Кино

Сны о чем-то большем: «Нос, или Заговор «не таких»

На этой неделе в российский прокат выходит «Нос, или Заговор «не таких» – новая работа известного аниматора Андрея Хржановского. Главные герои фильма – «не такие», гении и пионеры русской культуры: Николай Гоголь, Дмитрий Шостакович, Всеволод Мейерхольд, Михаил Булгаков. Они свободно перемещаются между временами и эпохами, попадают в жизни и произведения друг друга. Рассказываем, каким получился мультфильм, на создание которого потребовалось 6 лет, а замысел возник более полувека назад.

Андрей Хржановский – классик советской и российской мультипликации, режиссер «Дома, который построил Джек», «Чудес в решете» и «Льва с седой бородой». Его «Нос» уже получил приз жюри на международном фестивале анимационных фильмов в Анси – впервые в истории российской анимации – и был номинирован Европейской киноакадемией как лучший анимационный фильм. 

Само название фильма отсылает к великой русской литературе. «Нос» – это в первую очередь повесть Николая Гоголя. Но не только она. В 1927–1928 годах оперу по ней написал Дмитрий Шостакович. Поставить ее в Большом театре должен был еще один гений – Всеволод Мейерхольд. Но из-за работы над другими постановками он отказался, и опера к премьере в 1930 году сменила и театр, и режиссера.

«Гоголь не просто центральная фигура в русской литературе, он также и основоположник всех ее дальнейших направлений – от критического реализма до сюрреализма. А кроме того, он гениальный мастер монтажа. И мастер коллажа, если хотите», – объясняет режиссер Андрей Хржановский.

Мультфильм состоит из трех частей – «снов». В первом, по повести Гоголя, рассказывается про коллежского асессора Ковалева, нос которого превратился в статского советника. Второй основан на рассказе Михаила Булгакова про писателя, отправившего письмо Сталину под загадочной подписью «Трампазлин».

Третий «сон» посвящен «Антиформалистическому райку» Шостаковича – музыкальному произведению, ни разу не исполнявшемуся при жизни композитора. В нем он высмеивал кампанию по борьбе с авангардом, «сумбуром вместо музыки», как его тогда называли.

Идея создать фильм зародилась у Хржановского более полувека назад. В 1968 году во время службы в армии он узнал, что Шостаковичу понравился «Жил-был Козявин» – его дипломный фильм во ВГИКе. Это очень вдохновило молодого режиссера, и Андрей отправил композитору письмо с просьбой разрешить ему экранизацию оперы «Нос». И в ответной открытке получил разрешение.

Фильм снимали без сценария – у создателей был только план, от которого они «позволяли себе отходить на боковые тропинки замысла и порой углубляться в них». Кроме того, режиссер использовал эпизоды более раннего, нереализованного сценария «Мейерхольд», написанного в соавторстве с Юрием Арабовым.

При создании картины использовались различные техники: рисованная анимация, перекладка, документальная хроника. Есть в ней и элементы игрового кино и главное – уникальный коллажно-мозаичный метод Андрея Хржановского.

«Я понимал, что исполнить весь фильм в одной технике едва ли возможно. И подумал, что самолет с многочисленными экранами – идеальная возможность для совмещения различных стилей и техник».

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Недавние Посты

«Событие года»: Журнал «КиноРепортер» назовет лучших в 2025 году

19 ноября 2025 года в Москве состоится церемония вручения премии «Событие года», которую ежегодно проводит «КиноРепортер». Торжественный вечер пройдет в…

11 часов назад

Премьера балета к 100-летию Майи Плисецкой в Кремлевском дворце

В Государственном Кремлевском дворце 19 ноября состоится премьера балетного спектакля «Майя. Сюита любви», подготовленного к 100-летнему юбилею народной артистки СССР…

12 часов назад

Самые важные российские фильмы 2000-х. Часть 1

Потихоньку, но все же 1990-е как объект художественной рефлексии на больших и малых экранах вытесняются следующим десятилетием. Оно среди прочего…

16 часов назад

Том Круз получил почетный «Оскар»

16 ноября на церемонии Governors Awards Американской киноакадемии Том Круз был удостоен почетного «Оскара» за выдающийся вклад в развитие кинематографа.…

18 часов назад

«Франкенштейн»: Анатомический театр Гильермо дель Торо

Середина XIX века. Датское исследовательское судно бороздит водные просторы, отыскивая путь к Северному полюсу, и накрепко застревает во льдах. В…

22 часа назад

Мишель Йео вручат почетного «Золотого медведя»

Мишель Йео получит почетного «Золотого медведя» за вклад в киноискусство на 76-м Берлинском международном кинофестивале. Как отметили организаторы смотра, за…

2 дня назад