Дьявол в деталях | КиноРепортер
КиноРепортер > Статьи > Дьявол в деталях

Дьявол в деталях

30 июня 2019 /
Дьявол в деталях

«КиноРепортер» рассказывает о сильных сторонах видеодисков и объясняет, почему их уход станет шагом назад для ценителей кино.

Лучше — значит больше

Сегодня индустрия домашнего кинопросмотра находится во власти двух мощнейших трендов — улучшения качества картинки и повышения удобства просмотра.

Чтобы сделать изображение максимально эффектным, инженеры регулярно усиливают его четкость: еще недавно верхом совершенства был формат Full HD, его потеснил 4К, а сейчас разработчики наперегонки осваивают новый рубеж — 8К. И на каждой ступеньке этой лестницы количество пикселей на экране повышается ровно в 4 раза.

Еще один прогрессивный путь улучшения качества — формат HDR. Если совсем кратко, то тут богатство тональных переходов увеличивается за счет большего числа битов, описывающих свечение каждой точки на экране.

Смысл этих технических ухищрений запросто укладывается в одну фразу: чем круче изображение, тем больше цифровой информации нужно получить, чтобы его увидеть. Причем с каждым следующим шагом прогресса объемы данных увеличиваются все быстрее.

Верблюд в игольном ушке

Сегодня нет ничего проще, чем включить телевизор, запустить онлайн-кинотеатр и вбить название фильма. Впрочем, последний пункт не обязателен — система знает ваши вкусы и сама предложит что-нибудь подходящее.

Казалось бы, чего еще желать? Однако «ничего» — ответ неправильный. Хитрость в том, что, стараясь угодить клиенту в плане комфорта и богатства выбора, онлайновые операторы неизбежно вынуждены идти на компромисс с качеством изображения и звука. На серверах фильм может храниться в безупречном качестве, но при передаче зрителю цифровой поток неминуемо оказывается в безжалостном прокрустовом ложе, имя которому — пропускная способность канала.

Да-да, несмотря на оптические магистрали и сверхмощные коммутаторы, возможности интернет-каналов по-прежнему далеки от требований высококлассного домашнего показа. А планку этих требований традиционно задают видеодиски, поскольку именно они дают возможность хранить контент в качестве, не ограниченном возможностями каналов.

Не надо заклинаний

В последнее время у менеджеров онлайн-ресурсов в моде мантра: «Вы что, XXI век на дворе, какие физические носители?» Предполагается, что собеседник тут же устыдится самой мысли о том, что кино можно хранить на лазерных дисках. Между тем именно они на протяжении всей своей истории были и остаются самыми прогрессивными носителями домашнего видео. Кстати, жизнь их началась в 1978 году с огромного 30-сантиметрового LaserDisk, со временем уступившего место мегапопулярному DVD. С появлением высокой четкости (Full HD) ему на смену пришел Blu-ray, ну а затем, с переходом индустрии на 4К, его сверхчеткая версия Ultra HD Blu-ray. Эта последняя ипостась на данный момент является единственным носителем, способным в максимально возможном качестве донести до зрителей прелести и 4К, и HDR (включая продвинутый вариант Dolby Vision), и модные форматы окружающего звука вроде Dolby Atmos. Если же быть совсем точным, то «домашние» версии всех этих стандартов создавались именно с учетом могучего цифрового потока, который способны выдать диски Ultra HD Blu-ray. Насколько же от них отстают онлайновые коммуникации? В лучшем случае примерно в 3 раза.

Нас не догонят

Для рядового зрителя сложность ситуации заключается в том, что онлайн-кинотеатры оперируют теми же соблазнительными логотипами, что мелькают на коробках дисков и в рекламе дорогих телевизоров: 4К, HDR, Dolby Vision… И они абсолютно вправе!

Форматы используются те же, вот только информацию приходится сжимать куда сильнее. Возьмем для примера Apple TV. Судя по замерам, данный сервис предоставляет один из самых скоростных цифровых потоков. Если зритель обладает отличным интернет-каналом (100 Мбит/сек.), то в пике битрейт видеосигнала может достигать 30 Мбит/сек., при средних значениях порядка 16 Мбит/сек.

Для онлайнового кино это на самом деле круто, и, имея в виду эффективность новых систем кодирования, качество картинки субъективно не уступает диску Blu-ray. Однако у его новой 4К-версии цифровой поток может достигать 90 Мбит/сек., чего без проблем хватает не только на безупречную картинку на экране 100 дюймов, но и на классный окружающий звук, который сам по себе может занимать до 4,5 Мбит/сек.

Кстати, для онлайновой передачи данная цифра пока просто недостижима. Например, буквально на днях Netflix с гордостью сообщил о повышении скорости звукового потока с 0,19 до 0,64 Мбит/сек.

Массовое искусство

Рассуждая о сверхскоростных видеопотоках, не стоит забывать, что по-настоящему оценить их преимущество могут лишь обладатели действительно мощных домашних кинотеатров. То есть если диагональ вашего продвинутого 4К-телевизора превышает 55 дюймов или вы предпочитаете смотреть фильмы на проекторе (причем не бюджетной офисной модели), то онлайн-кинотеатры попросту не смогут оправдать ваших инвестиций в аппаратуру. Мелкие детали изображения окажутся смазанными, а в сумеречных сценах станут заметными ступенчатые перепады яркости. Кстати, именно этот эффект разозлил многих киноманов при просмотре третьей серии нынешнего сезона «Игры престолов», виртуозно снятой чуть ли не в полной темноте.

С другой стороны, если от недорогой 42-дюймовой панели до вашего кресла 3 метра или вы приобщаетесь к искусству, валяясь на диване с планшетом в руках, то стриминговые сервисы — это, как говорится, то, что доктор прописал. Тонких нюансов грима главной героини или изысканных тональных переходов на закатном небе видно не будет, но зато ни покупкой плеера, ни суматохой с дисками голову морочить не придется.

Меркантильный вопрос

То, что диски проигрывают онлайн-ресурсам в удобстве, еще полбеды. Они еще и существенно дороже. Сегодня в Москве хороший фильм на сверхпродвинутом Ultra HD Blu-ray можно купить примерно за 1800 рублей, а в онлайне расценки на контент в 4К HDR куда гуманнее. Более того, запросто может получиться так, что в интернет-кинотеатре фильм предлагается в самом прогрессивном формате HDR Dolby Vision, а на дисках он выходит только в обычном HDR10, да еще и на несколько недель позже. К тому же диск может не попасть в наши магазины вовсе, если издатель решит не помещать на него русскую звуковую дорожку. А такая неприятность происходит все чаще, поскольку Ultra HD Blu-ray не имеет региональных ограничений, и для всего мира готовится единое издание. При этом на наш рынок многие мировые дистрибьюторы смотрят без особого интереса.

Да и чего греха таить, торговать онлайновым доступом к своей библиотеке студиям вообще выгоднее, чем продавать фильмы на носителях. Зачем отдавать контент в полное распоряжение зрителя, да еще и в бескомпромиссном качестве, когда можно из года в год получать деньги за подписку и/или за разовый просмотр новинок?

Несмотря на глобальное падение продаж физических носителей, у дисков все еще остаются неплохие шансы на выживание. Разумеется, они не смогут конкурировать с онлайном на массовом рынке, но этого и не требуется. Вспомните винил, мощно набирающий популярность в эпоху тотального стриминга. Всегда найдутся эстеты, для которых изысканные тонкости шедевра из собственной коллекции важнее сервисных удобств эфемерного облачного хранилища.

Нельзя сбрасывать со счетов и то, что на дисках, как правило, можно найти и массу интереснейших дополнительных материалов — комментарии создателей, интервью, бекстейдж, неудачные дубли, альтернативные концовки и т.д. Онлайн вы можете посмотреть только фильм, и ничего больше.

Так что не хороните диск — его смерть стала бы тяжелым ударом в самое сердце кинематографа.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Next page

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: