Кино

Сны о чем-то большем: «Нос, или Заговор «не таких»

На этой неделе в российский прокат выходит «Нос, или Заговор «не таких» – новая работа известного аниматора Андрея Хржановского. Главные герои фильма – «не такие», гении и пионеры русской культуры: Николай Гоголь, Дмитрий Шостакович, Всеволод Мейерхольд, Михаил Булгаков. Они свободно перемещаются между временами и эпохами, попадают в жизни и произведения друг друга. Рассказываем, каким получился мультфильм, на создание которого потребовалось 6 лет, а замысел возник более полувека назад.

Андрей Хржановский – классик советской и российской мультипликации, режиссер «Дома, который построил Джек», «Чудес в решете» и «Льва с седой бородой». Его «Нос» уже получил приз жюри на международном фестивале анимационных фильмов в Анси – впервые в истории российской анимации – и был номинирован Европейской киноакадемией как лучший анимационный фильм. 

Само название фильма отсылает к великой русской литературе. «Нос» – это в первую очередь повесть Николая Гоголя. Но не только она. В 1927–1928 годах оперу по ней написал Дмитрий Шостакович. Поставить ее в Большом театре должен был еще один гений – Всеволод Мейерхольд. Но из-за работы над другими постановками он отказался, и опера к премьере в 1930 году сменила и театр, и режиссера.

«Гоголь не просто центральная фигура в русской литературе, он также и основоположник всех ее дальнейших направлений – от критического реализма до сюрреализма. А кроме того, он гениальный мастер монтажа. И мастер коллажа, если хотите», – объясняет режиссер Андрей Хржановский.

Мультфильм состоит из трех частей – «снов». В первом, по повести Гоголя, рассказывается про коллежского асессора Ковалева, нос которого превратился в статского советника. Второй основан на рассказе Михаила Булгакова про писателя, отправившего письмо Сталину под загадочной подписью «Трампазлин».

Третий «сон» посвящен «Антиформалистическому райку» Шостаковича – музыкальному произведению, ни разу не исполнявшемуся при жизни композитора. В нем он высмеивал кампанию по борьбе с авангардом, «сумбуром вместо музыки», как его тогда называли.

Идея создать фильм зародилась у Хржановского более полувека назад. В 1968 году во время службы в армии он узнал, что Шостаковичу понравился «Жил-был Козявин» – его дипломный фильм во ВГИКе. Это очень вдохновило молодого режиссера, и Андрей отправил композитору письмо с просьбой разрешить ему экранизацию оперы «Нос». И в ответной открытке получил разрешение.

Фильм снимали без сценария – у создателей был только план, от которого они «позволяли себе отходить на боковые тропинки замысла и порой углубляться в них». Кроме того, режиссер использовал эпизоды более раннего, нереализованного сценария «Мейерхольд», написанного в соавторстве с Юрием Арабовым.

При создании картины использовались различные техники: рисованная анимация, перекладка, документальная хроника. Есть в ней и элементы игрового кино и главное – уникальный коллажно-мозаичный метод Андрея Хржановского.

«Я понимал, что исполнить весь фильм в одной технике едва ли возможно. И подумал, что самолет с многочисленными экранами – идеальная возможность для совмещения различных стилей и техник».

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Недавние Посты

Чемпионат ArtMasters: Моя несыгранная роль

  Чемпионат ArtMasters дает возможность молодым талантам, которые реализуют крупные креативные проекты под руководством ведущих экспертов, раскрыть свой потенциал и…

3 часа назад

«Первый на Олимпе»: История великого подвига

1950-е. Молодой парень Юра Тюкалов (Глеб Калюжный), переживший блокаду Ленинграда, но лишившийся родителей, работает на заводе. Травма потери близких не…

5 часов назад

«Сират»: Дикое роуд-муви наперегонки со смертью

Марокканскую пустыню сотрясают волны рейва. На песке возвышаются ряды гигантских колонок, и эксцентричная толпа неистовствует на фоне пейзажей будто из…

8 часов назад

«Современник» открыл 70-й сезон выставкой и масштабной программой

1 октября театр «Современник» впорхнул в 70-й сезон. Торжественное открытие состоялось на Основной сцене, где фойе преобразилось в выставочное пространство.…

10 часов назад

Грибы и мы: Киногид по таинственному царству

Где грибам место? В масле на сковородке? Засоленным в банке? Все так, но грибы куда больше, чем средство пропитания. Они…

13 часов назад

От Москвы до Дальнего Востока: На ЭКСПО «Российской креативной недели» свои достижения представили регионы – лидеры креаномики

Особым событием «Российской креативной недели» в этом году стала организованная в ее рамках ЭКСПО. Выставка продемонстрировала, как креативные индустрии влияют…

1 день назад