Кино

Сильные женщины Элизабет Тейлор

27 февраля исполняется 90 лет со дня рождения Элизабет Тейлор. «Королева Голливуда» входит в десятку величайших звезд в истории кино, фильмы с ее участием скрупулезно изучают киноведы, а стилисты и простые обыватели восхищаются умением звезды стильно одеваться и всегда выглядеть безупречно. Обсуждать феномен Элизабет Тейлор можно бесконечно – она восемь раз была замужем, обладала невероятной коллекций ювелирных изделий, а еще много раз была первой – например, именно ей впервые в истории выплатили гонорар в миллион долларов. К важной дате «КиноРепортер» рассказывает о семи сильных героинях Элизабет Тейлор.

«Место под солнцем» (1951)

Тейлор начала сниматься в 1942 году по инициативе своей матери, однако первый серьезный успех пришел к ней почти десять лет спустя. Актриса сыграла роль светской львицы Анджелы Викерс в экранизации романа Теодора Драйзера «Американская трагедия». Толк в богемной жизни она знала – ее первый брак был заключен с наследником империи Hilton Никки.

Впрочем, киногероиня Тейлор сильно отличалась от книжного прототипа – будучи уверенной в собственной привлекательности, ее Викерс была скорее демоном, чем ангелом, но отвести от нее взгляд все равно не представлялось возможным. Не смог это сделать и главный герой, которого сыграл Монтгомери Клифт – с ним актрису будет связывать долгая и плодотворная дружба.

«Монти, возможно, стал бы самой большой звездой в мире кино, если бы больше снимался», – отзывалась звезда о коллеге.

Ну а пока что, в начале 1950-х, черно-белая драма Джорджа Стивенса получает «Золотой глобус» и шесть «Оскаров». Личных номинаций картина Элизабет Тейлор не принесла, но зато ее гонорар в следующем фильме, «Айвенго» (1952), увеличился с полутора тысяч долларов за неделю до пяти с половиной.

«Гигант» (1956)

Окончательно успех Элизабет Тейлор закрепляет пять лет спустя. И вновь это – работа Джорджа Стивенса, и вновь – экранизация. «Гигант» стал последним из трех фильмов с Джеймсом Дином, трагически погибшим в автокатастрофе. Но главный герой, сыгранный иконой поколения, – не единственная причина, по которой ленту признают одним из величайших киношедевров.

Тейлор здесь играет старшую дочь доктора, которая вышла замуж за владельца ранчо и была вынуждена с головой погрузиться в незнакомый и враждебный для нее мир. Почти все время она старается приноровиться к новому образу жизни, постоянно сталкиваясь с трудностями – от отсутствия привычек до недовольства слуг ее вторжением на территорию, которую они давно освоили, и препирательств с собственным мужем.

Для того, чтобы жить в таких условиях, требуется определенное мужество, и Лесли, которой в скором времени предстоит еще и стать матерью, показывает себя поистине несгибаемой женщиной. Параллельно, разумеется, сквозят недружелюбные ветра эпохи – притеснение по половому и расовому признаку, нищета и отсутствие перспектив, консерватизм против технологического прогресса. Но личное в этой эпической саге все-таки перевешивает общественное, а американская трагедия выглядит все же не такой безнадежной.

«Кошка на раскаленной крыше» (1958)

Следующими важными вехами в фильмографии Элизабет Тейлор стали экранизации пьес Теннесси Уильямса. «Кошка на раскаленной крыше» вышла в 1958 году и принесла актрисе вторую личную номинацию на премию «Оскар» (годом ранее был «Округ Рэйнтри»). Сам писатель раскритиковал картину за неточности, но во время действия кодекса Хейса сложно было предпринять более радикальные (или хотя бы уверенные) шаги.

В этой сложной истории, где переплетаются любовь, ревность и жажда наживы, Элизабет Тейлор сыграла Мэгги – бездетную супругу известного в прошлом игрока в американский футбол Брика (Пол Ньюман). Именно она – любимица умирающего от рака свекра Харви (Берл Айвз), с которым сын окончательно портит отношения. Последние дни в итоге Харви тратит на то, чтобы разобраться в проблемах младшего сына.

Во время съемок Элизабет Тейлор потеряла мужа – продюсера Майкла Тодда. Он погиб в авиакатастрофе на следующий год после свадьбы со звездой и рождения дочери. Несмотря на потрясение, актриса продолжила съемки. И тем самым, как бы страшно или уничижительно это ни звучало, стала похожа на свою героиню.

Мэгги, на долю которой выпало множество страданий, тоже шла к своей цели, выживая среди безжалостных родственников и пытаясь вернуть любовь мужа, который твердо решил никого не подпускать к себе, а собственную вину топить в алкоголе. Несмотря на то, что отчаянная попытка преодолеть финансовые трудности тут – не основная мотивация героев, это снова великая американская трагедия, но выразительный психологизм и пронзительная игра ведущего трио отличают ее от других.

«Внезапно, прошлым летом» (1959)

Слоганом драмы Джозефа Л. Манкевича стала фраза «Теннесси Уильямс потрясет вас снова». И это не пустые слова – в сюжете как минимум фигурируют изнасилование, убийство и каннибализм. А еще лоботомия, грозящая молодой девушке Кэтрин Холли (Элизабет Тейлор). Именно таким изуверским способом богатая вдова Вайолет Венейбл (Кэтрин Хепберн) пытается сохранить случившуюся прошлым летом трагедию в тайне. У бедной кузины, впрочем, находится сторонник – известный нейрохирург Цукрович (и снова Монтгомери Клифт) начинает собственное расследование.

Тейлор здесь играет жертву во многих смыслах – обстоятельств, страха собственной родственницы, слепой страсти кузена, не просчитавшего собственных шагов и снявшего с себя всю ответственность. И трагические последствия, разумеется, не заставляют себя ждать. Парадоксально, но откровенность «Внезапно, прошлым летом» подпитала администрация производственного кодекса, – организация, следившая за четким соблюдением кинематографистами свода этическо-моральных правил. Цензура пропустила многие эпизоды, а фильм подпал под определение приемлемого с точки зрения морали, поскольку он «иллюстрировал ужасы образа жизни, который касался сексуальных извращений».

Любопытно и то, что пока героиня Тейлор пыталась справиться с пережитым ужасом, сама Элизабет, будучи за кадром, очень твердо и уверенно строила свою жизнь и карьеру. Это был ее первый проект после разрыва контракта с Metro-Goldwyn-Mayer, а свое влияние самой кассовой актрисы использовала, чтобы привлечь к работе Монтгомери Клифта.

Актер, злоупотреблявший алкоголем и обезболивающими, мог и не получить работу, но покровительство знаменитой подруги спасло его – несмотря на просьбы режиссера, волновавшегося, что фильм так и не будет закончен. Происходящее спровоцировало конфликт между Джозефом Манкевичем и другой звездой фильма, Кэтрин Хепберн. По слухам, она взяла с него обещание никогда больше не работать вместе и даже плюнула в лицо.

«Клеопатра» (1963)

А вот с Элизабет Тейлор Джозеф Манкевич работать продолжил. И вошел в историю, затеяв съемки самого дорогого пеплума в истории Голливуда. За роль Клеопатры в одноименном фильме актриса получила гонорар в миллион долларов (по слухам, к этой баснословной для тех времен сумме добавились и другие выплаты), а также партнера в лице Ричарда Бертона. Экранные отношения Клеопатры и Марка Антония переросли в бурный роман наяву: после премьеры голливудские звезды поженились (для Тейлор это был пятый брак, для Бертона – второй), развелись десять лет спустя, через год вновь связали себя узами брака и опять развелись.

Впрочем, учитывая, что производство «Клеопатры» заняло больше четырех лет, роман двух икон эпохи нельзя назвать скоропалительным. И если на отношения Тейлор и Бертона съемки повлияли положительно, то вот для киноиндустрии картина стала ударом, которого никто не ждал. «Клеопатра» фактически спровоцировала крах всей студийной системы – из-за дороговизны производства, стилистической неоднородности и неповоротливости, которая лишила ее всех шансов оказаться востребованной и актуальной. Последняя попытка привлечь зрителей в кинотеатры оказалось провальной, и кино все-таки сдалось под натиском телевидения.

Визуальная сторона проекта, однако, по-прежнему заслуживает самого пристального внимания – «Клеопатру» нужно было видеть исключительно на большом экране. Элизабет Тейлор играла в нем икону стиля Древнего Египта. И ее гардероб и украшения полностью отвечали этому определению. Добавьте сюда блистательную красоту ведущих актеров, голливудский лоск, исходящее от них сияние – в конце концов между небожителями и голливудскими звездами тогда не было никакой разницы.

«Кто боится Вирджинии Вульф?» (1966)

Роль Марты, жены университетского профессора (его сыграл Ричард Бертон), в психологической драме «Кто боится Вирджинии Вулф?» заслуженно принесла Тейлор второй после «Баттерфилда, 8» «Оскар». Это действительно было то превращение, которого от секс-символа никто не ожидал: Элизабет перевоплотилась в вульгарную женщину с лишним весом, чей брак рушился на глазах.

Сам фильм тоже оказался революционным: льющаяся с экрана ругань, насмешки, подпитанные алкоголем, пассивная агрессия, переходящая в открытое наступление, и предельно подчеркнутый реализм, переплетающийся с искусным психологизмом, косвенно повлияли на отмену кодекса Хейса и помогли кинематографистам вздохнуть чуточку свободнее.

Классика социальной драмы стала первой лентой, в которой на «Оскар» был номинирован весь актерский состав. Но смотреть в нем в первую очередь надо именно на героиню Тейлор, с оголтелой ненавистью и обидой вскрывающую все внутренние язвы дражайшего супруга. А заодно и свои собственные. Тугая спираль давней горечи и подозрений раскручивается стремительно, игра воспаленного воображения выплескивается за пределы экрана. И сносит всех случайных свидетелей.

От такого накала эмоций едва не пострадали и сами Тейлор и Бертон.

«Для того, чтобы нам самим не убить друг друга, мы работали по определенной системе. Возвращаясь домой после съемок, мы говорили о чем угодно, только не о том, что было на студии. Роли учили в машине по дороге. А дома снова становились Ричардом и Элизабет — родителями своих детей. Мы забывали о наших героях – и мы выжили», – рассказывала актриса.

«Синяя птица» (1976)

В середине 1970-х, уже на закате былой популярности, Элизабет Тейлор снялась в советско-американском музыкальном фильме-сказке Джорджа Кьюкора «Синяя птица». В картине по мотивам пьесы Мориса Метерлинка она сыграла сразу несколько ролей: колдуньи, матери, света… И высшее воплощение всего перечисленного – Материнскую любовь, помогающую найти маленьким брату и сестре волшебную Синюю птицу.

И сама пьеса Метерлинка, и ее адаптации пропитаны ощущением эфемерности. Ее главные герои получают возможность видеть души вещей, поэтому не говорить о символизме, а также силе веры и духа просто невозможно. Однако производство ленты было более чем приземленным: Джеймс Коко растолстел, поскольку мог есть только хлеб с маслом, в итоге вызвавшие у него приступ болезни желчного пузыря; Джейн Фонда преследовала русскую часть группы и цитировала Карла Маркса; сам режиссер обвинял актрису Сисели Тайсон в использовании магии вуду.

Культовой «Синяя птица» в результате всех перипетий так и не стала, однако это уникальный шанс увидеть многих голливудских звезд, включая Элизабет Тейлор, в непривычном амплуа. Дальше было только хуже – в начале 1980-х звезда, активно поддерживая супруга Джона Уорнера, члена Республиканской партии и сенатора Вирджинии, увлеклась политикой. В 1990-х ситуация усугубилась: к череде национальных премий, «Золотых глобусов» и «Оскаров» добавилась номинация на «Золотую малину».

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Недавние Посты

Обратный ход: Фильмы с реверсивным повествованием

Нелинейная драматургия – инструмент, безусловно, интересный. Но и работает он исключительно в умелых руках, поскольку одного разброса сцен в хаотичном…

39 минут назад

«Королевство»: Окружены, но не сломлены

Группа подростков решает отметить выпускной на всю катушку – они арендуют роскошный коттедж, устраивают ужин при свечах и распивают элитный…

5 часов назад

В «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится премьера спектакля «На дне»

13 и 14 декабря в «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится долгожданная премьера сезона – спектакль «На дне» по одноименной пьесе…

19 часов назад

«УничтоЖанна»: Супергероика категории Ы

Домохозяйка по имени Жанна умеет читать мысли и управлять электротехникой, чем успешно пользуется, выигрывая крупные суммы в покер и грабя…

21 час назад

В Театре Мимики и Жеста премьера – инклюзивный спектакль «Итак, мы начинаем!»

В Театре Мимики и Жеста новая премьера, которую планируют привезти и в другие регионы страны. Инклюзивный спектакль на русском жестовом…

22 часа назад

Сокровища Урала в новом российском кино. Часть 2

В первой части обширного материала, посвященного новейшему кино про Урал, мы рассказывали о лентах, увидевших свет за последний год. Здесь…

1 день назад