Когда она оказывается рядом, все начинают радоваться, двигаться энергичнее, кажется, что и жить начинают быстрее. Эта маленькая и живая женщина – большая актриса Елена Валюшкина, покорившая сердца миллионов зрителей и команды «КиноРепортера».
Вы постоянно на съемках или в театре, постоянно в разъездах на гастролях. И несмотря на этот сумасшедший график, выглядите прекрасно. Откроете секрет?
— Да нет никакого секрета! Просто, как большинство женщин, хочу хорошо выглядеть. Дело не в моей профессии: у меня будут роли, даже если я буду выглядеть плохо, – только в другом амплуа. Причем нет особой задачи выглядеть молодо – мне нравится ухаживать за собой. Красота – страшная сила, вопрос денег. Если бы у меня их было побольше, я бы не вылезала из косметических кабинетов и спа, потому что все время появляется что-нибудь новенькое.
А со спортом дружите?
— Очень люблю плавать. Могу несколько часов подряд не вылезать из воды. Правда, только в море! Бассейн — не моя история.
Кстати, перед «Последним богатырем» тренировки не потребовались?
— Их почти не было, потому что я там только немножко мечом помахала. По-настоящему тяжело было изображать, как я летаю: меня привязывали ремнями, поднимали на несколько метров, и надо было висеть по несколько часов. Вообще, считаю, пусть каскадеры в свое удовольствие выполняют свою работу, а я – свою.
В последней части «Богатыря» ваша героиня оказывается главной злодейкой. Как вам такая метаморфоза?
— У меня вообще была очень странная история с этим фильмом. Позвонила директор по кастингу и сказала: «Лен, я очень хочу, чтобы ты сыграла. Не смотри, пожалуйста, что там роль домработницы, потому что будет еще часть, я тебе ручаюсь». А когда в кино подобное обещают, то этого никогда не происходит. И я сказала, что хочу быть Бабой-ягой. Она говорит: «Нет, уже выбрали Лену Яковлеву. Но, пожалуйста, согласись. Ты не пожалеешь!» Сыграла я эту уборщицу Галю… И уже когда мы вроде все отсняли, режиссер Дима Дьяченко придумал финальный выход ведьмы Варвары.
Да, отличный был ход! Классический клиффхэнгер.
— Невероятный! Но сложился образ не сразу. Сначала нарисовалось черное платье, потом корону эту придумали, которая мне лоб разбила, – не каждая же голова корону выдержит. (Смеется.) А с прической никак определиться не могли… И был у меня такой паричок – когда-то давно я его в Америке купила на всякий случай для театра. Я его надела – и все, сочинилась история. Мне все безумно понравилось, потому что сниматься в такой сказке – это, конечно, подарок!
Можно считать успех «Богатыря» возрождением жанра сказки в российском кино? Или это разовая победа?
— К сожалению, сказка – это очень затратная история. Графика должна быть графикой. Аппаратура дорогая, костюмы, грим и очень много народу. Например, у нас был съемочный день в Карелии – всадники на лошадях, у каждой лошади мальчик или девочка, которые во время перерыва ее держат. Каждую лошадь везли в отдельном вагончике. Избушку туда притащили на курьих ножках… Представляете, сколько это все стоило? Но пошел дождь, причем проливной. Час посидели, два и решили, что пусть хоть конница проскачет, что ли… Ливень, грязь, конь упал на каскадера, сломал ему бедному ребро. И в итоге ничего не вышло. Я уехала на другой проект, у остальных тоже свои дела. И мы этот эпизод потом уже где-то в полях под Сочи досняли.
Сказки в детстве любили смотреть?
— Я и сейчас их люблю! Очень жду «Чебурашку». Невероятно красиво должно быть, и актеры такие мощные – энергетика с экрана через край хлещет.
Вы же теперь сами читаете сказки в своем телеграм-канале…
— Эта история началась, когда все сидели дома во время карантина. Не было спектаклей, остановились съемки, а мне хотелось быть и в кино, и в театре, и я решила читать сказки. И сразу стала получать теплые отзывы: что дети и мужья засыпают под мои сказки и что они снимают страх полета. Один мальчик написал: «У меня умер папа, и маму замучила бессонница. Что я только ей не ставил – музыку, фильмы, аудиокниги, но как только нашел вас, она стала засыпать».
Обычно так перед сном бабушки внукам читают… Кстати, многие актрисы отказываются от ролей бабушек. Вас они не смущают?
— Я легко перешла сначала на роли мам, потом на теть, теперь и бабушек играю. А куда деваться? Мне 8 декабря 60 лет исполняется, и что, я буду Золушку играть?
У ваших героинь и профессии самые разные, например, в сериале «ИП Пирогова» ваша Надежда – кондитер. А вы торты печете?
— Я очень хорошо готовлю – моя мама была поваром-кондитером. У меня есть фирменный торт, и все, кто его хоть раз пробовал, говорили, что это самый лучший «Наполеон» из тех, что они когда-либо ели. Однажды я к Новому году испекла его, поставила, чтобы пропитался, и спать легла. Проснулась от громкого чавканья. Смотрю, моя собака забралась на стол и пожирает мой праздничный торт, закрыв от удовольствия глаза. Я чуть с ума не сошла! (Смеется.)
И в «Последнем богатыре», и в «ИП Пирогова» у вас не самые приятные героини. А на какую роль вы никогда не согласитесь?
— Когда какая-нибудь жуткая человеческая история и весь фильм надо убиваться, страдать, пропускать это через себя. Я говорю нет, потому что этого физически не выдержу. Или сейчас мне много сценариев присылают, где много пошлости, порнухи и с матом. И когда это все в совокупности – уже перебор.
Одна из первых ваших ролей в кино – в «Формуле любви». Она определила ваше амплуа?
— К этой роли у меня особое отношение. Мы снимали 2 серии, и у меня там была главная роль – возлюбленной графа Маши. А из-за того, что Нодар Мгалоблишвили, который и играл графа Калиостро, сломал ногу на съемках, все пришлось сократить, и моя роль сдулась. Мне было так плохо, что я этот фильм просто возненавидела и долго смотреть не могла. А сейчас понимаю, «Формула любви» прошла испытание временем, ее все любят, и как-то глупо обижаться. Что бы там ни было, это же здорово, что тебя ассоциируют с такой картиной!
Но сами съемки у Марка Захарова понравились? Так ли на них было смешно, как вышло на экране?
— Это очень здорово было снимать, потому что мы жили все вместе в борьбе – в жуткой общаге какой-то без горячей воды. И у наших стариков – Татьяны Пельтцер и Леонида Броневого – была своя программа, они в преферанс играли на деньги и нас не пускали в свой круг категорически. А Александр Абдулов был заводилой и все время что-то придумывал вроде ночной рыбной ловли. И потом у Марка Анатольевича чувство юмора особенное, не встречала больше таких людей. Кстати, когда мы начали снимать «Горько!», я вдруг поняла, что Жора Крыжовников мне чем-то ужасно напоминает Марка Захарова. Поделилась этим наблюдением, а мне говорят: «Здрасьте, приехали! Он же его ученик».
Слышали от учеников Захарова, что в какой-то момент они под влиянием его мощнейшего обаяния невольно начинали использовать фразочки и интонации мэтра…
— Конечно, когда ты с таким великим человеком рядом! У меня была похожая история. В Театре им. Моссовета шел спектакль «Братья Карамазовы», где Грушенькой была Ирина Муравьева. Играла она эту роль уже долго и предложила мне ее заменить. Я усердно учила текст, а мой первый муж (актер и педагог Леонид Фомин, — КР) мне реплики подкидывал. Лежим, значит, он мне реплику, я отыгрываю. Вдруг говорит: «Все, не могу больше: у меня такое ощущение, что я в кровати с Муравьевой». (Смеется.) Сейчас «Бесприданницу» в театре начали репетировать, и я думаю теперь, как бы не свалиться в Алису Фрейндлих, которая там бесподобно играла.
После «Формулы любви» вы мгновенно стали очень популярны, но на экране появлялись мало. Предпочли театр или в кино не звали?
— Звали. Очень много куда! Но мой первый муж был моим педагогом и на 15 лет старше меня. И после «Формулы любви» решил, что еще одна поездка на съемки, и меня у него уведут, так что лучше мне не сниматься вовсе. Да и когда? В театре у меня было по две премьеры в год и обязательно какой-то ввод. Я из театра вообще не вылезала – иногда даже спала между репетициями и спектаклями в гримерной. Так что меня дома целыми днями не было, а муж в это время за меня всем отказывал. Мобильных же не было тогда — вся связь через домашний телефон. Только через много лет я об этом узнала.
Интересно, сколько же ролей мимо вас таким образом прошло?
— Очень много! Например, на ММКФ недавно Никита Михалков показывал свой документальный фильм про съемки драмы «Вспоминая Чехова», которую он так и не закончил. Я лишь не так давно выяснила, что он меня туда приглашал.
Вы вернулись в кино с фильмом «Граница: Таежный роман» Александра Митты?
— Нет. Почему-то этот фильм все вспоминают. Кстати, там Гарик Сукачев должен был играть моего мужа, но не приехал. Тогда Митта решил сам сняться, но, конечно, уже в роли не мужа, а отца. И я должна была его по сюжету ударить. А чтобы я поняла, как бить, он первый мне так вломил, что шишка вскочила. Зато потом я с таким удовольствием все дубли лупила его по голове! (Смеется.)
Всенародная любовь началась после «Горько!»?
— Нет, раньше – вместе с «Универом». Теперь куда ни приду, меня все окликают Зоей Михайловной. Однажды в Нью-Йорке даже такое случилось. Неимоверно популярные и сериал, и роль. Мне хотя бы раз в день за него кто-то обязательно говорит спасибо.
Повезло?
— Не верю в везение! Я никогда ничего не получала просто так. Вот, опять же, роль в «Горько!». Приезжаю на пробы, там очередь из актрис, я их всех знаю. И за дверью поют «Натали». А я не пою и слов этой песни не знаю. Подходит моя очередь, я захожу в комнату, и Крыжовников мне: пойте. Я начинаю подвывать «На-та-ли-и-и тра-та-та-та тра-та-та тра-та-та…» и по ходу думаю: «Ну все, до свидания, приплыли». И вдруг Жора мне говорит: «Ну если вы так же бездарно споете в кино, это будет гениально!» А на следующее утро меня утвердили, хотя до этого пробы шли полгода.
От работы устаешь, даже от любимой. Как вы отдыхаете?
— Свободного времени у меня практически нет. Но между съемками главное удовольствие – путешествия. Вот прямо послезавтра отправляюсь на регату. Наконец-то меня друзья взяли в свою команду на яхту, я давно уже просилась. А в ноябре улетаю в Аргентину – сделала себе подарок к юбилею. В дальнейших планах Северный полюс, о Южном тоже мечтаю.
Вы такая легкая на подъем?
— Да, мне скажут: «Завтра летим», а я: «Да, летим, конечно».
А вообще, если надо было бы выделить какую-то одну черту вашего характера, что бы вы назвали?
— Непростой вопрос… (Берет паузу.) Я честная. И умная, и красивая, и талантливая, и спортивная, и… Я так долго могу – остановите меня уже! (Смеется.)
Домохозяйка по имени Жанна умеет читать мысли и управлять электротехникой, чем успешно пользуется, выигрывая крупные суммы в покер и грабя…
В Театре Мимики и Жеста новая премьера, которую планируют привезти и в другие регионы страны. Инклюзивный спектакль на русском жестовом…
В первой части обширного материала, посвященного новейшему кино про Урал, мы рассказывали о лентах, увидевших свет за последний год. Здесь…
20 ноября на сцене Дворца на Яузе состоялась первая торжественная церемония вручения индустриальной премии «МедиаБренд», которая отмечает выдающиеся проекты в…
Телевидение как способ распространения информации неумолимо сдает лидерство, но как сегмент индустрии развлечений не устареет, наверное, никогда. Потому что от…
Премьер-министр России Михаил Мишустин распорядился направить дополнительные средства на поддержку отечественного кинопроизводства. Сумму в 2,6 млрд будут выделять каждый год,…