В финской деревне, где куда ни плюнь – дивные открыточные виды повсюду, живет идеальная семья. Идеальная, правда, лишь на первый взгляд. И на тех видео, которые мать семейства снимает для своего лайфстайл-бложика. На самом деле эта женщина – сущее наказание: изменяет мужу-тюфяку с рукастым красавцем, заставляет дочку раннепубертатного возраста стирать ладони в кровь на тренировках по гимнастике и любыми средствами старается поддерживать безупречный имидж.
Однажды упомянутая дочка находит в лесу птичье яйцо, тайком приносит домой, высиживает, а когда оно вырастает до огромных размеров, оттуда вылупляется плешивый волосато-пернатый антропоморфный птицемонстр с клювом и зубами.
«Скрежет» дебютантки в полном метре Ханны Бергхольм – вещь, безусловно, неординарная, но вполне укладывающаяся в парадигму современного скандинавского фестивального кино. То есть не такая уж неординарная, если подумать. Еще один экспонат прилежно пополняемой деятелями с севера Европы коллекции причудливых диковин, которые из года в год демонстрируются на престижных смотрах. «Скрежет», в частности, свозили на «Сандэнс» – тамошнюю публику попугать. А перед этим его взяла под крыло уважаемая независимая контора IFC (они же, например, наш «Спутник» раскручивали и «Дом, который построил Джек» фон Триера – среди сонма прочих хитов).
Завязка, как особо любознательные и насмотренные могли подметить, игриво пересвистывается с прошлогодним нашумевшим опусом той же категории – исландским «Агнцем» про полуребенка-полуягненка. Однако «Скрежет» куда более конвенционален: это чистокровный боди-хоррор, эксплуатирующий довольно распространенный в жанровом кино последних лет мотив.
Птицемонстр здесь служит очередным метафорическим воплощением детских психических проблем, вызванных сложностями во взаимоотношениях с родителями. Впрочем, надо признать, по сравнению с теми же «Бабадуком» и «Сомнией» у финнов все на порядок гуще, жирнее и изощреннее.
Во-первых, да, птицемонстр. Что за красавец, а! Красавица, вернее. Сотворенная при помощи теплой ламповой аниматроники. Омерзительнейшее создание, от когтей до кончика клюва. Притом настроено оно исключительно дружелюбно к породившей его девочке и исключительно недружелюбно ко всем, кто девочку обижает. Иначе говоря, это еще и своеобразный ремейк спилберговского «Инопланетянина» или «Стального гиганта» из ночных кошмаров. Опять же, ничего из ряда вон, дитятко дружит (до поры) с чудовищем, эка невидаль. Но оно ж не просто дружит, оно как бы само дитятке чадом приходится. И чем-то ему надо ж еще питаться. А коль скоро птицемонстр, в сущности, является птенцом, то и способ питания – соответствующий. Что наглядно, в подробностях, проиллюстрировано.
Фильму, короче, есть чем неискушенную аудиторию шокировать – и есть чем побаловать аудиторию искушенную, с крепкими нервами и лужеными желудками. Ну и для приличия, чтобы не думали, будто это все какие-то извращенцы наснимали чисто ради удовлетворения своих больных прихотей, к фабуле ладно приделан внятный, доходчиво проговариваемый, социально важный месседж. О том, что негоже за счет детей собственные амбиции реализовывать, а то, неровен час, вырастет неуравновешенное кровожадное страшилище. Потому как никто и ничто не способно искалечить психику ребенка так, как его родители. Урок, бесспорно, ценный. Но уж сколько раз твердили миру.
13 и 14 декабря в «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится долгожданная премьера сезона – постановка пьесы Максима Горького «На дне».…
Домохозяйка по имени Жанна умеет читать мысли и управлять электротехникой, чем успешно пользуется, выигрывая крупные суммы в покер и грабя…
В Театре Мимики и Жеста новая премьера, которую планируют привезти и в другие регионы страны. Инклюзивный спектакль на русском жестовом…
В первой части обширного материала, посвященного новейшему кино про Урал, мы рассказывали о лентах, увидевших свет за последний год. Здесь…
20 ноября на сцене Дворца на Яузе состоялась первая торжественная церемония вручения индустриальной премии «МедиаБренд», которая отмечает выдающиеся проекты в…
Телевидение как способ распространения информации неумолимо сдает лидерство, но как сегмент индустрии развлечений не устареет, наверное, никогда. Потому что от…