«Пацанами не рождаются – ими становятся» – таким мог бы быть слоган (на постере, стилизованном под ретро, выписано «Пацаны не извиняются») нового сериала Жоры Крыжовникова, с беспощадной точностью воссоздавшего на экране хронику падения обычного примерного мальчика. Еще вчера Андрей (Леон Кемстач) ходил в музыкалку и вполне прилично учился, но вот уже отжимает деньги у чушпанов и, пряча под шапкой бритую голову, тусует на «сборах».
Дело происходит в 1988 году. И если время тут очень важно – это был непростой для страны период всеобщей нищеты и потерянности, то место могло быть, в принципе, каким угодно. Группировки тогда стали явлением повальным. Человек по своей сути – животное стадное, и когда ты маленький и слабый, сбиться в стаю (клан, бригаду – как ни назови) – самый простой путь. Особенно если иначе тебя самого бьют и обирают. Андрей, встретив на своем пути местного пацана Марата (Рузиль Минекаев), колебался недолго.
Впрочем, и куда более сильный (вроде бы) и физически, и ментально Вован (Иван Янковский), старший брат Марата, отвоевавший в Афгане за страну, которой, по сути, больше нет, – тоже. У «афганца» задатки лидера, и он сразу же им становится. Герой Янковского словно сошел со страниц дембельского альбома. Как там пелось, «усы и шпага – все при нем», только вместо шпаги самодельный свинцовый кастет. Кстати, отсылка к песне из фильма «Д’Артаньян и три мушкетера» (1979) тут очень уместна. Потому что «один за всех и все за одного» – принцип, по которому живут пацаны. Своеобразное благородство присуще и им.
Но не стоит думать, что Крыжовников романтизировал будни «бьющихся за асфальт» (то есть за свою территорию) конца 1980-х. Ровно наоборот. Бойня стенки на стенку выглядит чудовищно, а сцена в морге, куда отправили тело юного гопника (тому просто не повезло напороться на пацанов из другого района), заставляет современников того времени окунуться в свое прошлое и вновь пережить те эмоции, а заодно возрадоваться, что этот ужас прошел стороной.
Самому Крыжовникову тогда было лишь 9 лет, но, видимо, у него были хорошие консультанты: «Слово пацана» пугает своей достоверностью. Знакомый до боли желтый ЛиАЗ везет людей с лицами, которых сегодня уже вроде не встретить, по улицам, каких сегодня нет. Одежда и быт, лексикон и нехитрые мальчишеские забавы (бомбочки, гаражи, голубятни, футбол в дворовой хоккейной «коробочке», сигареты для понта) – словно смотришь архивы 1980-х.
Однако это художественное произведение и выстроено по всем канонам (чем и славен Крыжовников). Начиная с пресловутой арки героя. В первой серии Андрей выглядит типичной «гордостью мамы», особенно на контрасте с Маратом – без пяти минут обитателем колонии для малолетних. Но уже к третьей серии Андрей невероятно преображается – кажется, даже в плечах становится шире. Он уже ничем не отличается от своего друга. Причем самое страшное – это не физическая, а внутренняя трансформация. И тут хочется отметить уверенную игру совсем молодых актеров, которая еще больше усиливает ощущение реалистичности происходящего.
Именно в этот момент режиссер впервые показывает, что Марат, в отличие от Андрея, чья мама еле сводит концы с концами, – из весьма обеспеченной семьи с «Волгой» и импортными мебельными гарнитурами. То есть дело вовсе не в бытовухе! «Сынок, что я не так сделал?» – причитает успешный отец Марата в исполнении Сергея Бурунова. Но какова бы ни была вина родителя, время и общество внесли свою лепту.
Следя за сюжетной линией главного героя, понимаешь: чтобы быть чушпаном, нужно куда большее мужество. И если кто-то и сможет его в себе найти, то Андрей – он гораздо сильнее, чем кажется в начале. Он вовсе не безликий и бездумный группировщик. Взявшая его на контроль младший лейтенант милиции (Анастасия Красовская) видит это сразу. Успеет ли сам герой это понять до того, как станет слишком поздно, и сумеет ли вырваться из засасывающей его центрифуги реальности?
Сериал выходит с 9 ноября в онлайн-кинотеатрах START и Wink.
13 и 14 декабря в «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится долгожданная премьера сезона – постановка пьесы Максима Горького «На дне».…
Домохозяйка по имени Жанна умеет читать мысли и управлять электротехникой, чем успешно пользуется, выигрывая крупные суммы в покер и грабя…
В Театре Мимики и Жеста новая премьера, которую планируют привезти и в другие регионы страны. Инклюзивный спектакль на русском жестовом…
В первой части обширного материала, посвященного новейшему кино про Урал, мы рассказывали о лентах, увидевших свет за последний год. Здесь…
20 ноября на сцене Дворца на Яузе состоялась первая торжественная церемония вручения индустриальной премии «МедиаБренд», которая отмечает выдающиеся проекты в…
Телевидение как способ распространения информации неумолимо сдает лидерство, но как сегмент индустрии развлечений не устареет, наверное, никогда. Потому что от…