На этой неделе в прокат выходит семейный блокбастер «Огниво». Одноименное произведение Ганса Христиана Андерсена в нашей стране уже экранизировали – в одной из частей «Старой-старой сказки» Олег Даль играл бедного солдата, нашедшего волшебный артефакт и угодившего в переплет с участием царской семьи. Отсылки к картине, которой недавно стукнуло 55 лет, есть и в новом проекте: например, плут Ваня (Роман Евдокимов) притворяется то заграничным принцем, то трубочистом. Чувствуется и влияние Александра Роу: Ирина Старшенбаум играет реинкарнацию Марьи-искусницы. Но есть и важные дополнения: «Огниво» соткано из множества сюжетных линий, и предугадать развитие некоторых из них достаточно сложно.
Вообще новое творение студии Сергея Сельянова, выпустившей «Конька-Горбунка» и «По щучьему велению», отвечает духу космополитизма и последним веяниям. Здесь есть Ян Цапник в роли воздухоплавателя и корреспондента Французского географического общества, подземное царство гмуров, подозрительно напоминающее толкиновскую Морию, и механическая лошадь, страдающая от панических атак.
Поначалу кажется, что последнее – проходная шутка, призванная развеселить пришедших на сеанс родителей. Но на самом деле эта личностная особенность работает на глобальную идею. Выраженную в первую очередь в преодолении – страха, жадности, слабости. При этом преодолении сугубо волевом. Заветные желания волшебный предмет исполняет своеобразно: необходимо либо прикладывать усилия, либо приносить что-то в жертву. И в этом контексте «Огниво» больше всего напоминает роман воспитания в сказочном антураже.
Главным его героем становится пройдоха и разгильдяй Ваня, который в силу неуемного характера оказывается то в долговой тюрьме, то на личном приеме у палача. И здесь создатели «Огнива» акцентируют внимание на том, о чем говорить не принято: правильное воспитание не всегда идет из семьи. От самого человека тоже зависит немало. Ведь ванин дядька Семен Семеныч (Юрий Кузнецов) ведет во всех отношениях правильную жизнь, а старший брат Фома (Сергей Марин) и вовсе служит маленькой царевне. Даже голову готов сложить за нее без раздумий.
Иван тоже живет не задумываясь. В основном – о последствиях собственных действий. До поры до времени его обаяние (озорной прищур Евдокимова здесь очень кстати), незлобивость и умение выходить сухим из воды работают на образ положительно, но в действиях героя раз за разом сквозят трусость и подлость, на которые не может закрывать глаза даже самая юная аудитория.
Очевидным камертоном является маленькая царевна (Антонина Бойко). Беззащитность ее Огневушки-Дарьи, оставшейся сиротой при живой матери, усилена слепотой. Героиня принимает свое состояние как должное, но, конечно, хочет познать мир во всей его полноте. В путешествии с новым другом ей это удается: захвативший трон Лиходей (великолепный Виталий Хаев, сочетающий комический дар и неподдельную зловещесть) отправляет Ивана за волшебными чернилами и самописным пером, чтобы пополнить магическую книгу новыми заклинаниями.
Дорога дальняя – настолько, что к третьему акту от постоянной смены великолепных локаций и разнообразных квестов успеваешь устать. А ведь еще есть развязка, где воедино сходится несколько сюжетных линий. Некоторые, кстати, завершаются не так, как ожидаешь, и это еще один плюс, отражающий жизненные реалии: не все уроки можно усвоить с первого раза. Другие же подкреплены магией, которая не всегда логично работает. Сам финал из-за этого выглядит слегка смазанно, но трогательности не теряет. Напротив, закрепляет то, что было пройдено и в полной мере прочувствованно.
Но аудитории 6+ подобная сюжетная конструкция, отягченная парой откровенно ходульных персонажей, может показаться слишком громоздкой. Вопросы у самых маленьких зрителей может вызвать и визуал: не зря в «Огниве» фигурируют птицы Гамаюн и Алконост (Ирина Горбачева), персонажи из средневековых легенд. Атмосфера в сказочных интерьерах приглушенная, но не давящая: темные залы (съемки проходили в том числе в Новгородском кремле) и не кричащие костюмы с едва заметной, но искусной вышивкой. Никакой кислотной лубочности (хотя за костюмы отвечала все та же Надежда Васильева), от которой разбегаются глаза.
На воздухе, конечно, цвета побольше – за исключением сцены с морским штормом, выполненной с грандиозным размахом. Здесь и яркие мундиры, позволяющие быстро слиться с толпой, и любопытная игра с фактурой тканей и реквизита. Эклектика царит и в музыкальной составляющей: струнный Рамо, мрачно зачаровывающий Григ, народные мотивы. Русского духа в картине вообще много, от иллюстрации к фразе про то, что родная земля выручит в любой ситуации, до цитаты Сталина, вложенной в уста боевого генерала. Старую-добрую смекалку тоже никто не отменял. И это ли не отдушина для нашего человека?
Режиссер Театра Олега Табакова Алена Лаптева представила возобновленную версию своего спектакля «Старший сын». Премьера состоялась на Другой сцене «Современника»: здание, в котором размещается…
Рассказываем про самые яркие сериальные новинки, которые скрасят грядущие зимние праздники. «Первый номер» Всегда было интересно, как устроен мир современных…
С 6 по 8 декабря в Москве и Санкт-Петербурге состоится Фестиваль сербского кино. Это ответное культурное мероприятие: с 27 ноября…
Рассказываем о самых ярких новинках, которые можно будет увидеть на широких экранах до и после Нового года. «Безмолвное братство» Агент…
В Театре имени Моссовета состоялась первая премьера сезона – «Похищение эС» по произведению современного драматурга Петра Гладилина. Свое детище автор…
В ноябре 2004-го Грегори Хаус, гениальный диагност и ворчливый социопат, блестяще излечил первую пациентку – воспитательницу детсада с личинкой ленточного…