не успел отгреметь ММКФ, где в числе прочего показали религиозный хоррор, в котором из Никиты Кологривого изгоняют дьявола, как в прокат выходит семейное кино, где из того же самого Никиты Кологривого дурные привычки выбивают волшебные гномики.

Ничего сверхъестественного в этой временной параллели нет – Никита всегда славился повышенной работоспособностью. А значит и многообразие жанров в его фильмографии превышает любые возможные пределы. Карьерной сменой траектории не назвать и семейную комедию «Сокровища гномов»: уже была и сказка «По щучьему велению» с ленивым эгоистом Емелей, и сугубо детское кино «Иван Семенов: Большой поход», где артист играл браконьера, не подлежащего перевоспитанию. Безнадежного настолько, что единственный экологичный способ коммуникации с ним сводился к тому, что его оставляли в лесу связанного по рукам и ногам.

В полном метре Александра Бабаева («Наследники. Дар крови») и Василия Ровенского (анимационная трилогия «Большое путешествие») у главного героя сердце не такое огрубевшее, да и на процесс исправления отводится больше времени. Кроме того, в дело вступает секретный ингредиент – в виде традиционного для нашего фольклора сказочного пинка. Так, загнанный в долги невеликий комбинатор Рома решается на подделку документов, чтобы завладеть имуществом покойного соседа. Вместе с земельным участком герою достается квартет гномов – с голосами Романа Курцына, Дмитрия Чеботарева, Никиты Тарасова и (внезапно!) Константина Ивлева.

Те ставят Рому, уже готового переезжать в дурдом, перед фактом: отныне он должен бесперебойно совершать добрые дела. Спонсор мероприятия – волшебный цветик-семицветик, золотая пыльца которого способна приводить к древним и не очень кладам. Питается этот представитель магической флоры позитивной энергетикой, без нее мгновенно чахнет, а потому финансовая каббала со знаком минус для Ромы меняется на моральную каббалу со знаком плюс. Что только расширяет круг пострадавших: если раньше неприятности валились только на головы его близких, то теперь герой, прихватив с собой малолетнюю дочь (Алиса Руденко) со свойственными ему импульсивностью и напористостью, причиняет добро всем, до кого сможет дотянуться.

Любопытно, что в прокат картина вышла одновременно с «Легендами наших предков» – еще одной душевной историей про непутевого отца, который вместе с дочерью и невидимыми фантастическими существами отправляется в спасательную миссию. Главное отличие в том, что проект Ивана Соснина выглядит как фэнтези для подростков, в то время как «Сокровища гномов» явно рассчитаны на аудиторию помладше. Отсюда – ряд условностей, которые одновременно не перегружают детскую психику (вдаваться в тему налогов и прочих правовых нюансов действительно рановато), и при этом вполне вписываются в каноны жанра.

А кое-где работают на юмор и даже подсвечивают характер героя: 30-летний лоб, например, уверен, что вписанное другим почерком имя в документ, не заверенный нотариусом, имеет юридическую силу. После этого вопросами о том, как он втянулся в полулегальные авантюры со ставками и поддельными запчастями, больше не задаешься. Праведный гнев может возникнуть разве что в ситуациях, где авторское допущение вступает в противоречие с законами физики: например, когда вылезший из воды человек оказывается совершенно сухим. С другой стороны, в «Локи» такое тоже было и никто особо не возмущался. Магия у нас в конце концов или нет?

Впрочем, тому, что на одном волшебстве далеко не уедешь, посвящена значительная часть сюжета. Руками поработать тоже приходится, и здесь раскрывается одно из самых больших достоинств Ромы. Заключается оно в том, что герой – механик от бога, а значит человек достаточно способный и компетентный. Да еще делом своим горит. Другими словами, не потерянный окончательно член общества.

Также в числе его положительных черт – любопытство и открытость неизведанному. При этом создатели строго держатся в рамках рейтинга. Вместо шуток про кладменов – сугубо образовательный компонент: осознав открывшиеся перспективы Рома бросается гуглить список сокровищ, затерянных на отечественных просторах. Библиотеку Грозного нашел Тихон Жизневский? Значит ищем клад Наполеона.

Комедийный талант Никиты Кологривого позволяет этой истории сработать – в первую очередь благодаря реверсивной психологии. Даже ребенку понятно, что не надо запирать незнакомых людей в багажнике, чтобы довезти их до места назначения. И бабушек через дорогу лучше переводить после их согласия, а не просто закинув на плечо. Параллельно юным (и не очень) зрителям ненавязчиво прививаются полезные умения – заботиться о близких, внимательно слушать, помогать по возможности – ведь на самом деле никогда не знаешь, где и кому твоя помощь пригодится.

С технической стороны фильму тоже есть чем похвастаться – гномы на любых планах выглядят органично, хотя и не успевают проявить себя иначе, как глобальная движущая сила, меняющая баланс сил во вселенной. И, к слову, не гнушающаяся откровенных манипуляций (но тут как раз срабатывает общая идея про то, что главное – правильный посыл). Саундтрек тоже способен порадовать аудиторию всех возрастов: в программе Пахмутова и Скляр, Агутин и «Агата Кристи». Бонусом – сюита Сен-Санса от растительного поисковика-диджея. Хотя «Агата Кристи» в его исполнении, конечно, звучала бы еще эффектнее.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Недавние Посты

Стильные кинообразы для отпуска не только в России

На дворе еще только трудовой май, но душа уже вовсю просится в отпуск. Найти время для планирования летних путешествий за…

22 минуты назад

«Легенды наших предков»: Смешное и трогательное роуд-муви с Яценко и Кузнецовым

Журналист Антон (Александр Яценко) влачит довольно жалкое существование в родном Екатеринбурге. Бывшая жена Лиза (Марьяна Спивак) вместе с дочерью-подростком Мирой…

10 часов назад

«На этой земле»: Пролетая над угрюмой деревушкой

XVIII век. У жителей маленькой и давно позабытой богом деревни не все гладко. В одной из избушек старухи разлучают близняшек:…

1 день назад

Елизавета Базыкина: «Считаю себя не актрисой, а именно артисткой»

Елизавета Базыкина, выпускница ГИТИСа, блистает на сцене Театра на Бронной и в кино. Ее дебют на экране – одна из…

1 день назад

«Серфер»: Николас Кейдж и дохлая крыса против австралийских ксенофобов

Мужик привозит своего сына-подростка на живописный пляж с целью вместе посерфить и заодно показать ему дом на берегу, который он…

1 день назад

«Белый квадрат»: Все победители премии в области операторского искусства

Церемония вручения премии в области операторского искусства «Белый квадрат» прошла 28 апреля в Театральном центре «На Плющихе». На победу претендовали…

2 дня назад