Уже на этой неделе в прокате появится «Шазам!» — супергеройский фильм студии Warner Bros. о подростке Билли Бэтсоне, способном превращаться в могучего героя. Персонаж некогда был популярен, но сейчас его помнят уже не так хорошо, как раньше. «КиноРепортер» вспоминает историю взлета и падения первого Капитана Марвел, которому в этом году стукнет 80 лет.
В 1938 году мир изменился навсегда: в первый день лета появился Супермен, первый настоящий супергерой, положивший начало целому новому жанру. Action Comics, серия, в которой он и дебютировал, показала огромный коммерческий потенциал героев в трико – само собой, довольно быстро начали появляться конкуренты. Fawcett Publications решили не тянуть резину и вскочили в поезд, несущийся на всех парах, для чего наняли Билла Паркера. Ему поручили ответственную задачу: придумать героев для новой серии комиксов Flash Comics, которая сможет конкурировать с Action Comics.
Билл подошел к вопросу ответственно и придумал целый ворох героев: Непобедимого Ириса, Крушителя шпионов, Золотую стрелу и многих других. В числе последних – шестерка героев, наделенных особыми силами, полученными от мифических героев. Ральф Дайг, исполнительный директор компании, предложил объединить героев в одного, что стало рождением персонажа по имени Капитан Гром. Художником серии выбрали Чарльза Кларенса Бека, который для приключений нового супергероя выбрал мультяшную стилистику (впоследствии она станет коронной фишкой художника и серии). По словам Бека, они с Дайгом хотели сделать комикс, который им будет интересно читать самим и в котором история будет больше базироваться на воображении и мифологии, чем на канонах палповых журналов.
Первый выпуск комиксов вышел в 1939 году и тут же столкнулся с проблемами: и Flash Comics, и Капитан Гром были уже зарегистрированы как торговые марки. Серию переименовали в Whiz Comics, а героя сначала решили было назвать «Капитаном Чудесным» (Captain Marvelous), но быстро сократили до «Капитана Чудо» или же «Капитана Марвела». Еще одной отличительной чертой стал выбор героя: вместо привычных атлетичных мужчин здесь силами обладал обычный подросток двенадцати лет от роду. Билли Бэтсон получил свои силы от волшебника Шазама и, произнося его имя, превращался во взрослого героя, обладающего силами шести «бессмертных мудрецов»: мудростью Соломона, силой Геркулеса, выносливостью Атланта, мощью Зевса, смелостью Ахиллеса и скоростью Меркурия (из первых букв и собирается имя волшебника — SHAZAM). Первым противником Капитана Марвела стал доктор Сивана – гениальный, но безумный ученый, отвернувшийся от человечества и сам себя называющий злодеем.
Сказать, что герой добился успеха, будет преуменьшением: первый же полноценный выпуск с участием Капитана Марвела продался полумиллионным тиражом, а в 40-х годах он сумел по популярности обогнать даже Супермена. Основная причина популярности – возраст героя: основными читателями комиксов на тот момент были дети, и им куда проще было ассоциировать себя именно с подростком, чем со взрослыми Суперменом и Бэтменом, даже несмотря на то, что Капитан не сохранял личность Билли, превращаясь в героя.
Логичным образом комикс начали развивать, вновь глядя в сторону конкурентов: так появились сначала три Лейтенанта Марвел (еще три мальчика, способных превращаться в супергероев; как ни странно, всех троих тоже зовут Билли Бэтсон), затем Капитан Марвел-младший, которым стал Фредди Фриман, чуть позже – Мэри Марвел, сестра-близнец оригинального Билли. Последние двое удивительным образом оставались детьми и после превращения – вернее, сохраняли свою личность в более взрослом теле. Вместе все эти герои образовали Семью Марвел, которая позже пополнится довольно бесполезным и лишенным сил Дядюшкой Марвел, волшебным кроликом, говорящим тигром и другими не менее странными персонажами. Список злодеев в 1940-х пополнят Мистер Разум – говорящий и сверхумный червь, а также Черный Адам – злой предшественник Капитана Марвела. В 1941 году выходит и экранизация комикса – к слову, раньше, чем любой другой супергероический фильм (в том же году на экранах появится Супермен – но только в виде мультфильма; киносериал с Кирком Элином выйдет только в 1948-м).
Обратной стороной славы стали проблемы: National Comics (будущие DC Comics) впервые подали в суд на Fawcett Comics в 1941 году – у Капитана Марвел было слишком много общего с Суперменом. До зала заседаний компании дошли только в 1948 году, и Fawcett дело выиграли, но в 1952 суд повторился. В целом, Капитан Марвел мог снова надеяться на победу, но правообладатели решили иначе: если во время войны герой был как никогда популярен, то к 1950-м его слава начала затухать. Супергероика уже не так интересовала читателей, и комиксы все чаще обращались к другим жанрам: например, к любовным историям или хоррорам. Капитана пытались поднять на прежний уровень, вводя элементы последнего – успехом это не назвать.
«Смерть» Капитана Марвел наступила в 1953 году: Fawcett закрыли свое комикс-подразделение, всех авторов разогнали, а права на героев перешли в DC вместе с основным сценаристом Капитана с 1941 года Отто Биндером и художником Чарльзом Беком.
Говоря о «смерти» героя, нельзя не упомянуть крайне интересный прецедент. В 1950-х Капитана Марвела начали переиздавать в Британии вместе с рядом других комиксов. Герой пришелся всем по вкусу, и когда оригинальные комиксы перестали выходить, британский издатель решил продолжить самостоятельно. Чтобы избежать судебных исков, при участии Мика Англо придумали нового героя, Марвелмена: силы ему давала атомная энергия, а не магия, волшебное слово изменилось на «Кимота!» (Kimota = Atomic наоборот), а состав «семьи» героя претерпел изменения: кроме Марвелмена, в нее также вошли Молодой Марвелмен и Марвелмен-ребенок (Young Marvelmen и Kid Marvelman соответственно). Читатели не особо придали внимания изменению одежды и имен и с радостью продолжили читать комиксы о полюбившемся персонаже. В таком виде герой просуществовал до 1963 года.
История Марвелмена могла на этом и закончиться, если бы не великий Алан Мур: в 1982 году он решил возродить героя, но в ином качестве: вместо веселых и радужных приключений троицы героев в руках Мура история обрела куда более мрачный оттенок. Майкл Моран – обыкновенный человек, страдающий от кризиса среднего возраста и постоянных мигреней, тихо живущий с женой и постоянно летающий во сне. На двадцать лет он выпал из супергеройской деятельности, попросту забыв свое волшебное слово, но случай возвращает все на свои места.
Марвелмена тоже не минует история с переименованием: на этот раз вмешается издательство Marvel, которому, что иронично, позже достанутся все права на героя. Новым именем станет Мираклмен, а мир получит одну из первых ревизионистских историй о супергерое: мрачную, темную и полную неоднозначных тем. Супергерои здесь не показаны идеальными, злодеи крайне неоднозначны, а Homo Superior настолько не похожи на обычных людей, что попросту не могут жить с ними в одном мире. Немалая часть идей позже перекочует в одно из самых известных произведений Мура – «Хранители». Вслед за Муром над комиксом поработает и другой гигант британской литературы и комиксов – Нил Гейман, но его работа не дойдет до логического завершения из-за закрытия издательства Eclipse, занимавшегося Мираклменом.
Вернемся к Капитану Марвел. В 1960-х Супергероика испытала новый подъем, но Капитан Марвел не возвращался до 1973 года. Новый комикс о герое вышел уже у DC под названием «Шазам!» и подзаголовком: «Настоящий Капитан Марвел». Дело в том, что за время перерыва Marvel успели выпустить и запатентовать нового героя с тем же именем, так что использовать это его уже не представлялось возможным. Чуть позже и вовсе пришлось подписывать просто «Сильнейшим смертным», чтобы избежать судебной волокиты. В это время активно перепечатывались старые выпуски комикса, а также писались новые. Но, по словам неизменного иллюстратора серии Бека, как бы он ни старался, вдохнуть жизнь в новые выпуски у него никак не получалось.
Героя попытались «омолодить» в 1978-м – настолько неудачно, что более реалистичная версия Капитана просуществовала всего два выпуска. Герой появлялся и позже, но все чаще на вторых ролях.
Еще один шанс он получит только в 1986-м, после знаменитого «Кризиса на Бесконечных Землях», переписавшего всю историю вселенной DC. Обновленный Капитан Марвел получил главное изменение – теперь он и в облике героя сохраняет личность Билли Бэтсона, и именно это становится главным козырем персонажа. Комиксы 1980-х – темное и мрачное место, и Билли являлся своего рода солнечным лучом, прорезающим всю тьму. Но так как былой славы добиться уже не удалось, Капитан Марвел все чаще был на вторых ролях: у Джона Бирна, подарившего миру знаменитую мини-серию «Смерть Супермена», были идеи для сольных приключений героя, но ни одна из них так и не увидела свет.
Важное место Капитан займет в знаменитой мини-серии «Царствие небесное», написанном Марком Уэйдом и проиллюстрированном Алексом Россом: здесь, правда, герой будет не таким уж хорошим и добрым, так как мозг ему промоет Лекс Лютор.
В 1990-х и начале 2000-х были и другие комиксы о герое, но максимально интересным является перезапуск героя в рамках глобального события «Флэшпоинт», перетряхнувшего всю вселенную DC. Флэш отправился в прошлое, чтобы спасти свою мать от смерти, и тем самым радикально изменил всю вселенную: к примеру, в Преступной аллее погибли не родители Брюса Уэйна, а он сам. Бэтменом в этой вселенной становился его отец Томас Уэйн.
Капитана Марвела тоже ждали изменения. На этот раз в семью Шазама входили не только Билли, Мэри и Фредди, но и тройка детей-новичков: Юджин Чой, Педро Пенья и Дарла Дадли. Все вместе они могли превращаться в Капитана Грома – одного супергероя с привычными силами. Но уже в 2012-м героя снова перезапустят, оставив всех детей в «семье». Джефф Джонс, автор «Флэшпоинта» и один из продюсеров современных кинокомиксов DC, вновь переписал биографию героя: теперь его официально зовут Шазам, Билли вновь в одиночку превращается во всесильного взрослого, но и отдельные черты из предыдущих комиксов на месте.
Кстати, именно эта версия героя во многом является основой для выходящего фильма: Билли здесь показан циничным подростком, которому еще только предстоит познать важность семьи и возложенную на него ответственность. Схожи будут и отдельные сюжетные моменты, так что раскрывать их мы не станем. Впрочем, любой заинтересованный может ознакомиться самостоятельно: комикс «Шазам!» не так давно вышел на русском языке. Получится ли красному супергерою с выходом нового фильма вернуть былую славу – вопрос открытый. Впрочем, у неунывающего подростка есть все шансы попасть прямиком в сердца зрителей.
13 и 14 декабря в «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится долгожданная премьера сезона – постановка пьесы Максима Горького «На дне».…
Домохозяйка по имени Жанна умеет читать мысли и управлять электротехникой, чем успешно пользуется, выигрывая крупные суммы в покер и грабя…
В Театре Мимики и Жеста новая премьера, которую планируют привезти и в другие регионы страны. Инклюзивный спектакль на русском жестовом…
В первой части обширного материала, посвященного новейшему кино про Урал, мы рассказывали о лентах, увидевших свет за последний год. Здесь…
20 ноября на сцене Дворца на Яузе состоялась первая торжественная церемония вручения индустриальной премии «МедиаБренд», которая отмечает выдающиеся проекты в…
Телевидение как способ распространения информации неумолимо сдает лидерство, но как сегмент индустрии развлечений не устареет, наверное, никогда. Потому что от…