25 июля компания «Иноекино» выпускает в повторный прокат культовый фильм Дэвида Финчера «Бойцовский клуб», который празднует в этом году двадцатилетний юбилей. Мы задали нескольким популярным российским режиссерам четыре вопроса о мрачной мультижанровой экранизации этапного романа Чака Паланика, где Эдвард Нортон и Брэд Питт отвечают на главные вызовы Поколения Х.
Режиссер фильмов «Дуэлянт» и «Кремень»
Когда вы впервые посмотрели «Бойцовский клуб» и какое впечатление он на вас произвел?
Помню, что смотрел в кинозале. Как-то это было связано со ВГИКом. То есть в окружении студентов киновуза, а это публика крайне неблагодарная. Поразило, помню, огромное количество спецэффектов и CGI в местах, где они были, на первый взгляд, необязательны. Финчер — интересный автор, но, на мой взгляд, это не лучший его фильм. «Семь» до сих пор работает, а вот «Бойцовский клуб» — не очень. Слишком много дизайна.
Существует немало трактовок «Бойцовского клуба». О чем это кино для вас?
Про первобытный страх работника офиса: что, сидя за компьютером, в конторе, он просрет свою жизнь. Популярность этой картины равна популярности песни Шнура про менеджера. Они плюс «Духлесс» — это трилогия внутреннего мира русского менеджера.
Почему Тайлер Дерден для многих стал кумиром, а его радикальные философские принципы разошлась на цитаты?
Не знаю ни одного человека, кто бы считал героев «Бойцовского клуба» своими кумирами. Ни разу не слышал ни одной реплики. Возможно, в офисах это и так, но я не работаю в офисе. В открытом мире другие пацаны считаются крутыми.
С кем из знаменитостей среди живых и мертвых вы бы хотели подраться (вопрос героев фильма)?
Мне нравится идея драться с самим собой.
Режиссер фильма «Холодный фронт»
Когда вы впервые посмотрели «Бойцовский клуб» и какое впечатление он на вас произвел?
В 1999, как только он вышел, на видеокассете. Мне было 20 с чем-то, и мне так понравилось, что я даже пошел заниматься боксом и в результате теперь плохо вижу (но не жалею).
Существует немало трактовок «Бойцовского клуба». О чем это кино для вас?
Для меня это очень поколенческое кино. Первое поколение зрителей «Бойцовского клуба», я в их числе — это поколение революционеров, которое сами не никакой революции не сделали. Когда мы росли, вокруг столько всего происходило: мир становился с ног на голову, рушились империи, наступало будущее — и у всех была (не очень оправданная) иллюзия причастности: казалось, что идет какой-то опасный красивый тектонический процесс, в котором мы все обязательно сыграем свои роли. Но, что называется, как-то не пошло. «БК» в общем про эту иллюзию революции — мне кажется, если бы мы смотрели его внимательней, то сейчас меньше бы удивлялись тому, что за окном происходит.
Почему Тайлер Дерден для многих стал кумиром, а его радикальные философские принципы разошлась на цитаты?
Мне Тайлер Дерден никогда не нравился (в отличие от Рассказчика) — он слишком карикатурный контрарианский образ, и вообще не человек, а такой склеенный пластырем в подобие человека набор завидных качеств. Мне кажется, секрет его личной популярности — тот же что у Данилы Багрова или ранних героев Майкла Кейна: когда люди с хорошим чувством времени придумывают антигероя, всем кажется что это герой. А так, он, конечно, малоприятный. Я не читал продолжения «Бойцовского клуба» Паланика (их вроде уже два вышло), но мне кажется, доживи Тайлер до 2019-го, он бы сейчас ходил жирный, в красной кепке и топил за Трампа.
С кем из знаменитостей среди живых и мертвых вы бы хотели подраться (вопрос героев фильма)?
C Шарлиз Терон. Она меня от****дит, понятно, но в этом и смысл.
Режиссер фильмов «Защитники», «Непрощенный» и «Тот еще Карлосон!»
Когда вы впервые посмотрели «Бойцовский клуб» и какое впечатление он на вас произвел?
Впервые я посмотрел этот фильм в 1999 году, когда мне было 16 лет. В первый же день я посмотрел его раза три: фильм заканчивался, и я его включал заново. Тогда я уже интересовался, как что сделано в кино, и был невероятно впечатлен «Бойцовским клубом». В последний раз я пересматривал фильм лет десять назад. Он по-прежнему великий, но все эти приемы давно стали клише. Теперь все они уже есть в каждом клипе и каждой рекламе. С точки зрения визуала, он уже не новаторский, как тогда. Что касается внутренней мысли, то это то кино, которое производит наибольшее впечатление, когда тебе 16.
Существует немало трактовок «Бойцовского клуба». О чем это кино для вас?
Безусловно, главная идея в этом фильме — это поиски себя. Он о человеке, который находится в поисках и сомнениях. Для меня это еще кино о потерянном поколении, и оно очень четко попало в нас. Там есть сцена, в которой Брэд Питт говорит: «Мы дети без великой войны и без Великой депрессии, нам сказали по телевизору, что мы станем рок-звездами, но всего этого не произошло, поэтому мы все очень злые». Думаю, что это одна из основных мыслей. Для поколения, которое растет сейчас, она стала еще более актуальной. Никто не хочет работать, никто не понимает цену простых вещей, все хотят быстро хайпануть и легко раскрутиться. В фильме есть какие-то мысли о саморазрушении, но это когда тебе 16-17 и кажется, что ты против всего мира, они имеют значение. Сегодня для меня это кино о потерянном поколении и о человеке, который ищет себя радикальными методами. Понятен ли этот фильм в России так, как он понятен в Америке? В мои 16 лет для меня не существовало России 90-х, потому что я смотрел голливудское кино и считал себя голливудским зрителем. Я не знал, что происходит в России, и думаю, что начиная с конца 80-х многие дети жили категориями Запада. Мы понимали, что «Бойцовский клуб» про капитализм, про то, что мы все мечтаем иметь вещи, которые нам не нужны. Разоблачения Тайлера Дердена попадали в нас и, безусловно, еще сильнее попадали в американцев, потому что они уже давно живут при капитализме. Культура психоаналитиков и психологов — это, конечно, их культура больше, нам это было чуждо, но все равно имело какое-то значение.
Почему Тайлер Дерден для многих стал кумиром, а его радикальные философские принципы разошлась на цитаты?
У него была коричневая куртка в фильме, и я всю жизнь мечтал иметь такую же. Я себе потом купил похожую, и года два не снимал. В бойцовский клуб я не пошел и не накачался, но суть в другом. Это образ человека, у которого есть свое мнение, отличающееся от стереотипного. И это человек, который готов сражаться за это мнение. Мы все хотим бороться и чувствуем какую-то несправедливость в жизни, считаем, что могли бы стать кем-то, кем мы не стали. В каждом человеке живет Тайлер Дерден, даже в маленьком ребенке. Понятное дело, что он стал культовой звездой.
С кем из знаменитостей среди живых и мертвых вы бы хотели подраться (вопрос героев фильма)?
Давным-давно я в фейсбуке писал, что мне хотелось начистить морду Балабанову из-за «Брата». У него там есть фраза «Не брат ты мне, гнида черножопая», и все школьные годы я дрался из-за нее, потому что каждый второй придурок, посмотревший этот фильм, считал своим долгом оскорбить мою национальную принадлежность. Когда ты делаешь кино, ты должен понимать, что даже у кино есть последствия. Но сегодня я ни с кем не хочу драться.
Режиссер фильмов «Человек, который удивил всех» и «Интимные места»
Когда вы впервые посмотрели «Бойцовский клуб» и какое впечатление он на вас произвел?
Первый раз я посмотрела его в 19 лет в кинотеатре «Баргузин» в Иркутске. После показа не могла говорить. Только все время повторяла про себя одно слово «Скользи» — ничего более сексуального не припомню в кинематографе. Второй раз пересмотрела на видаке, созвав всех подружек в гости. Хорошо, что мы выпили предварительно, — девочки меня не поняли и выпивка как-то смягчила их высказывания относительно моих киновкусов. Вечеринка с киношкой быстро свернулась, расходились молча. Я была ошарашена реакцией подружек — это же лучший фильм на земле («Рассекая волны» я тогда еще не видела)!
Существует немало трактовок «Бойцовского клуба». О чем это кино для вас?
«Бойцовский клуб» поразительный фильм во всех отношениях — потрясающая сценарная конструкция, психопатия всех персонажей, стиль, и, конечно, саундтрек. Когда садишься за монтаж своего кино, музыка из него практически всегда берется в качестве референса для композиторов и саунд-продюсеров. И не только музыка. Например, совсем недавно на монтаже видео-референсом послужил «вид из бомбы», там где в финале бомба как бы смотрит на Брэда Питта. В общем, «Бойцовский клуб» — это как учебник по кино, всегда на рабочем столе. Да, и спасибо за кинообраз на все века — мужчина в пальто, без штанов, в ботинках на голую ногу — что может быть лучше!
Для меня этот фильм — ностальгия по себе. Мы все когда-то давно потерялись, заблудились и в разные моменты жизни, нас вдруг неожиданно начинает штырить — мы хотим найти себя, вернуться к себе. Герой Эдварда Нортона искал себя и нашел Тайлера. Правда, его поиски были, прямо скажем, не самыми легкими. И встреча с собой оказалась не самым приятным моментом в жизни. Но такое бывает — оказывается, что ты вовсе не тот, кем себя считаешь — на самом деле ты жестокий харизматичный убийца. Ну, блин, кому-то выпадает вот такой жребий.
Почему Тайлер Дерден для многих стал кумиром, а его радикальные философские принципы разошлась на цитаты?
Тайлер крут, потому что он произносит крутые тексты и его играют два крутых актера.
С кем из знаменитостей среди живых и мертвых вы бы хотели подраться (вопрос героев фильма)?
С Ларсом фон Триером. Два раза.
Режиссер фильмов «Человек, который удивил всех» и «Интимные места»
Когда вы впервые посмотрели «Бойцовский клуб» и какое впечатление он на вас произвел?
«БК» я впервые посмотрел в 2000 году, на повторном показе в маленьком зале Киноцентра на Баррикадной. Во время просмотра я получил такую дозу насилия, что в какой-то момент остро почувствовал собственную хрупкость. Выйдя из кино, я брел к метро и старательно обходил шедших навстречу прохожих, боясь с кем-нибудь случайно столкнуться, кого-то задеть. В этом состоянии я проснулся и на следующий день, снова шарахался на улице от каждого встречного. Постепенно прошло, но в памяти отложилось. И до сих пор кажется, что одно из главных ощущений, которые дает этот фильм — осознание того, насколько хрупок человек.
Существует немало трактовок «Бойцовского клуба». О чем это кино для вас?
IMHO, это кино про внутреннюю церковь. Главный герой страдает от пустоты и отсутствия смысла, и изобретает сам для себя новую религию и новый храм — Бойцовский клуб, играя в нем одновременно роли верующего и жреца.
Почему Тайлер Дерден для многих стал кумиром, а его радикальные философские принципы разошлась на цитаты?
Культ Тайлера Дердена был неизбежен. Во-первых, потому что слабые всегда млеют от воплощенной силы, а слабых — большинство. А во-вторых, в «БК» силу олицетворяет харизмат 80-го уровня — Брэд Питт, а реплики ему написал тролль 800-го уровня Чак Паланик. Это все равно, что смотреть на солнце через увеличительное стекло.
С кем из знаменитостей среди живых и мертвых вы бы хотели подраться (вопрос героев фильма)?
Из мертвых — с Айн Рэнд, из живых — с Донной Тарт.
Режиссер фильмов «Легенда № 17» и «Экипаж»
Когда вы впервые посмотрели «Бойцовский клуб» и какое впечатление он на вас произвел?
Это «дела давно минувших дней», миллениум. Я посмотрел картину в 2000-м году и впечатления уже поистерлись немного. В кинотеатрах фильмы в то время не показывали, но пиратство бушевало, и я смотрел «Бойцовский клуб» на VHS. Помню, что это драйвовое, динамичное и злое кино, помню юмор и здоровую брутальность. Прошло двадцать лет, а перед глазами все еще стоят азартные драки, смешной и трогательный рестлер с выросшей грудью, терапевтические сеансы, мрачное, но сочное и насыщенное изображение. Не так давно прочел интервью Финчера и обнаружил, что он с болью говорит о судьбе фильма, потому что «Бойцовский клуб» не имел коммерческого успеха, и Финчер три года потом не мог найти работу, хотя «Клуб» был номинирован на «Оскар» (за лучшую работу звукорежиссера — прим. «КиноРепортер»). Возможно, пессимизм и депрессивная интонация этой картины помешали ей стать успешной в прокате. Зрители хотят смотреть фильмы с надеждой в финале. Даже в шекспировских трагедиях, которые заканчиваются смертью героя, есть надежда. Насколько я помню, большой надежды в финале «Клуба» зритель не испытывает.
Существует немало трактовок «Бойцовского клуба». О чем это кино для вас?
Подозреваю, что фильм подымает множество социальных проблем, однако я не американский зритель, и мне сложно судить об этом уровне повествования. Я смотрел этот фильм совершенно иначе, с позиции другой ментальности. Мне была интересна среда, стиль и ее нестандартный язык. Мне были интересны психологические пласты истории. Это все-таки зрительское кино. Не социальное высказывание, а прежде всего искусство. Я не отрицаю социальность в кинематографе, просто мне кажется, что тут все иначе подается и задействуется. Для меня это кино про внутренние проблемы человека, высказывание о его природе и отношении к самому себе и к социуму.
Почему Тайлер Дерден для многих стал кумиром, а его радикальные философские принципы разошлась на цитаты?
Все мы испытываем в душе двойственность, которая в случае с героем «Бойцовского клуба» выведена на поверхность и становится практически манифестом. Возможно, попытка отстоять себя, свое личностное право на самые нестандартные проявления лежит в основе такого интереса к Дердену. Каждый человек хочет быть свободным — но не каждый решается на то, чтобы бросить вызов обществу и обнаружить скрытое «я».
С кем из знаменитостей среди живых и мертвых вы бы хотели подраться (вопрос героев фильма)?
Я миролюбивый человек и не хочу ни с кем драться. Только встретиться и пообщаться.
Режиссер фильмов «Праздник» и «Коллектор»
Когда вы впервые посмотрели «Бойцовский клуб» и какое впечатление он на вас произвел?
Посмотрел на лицензионном диске, до сих пор помню название компании, которая их производила — «Лазер Видео». Помню, как нажимал на паузы, ловя 25-й кадр с вкраплениями жести.
Существует немало трактовок «Бойцовского клуба». О чем это кино для вас?
О бесконечной внутренней борьбе между пассионарием и бунтарем, и, конечно, о времени, когда нужно глушить первого и выпускать наружу второго.
Почему Тайлер Дерден для многих стал кумиром, а его радикальные философские принципы разошлась на цитаты?
Мы любим махать кулаками после драки, а Тайлер любил это делать и до и во время.
С кем из знаменитостей среди живых и мертвых вы бы хотели подраться (вопрос героев фильма)?
Если рассматривать драку в терапевтическом смысле, с удовольствием бы подрался с Маяковским, чтобы он прожил подольше. Если с целью угробить — любого из списка людей, голосовавших за закон Димы Яковлева, кто из них знаменит, кто не очень — не важно.
Режиссер фильмов «Русский бес» и «Восемь с половиной долларов»
Когда вы впервые посмотрели «Бойцовский клуб» и какое впечатление он на вас произвел?
Не помню, когда посмотрел — наверное сразу, как у нас вышел . Помню что на меня он произвел эффект разорвавшейся бомбы — во первых, как он снят — технически по тем временам совершенно революционно — до сих пор по всему миру используют те находки, которые были придуманы в этом фильме . Даже отказ современных авторских фильмов от сложных технических приемов , нарочитое упрощение съемочного процесса на мой субъективный взгляд — это противопоставление эстетике, открытой у Финчера.
Существует немало трактовок «Бойцовского клуба». О чем это кино для вас?
На мой взгляд, об одиночестве. Об ужасе собственной никчемности и неумении вписаться в современный мир — как следствие создание сверхчеловека — супер я — отождествление себя с ним — и бунт, коллективный протест тысяч одиноких людей против собственной ненужности и невостребованности миром. Протест ради протеста . Его идеология такова: ты — не пустое место. Ты — это молодая (молодецкая) злая сила, которая может этот равнодушный, сытый, бесчувственный и несправедливый мир разнести к ***ням! Тайлер Дерден — это каждый из нас, как мы себя представляем — герой любовник, который с презрением равнодушием и цинизмом относится к женщинам и трахает их лишь из одолжения и снисходительности.
Почему Тайлер Дерден для многих стал кумиром, а его радикальные философские принципы разошлась на цитаты?
Тайлер — это бесстрашный гений саморазрушения, для которого не существует «слабо» и дна. Он — и есть это дно. Тайлер Дерден — это заклятый враг культа потребления — как смысла и способа жизни. Тайлер Дерден — против порядка правил и любых условностей. Он — супер панк!
С кем из знаменитостей среди живых и мертвых вы бы хотели подраться (вопрос героев фильма)?
Раньше было модно отвечать на этот вопрос — с Хемингуэем (ну не со Львом же Толстым драться в самом деле). Отвечу так: если в смысле побить кого нибудь, то ни с кем. Мне не доставляет удовольствия насилие. А в смысле джентльменского состязания в виде кулачного боя — то тоже ни с кем. Мне не нравится драться по определению — хотя люблю смотреть боксерские поединки. Видимо во мне энергия разрушения реализует себя другими способами.
Режиссер фильма «Папа, сдохни»
Когда вы впервые посмотрели «Бойцовский клуб» и какое впечатление он на вас произвел?
В 2000-м году, почти сразу после выхода фильма. Мне тогда было 10 лет. И произвел он на меня неизгладимое впечатление. И не только на меня — фильм разошелся по всей школе, как среди парней, так и среди девчонок. Все передавали друг другу затертую VHS-кассету, сыпали цитатами, бесконечно мусолили героев. Я помню искренний восторг, и до сих пор горжусь тем, что догадался поймать на паузу спрятанный кадр с членом. А сигаретные ожоги потом еще лет десять подмечал в кинозалах, пока все не перешли на цифровые проекторы. Мы даже организовали свой собственный Бойцовский клуб. Правда, просуществовал он до первого разбитого носа.
С кем из знаменитостей среди живых и мертвых вы бы хотели подраться (вопрос героев фильма)?
Если выбирать, я был бы не против, чтобы меня отметелил Ник Кейв. Это, пожалуй, было бы красиво.
Коллажи — Анна Арасланова
С 18 по 27 октября Санкт-Петербург принимал гостей фестиваля «Послание к человеку», который собрал кинематографистов со всех уголков света. Однако…
Немногие найдут Уганду на карте Африки. И не каждый отважится махнуть в эту страну, одну из беднейших в мире, в…
Смерть порою кардинально меняет жизнь. Причем не только того, кого она постигла, но и окружающих. После смерти жизнь нередко становится…
22 ноября 40-летие отмечает одна из самых успешных актрис современности – Скарлетт Йоханссон. В кино она дебютировала еще подростком, а…
Если калина, то красная, если режиссер, умеющая переносить на сцену прозу о национальном характере, то Марина Брусникина. Со дня смерти…
Нелинейная драматургия – инструмент, безусловно, интересный. Но и работает он исключительно в умелых руках, поскольку одного разброса сцен в хаотичном…