В прокат вышел фантастический боевик «Сквозь время», в котором Виктор Добронравов и Егор Корешков играют братьев и по совместительству техномагнатов, придумавших, как преобразовать время в энергию. Перед премьерой режиссер Александр Богуславский («Эбигейл», «За гранью реальности») признался, что он не прочь потягаться с Кристофером Ноланом. И отчасти у него получилось – во всяком случае, запутать зрителя удалось отлично.
Будь «Сквозь время» еще безумнее, это был бы отечественный аналог «Все везде и сразу» – и обошлось бы даже без мультивселенных. Начать с того, что Добронравов с бодрым задором косплеит Тони Старка (а в какой-то момент и вовсе бросает фразу, что он не железный), прошлое и будущее сливаются под незабвенную «Вдруг как в сказке» из хита Леонида Гайдая, а в кадре материализуются то Мэри Поппинс, то Гэндальф Серый. Также поблизости бродят разные квантовые копии, руководитель советской делегации с лицом Егора Бероева и то и дело норовящие обнажиться женщины. В общем, чудо что такое.
К постоянно меняющимся правилам этой игры сами герои относятся легко – быстрее всех включается Итан (Добронравов), у которого из-под носа уводят почти осуществившуюся мечту всей жизни. Остальные предпочитают оценивать обстановку. И оценивать есть что: экипаж самолета из пяти человек оказывается на отдаленном острове, где много лет назад проходили опасные опыты.
Но много лет здесь – понятие относительное, поскольку из-за экспериментов на острове схлопываются два временных пласта. В 1986-м произошел запуск ТАУ-двигателя, а в 2036-м из-за этого разразилась война дронов (привет Скайнету, но не совсем). Дискомфортно везде: в первом случае можно попасться охране лагеря, во втором – словить вполне себе реальную пулю.
Фильм придуман и снят с прицелом на международную аудиторию, и качество этому уровню отвечает. После пары фраз становится очевидно, что все общаются на английском: в дубляже за Добронравова говорит профессиональный артист озвучки, другие обходятся своими силами. А поп-культурные отсылки – от Робинзона Крузо до Джеймса Бонда – выбраны такие, что будут понятны практически любому жителю планеты.
Притом что ментальность героев сложно определить – они в первую очередь люди, и неважно, как их зовут и на каком языке они разговаривают, – самобытности в «Сквозь время» тоже хватает. Поначалу кажется, что ее совсем немного, однако родные сердцу детали всплывают то тут, то там. Знакомые очертания черноморских пляжей, огромное мозаичное панно – как из детства. Советская танцплощадка и летний кинотеатр, где показывают «Ивана Васильевича». На титрах – и вовсе «Крылатые качели»: звучание светлое, а не искореженное, как в «Фишере». Наконец, первоисточником стал рассказ Стругацких – куда уж роднее?
Другое дело, что соблюсти баланс между зрелищным боевиком и научной фантастикой не всегда удается даже упомянутому Нолану. Вопросы по матчасти – точнее, физчасти – при просмотре возникают регулярно. Да и прочие моменты было бы неплохо прояснить (резкий переход между Союзом и Штатами, например). Или бюрократические детали: вряд ли подобный бардак в научном лагере стерпело вышестоящее руководство.
С другой стороны, на правдоподобие никто и не претендует, а если отключить голову, то следить за процессом еще увлекательнее. Во-первых, совершенно непонятно, чего ждать – общие черты финала, конечно, считываются, но тактику героев предугадать сложно. А они выкидывают разное: например, собирают прелюбопытные приборы из подручных средств.
Во-вторых, все играют с невероятным запалом: выкрашенный в блондина Корешков откровенно признался, что представлял себя персонажем боевика 1990-х, а Добронравов отказался от двух исторических фильмов, чтобы попробовать себя в фантастике. Соня Присс же играет абсолютно новую для себя героиню и при этом смотрится в подобном сеттинге безупречно. То, что актерам дали порезвиться в декорациях и побегать под реальными взрывами, отлично ощущается через экран. Особенно на контрасте с экспозицией, где преимущественно требовалось красиво стоять и пафосно говорить.
В-третьих, юмор просто прекрасен: диалог формата «– Я в аду? – Вы в Советском Союзе» обязан войти в фонд золотых цитат. В-четвертых и в-пятых, отметим атмосферную музыку (писал Райан Оттер) и спецэффекты, много спецэффектов. Поэтому как развлечение «Сквозь время» работает, стоит только чуть-чуть подождать. Здесь есть голливудский лоск и позднесоветская эстетика, экшен и романтика, почти что магия и несколько трогательных моментов. О важном тоже напомнили: мысль о том, что большое открытие – всегда большой риск, скорее всего, прозвучит и в грядущем «Оппенгеймере». А о том, как легко потерять свою голову и пойти по чужим, забывать никогда не следует.
Тайна человеческого разума не дает покоя кинематографистам уже которое десятилетие. Особенно режиссеры любят цепляться за тему трансформации сознания посредством промывки…
Когда после бодрой «Добычи» у вселенной «Хищника» выросли новые крылья, никто особенно не сомневался, что Дэн Трахтенберг снова рванет в…
19 ноября 2025 года в Москве состоится церемония вручения премии «Событие года», которую ежегодно проводит «КиноРепортер». Торжественный вечер пройдет в…
В Государственном Кремлевском дворце 19 ноября состоится премьера балетного спектакля «Майя. Сюита любви», подготовленного к 100-летнему юбилею народной артистки СССР…
Потихоньку, но все же 1990-е как объект художественной рефлексии на больших и малых экранах вытесняются следующим десятилетием. Оно среди прочего…
16 ноября на церемонии Governors Awards Американской киноакадемии Том Круз был удостоен почетного «Оскара» за выдающийся вклад в развитие кинематографа.…