Смерть как персонаж появляется в кино и сериалах нередко, вот только главной ролью ее обычно обделяют. Чтобы исправить эту досадную несправедливость, к релизу на сервисе PREMIER сериала «Здравствуйте, вам пора» «КиноРепортер» собрал все сюжеты, где Бледный (или не очень) всадник оказывается в центре внимания.
«Возница» Виктора Шестрема представляет собой специфическую новогоднюю сказку. Согласно легенде, человек, который умрет в канун Нового года под бой курантов, вынужден весь следующий год перевозить души из мира живых в мир мертвых. Именно это и происходит с главным героем фильма: Давид Хольм, весельчак и алкоголик, год назад проводил друга Георга в последний путь, а теперь вынужден принять у него «обязанности» возницы.
Конечно, здесь призрак человека заменяет собственно Смерть, но делает это достойно. Хольм, вспоминая на пару с Георгом свой путь от примерного семьянина до соучастника убийства, раскаивается в происходящем и вымаливает воскрешение, чтобы вернуться к семье и начать все с чистого листа.
Здесь Смерть дарует шанс на новую жизнь: выходит сюжет в духе рассказа «Величайший подарок», по которому сняли культовый рождественский фильм «Эта замечательная жизнь» (1947). В нем вполне добропорядочный гражданин помышляет о самоубийстве, поскольку считает, что без него семье и друзьям будет лучше. Однако его переубеждает ангел-хранитель: не смерть-возница, но тоже неплохо.
История Орфея и Эвридики на новый лад в исполнении Фрица Ланга представляет Смерть таинственным незнакомцем. Поначалу он кажется обманщиком, но на деле всего лишь выполняет свою работу и не имеет плохих или хороших черт, коими его пытаются наделить люди. По сюжету, девушка, потерявшая возлюбленного, принимает яд и отправляется в иной мир, чтобы его вернуть. Там она встречает Смерть и молит о воскрешении любимого.
В ответ усталая Смерть, которой надоели законы мироздания, предлагает сделку. Девушка поочередно окажется в трех разных историях любви и должна будет спасти хотя бы одну душу – тогда и ее любовь будет спасена. Увы, героине не удается изменить ход вещей, и тогда она получает последний шанс: ее суженого спасут, если найдется другой человек, готовый пожертвовать остатком жизни ради такого случая…
Очнувшись в мире живых, Девушка оказывается перед сложным выбором. Ведь даже нищий и старик не готовы отдать свою жизнь (не самую прекрасную) ради чужого неведомого чувства. Ее попытки навлекают на город беду, за которую героиня должна – если только осмелится – заплатить собственной жизнью. Однако именно это помогает ей воссоединиться с возлюбленным, когда беспристрастная Смерть провозглашает: «Отдавший жизнь, жизнь обретает», внезапно сыграв роль Купидона в мире мертвых.
Фильм, основанный на пьеса Альберто Каселла La Morte in Vacanza (1924), получил целых два вольных ремейка, один из которых во всем мире знают лучше, чем оригинал. Речь о драме «Знакомьтесь, Джо Блэк» (1998): смерть решает отдохнуть, пожив среди людей, и делает это с невероятным изяществом и прекрасным обликом Брэда Питта, избирая проводником пожилого господина.
В оригинальной же ленте Смерть принимает облик принца Сирки и отправляется в мир живых, чтобы выяснить, почему все ее так сильно боятся. За сотни лет работы она так и не смогла добиться ответа. Впереди – три дня отпуска, знакомство с девушкой по имени Грация и спор о том, может ли любовь быть сильнее смерти. Дело сделано: Смерть влюбляется и хочет забрать даму сердца с собой. Но, к своей горечи, осознает, что это значит лишить девушку жизни. Однако влюбленная Грация с готовностью следует за ним, позволяя понять, что люди боятся не самой смерти, а расставания, которое она приносит.
Ингмар Бергман очень любил «Возницу» Шестрема, и в его творчестве усматривается влияние мастера – от использования флэшбеков в триллере «Час волка» («Возница» был одним из первых полнометражных фильмов, где задействован этот прием) до исследования темы смерти, которым и стала «Седьмая печать». Философская притча Бергмана о смысле бытия, однако, будет посложнее, чем вдохновивший его фильм Шестрема.
Смерть, принимая облик мужчины в черном одеянии, предстает перед крестоносцем Антониусом Блоком, и тот, терзаясь вопросами о Боге и Дьяволе, предлагает ей сыграть в шахматы. Исход в пользу рыцаря оставит его в живых. Если же он потерпит поражение – Смерть его заберет. Игра продолжается в течение всего фильма, периодически прерываясь на символические события, которые должны подвести Антониуса к пониманию, что будет после.
По мере продвижения в игре, параллельно наблюдая за неунывающей доброй семьей на фоне смертельного чумного пейзажа, рыцарь все ближе подходит к пониманию – но не грядущего, а настоящего. Спустя 10 лет крестовых походов он, наконец, обретает смысл, играя со Смертью – на аллегорическом поле, шахматном, где кроме черного и белого других цветов нет. И этот смысл противоположен тому, что Блок делал всю свою жизнь.
Смерть как помощник и/или собеседник в определенном роде заменяет здесь ангела-хранителя, который позволяет человеку осознать свои грехи и исправить ошибки. «Седьмая печать» отключает негативную окраску Смерти, делая ее сговорчивым партнером по игре, однако участь герою готовит довольно печальную. Тем не менее, с осознанием, которое Блок получил к концу партии, уходить уже не так страшно.
Анимационный мини-сериал, основанный на одноименной книге Терри Пратчетта (1994), рассказывает о реальности, фантазиях и музыке где-то между ними. На самом деле Смерть как таковая здесь появляется нерегулярно: суть в том, что он (в данном случае настоящий дед) устал и отбыл в импровизированный творческий отпуск. А обязанности передал нерадивой внучке Сьюзан, которая жила в неведении относительно того, кто ее семья.
Получив задачу как самый настоящий жнец, Сьюзан отправляется на рок-концерт, где некий Бадди должен погибнуть из-за беспорядков во время выступления. Но происходит нечто необъяснимое: жизнь покидают парня, а взамен остается музыка, которая и задерживает душу в теле. Сьюзан, в свою очередь, пытается решить проблему, пока окончательно не проникается к Бадди симпатией. Никогда еще Смерть не была такой безалаберной и влюбчивой.
Главная героиня ситкома «Мертвые как я» Джордж – тоже возница, а точнее, жнец. Ей 18, и она только что умерла. Пройдя все ступени принятия трагедии, она получает загробную «работу»: сопровождать таких же, как она, в иной мир. Но девушка не слишком-то стремилась жить хорошо и интересно: колледж бросила, с сестрой не дружит, с родителями ссорится, работать не хочет.
А потому капризничать она продолжает и после смерти, что порой до ужаса смешно. При этом Джордж вынуждена делать довольно непростые вещи: например, отделять душу от тела до того, как наступит смерть, чтобы процесс был безболезненным. Разве способен ленивый подросток качественно выполнять такие сложные задачи? Именно о том и сериал: трансформация, которую героиня переживает посмертно, заставляет ее ценить жизнь по-настоящему – даром, что она отличается от человеческой. Но в данном случае не Смерть как персонаж, а смерть как событие играет ключевую роль, позволяя Джордж получить нечто, чего она прежде была лишена.
Это мог быть простой сюжет об отработке «контракта» с Люцифером, как «Спаун» (1997), «Беглец из преисподней» (1998-1999) или «Призрачный гонщик» (2007). Однако этическая составляющая мешает поставить Моргана Пима в один ряд с героями-убийцами. Пим – почти как смерть, а точнее, жнец-коллектор. Вот уже 600 лет он переправляет души в ад согласно сделке. Но по особой личной договоренности с дьяволом он в течение 48 часов после смерти «клиента» пытается отыскать для него искупление.
Когда-то Пим был монахом, но продал душу ради любви и сам должен был оказаться в преисподней. Правда, по невероятному стечению обстоятельств сатана проявил к Моргану симпатию и дал ему непыльную работенку. И дело в том, что если обещанная душа не попадает в ад, ее место должна занять другая. Вопрос – кто горит вместо Моргана? Работая слугой смерти, он рано или поздно узнает, кто заменил его, и тогда придется делать нелегкий выбор: отправиться в пекло или продолжить спасать души, на которые всем, кроме него, плевать.
Японская фантастическая драма рассказывает о боге смерти по имени Тиба. Он появляется на земле за 7 дней до внезапной кончины своей «жертвы»: за это время необходимо понять, достоин ли второго шанса человек. С ним Тиба и проводит последние дни, общаясь, вникая в простые людские трудности, а параллельно гуляя по городу и развлекаясь.
Его появление среди живых сопровождается дождем, его прикосновение убийственно, а еще он любит земную музыку. И все всегда идет по одному и тому же сценарию. Точнее, шло. До тех пор, пока он не познакомился с юной и несчастной Кадзуэ Фудзики: вокруг нее тоже постоянно умирают люди. Тогда-то смерть в лице Тибо, прямо как его коллега Джо Блэк, и обретает человеческие черты. Вероятно, даже чувства. От которых спустя неделю уже довольно сложно отказаться.
В наше время Смерть – это обычный с виду гражданин. Зовут его Павел, и людей он совершенно не понимает. Но идет навстречу, когда те пытаются исправить прижизненные ошибки, даже настаивает на этом. Каждое задание данного персонажа – настоящее приключение, чаще милое, нежели смертельное. Хотя ему, конечно же, никто не рад.
Исполняя свою миссию, Паша натыкается на бюрократические и прочие препятствия, равно как и на непрошеные советы, но продолжает спокойно и упорно работать, вслух уточняя, что пришел «сверху» по делу. А в ответ на глупый вопрос о косе с невозмутимым видом говорит: «Не надо людей раньше срока пугать». Ведь, как правило, до наступления последнего вздоха людей остаются считанные часы, а не неделя и уж тем более не год. Словом, Смерть еще никогда не была такой дружелюбной и уступчивой.
В столице открылся рынок и кинофорум «Российский кинобизнес». Темой первой сессии деловой программы стало репертуарное планирование и закупочная политика в…
Академия кинематографического и театрального искусства Никиты Михалкова объявила об открытии новой приёмной кампании на 2025-2026 учебный год по программам дополнительного…
Ко Дню домового (да, есть и такой праздник!) «КиноРепортер» решил проследить, как трансформировался образ домового с течением времени, на примерах…
Кино часто заставляет тебя почувствовать себя дураком. В хорошем смысле слова. Кинематографисты играют с нарративом самыми разными способами, уменьшая предсказуемость…
Организаторы Международного кинофестиваля научно-популярных и исследовательских фильмов «Мир знаний» подвели итоги в Москве, где киносмотр проходил впервые. Главный приз Гран-При…
Один из героев нашего журнала в ответ на вопрос, почему на третьем году СВО все еще практически нет фильмов о…