Если вы думаете, что в годы Великой Отечественной войны советское кинопроизводство переживало не лучшие времена, то глубоко заблуждаетесь. Напротив, кинематограф развивался даже активнее, чем прежде. Актеры, режиссеры, сценаристы, операторы, многие из которых и сами были фронтовиками, без устали трудились над картинами, помогавшими людям на передовой и в тылу выживать в самые тяжелые минуты. К 9 Мая «КиноРепортер» решил напомнить о шедеврах военного времени.
За время войны выдающийся режиссер Иван Пырьев поставил два фильма, не считая доснятой «Свинарки и пастуха». Первой он снял картину «Секретарь райкома» – настоящий шпионский триллер о противостоянии, собственно, секретаря райкома Степана Кочета (Василий Ванин) и немецкого полковника Макенау. В центре внимания – партизанская война, изображенная весьма сурово и натуралистично, хотя и без здорового юмора не обошлось.
Съемки проходили в Алма-Ате, где в 1941 году создали Центральную объединенную киностудию. Она функционировала по 1944 год, и за этот период 80% советской кинопродукции сняли именно здесь – 23 полнометражных ленты и 10 короткометражных.
«Мы клянемся, что скорее умрем в жестоком бою с врагами, чем отдадим себя, свою семью и весь народ наш в рабство коварному фашизму. Кровь за кровь! Смерть за смерть!» Этими лозунгами завершается фильм, что, безусловно, выполняло определенную агитационную роль. В отличие от более поздних лент военного времени, ратовавших за разумное-доброе-вечное, «Секретарь райкома» призывает сражаться до победного конца, не уступая неприятелю ни пяди родной земли. Что ж, в первые годы войны без подобных воззваний нельзя было обойтись.
«Темная ночь, только пули свистят по степи, только ветер гудит в проводах, тускло звезды мерцают…» Кто не знает эту выдающуюся песню, от простой, нежной, пронзительной мелодии которой по коже неизменно проносятся мурашки, а глаза наполняются слезами? Именно в этом фильме ее исполнил Марк Бернес, герой которого, одессит Аркадий, неразрывно спаян крепкой фронтовой дружбой с персонажем Бориса Андреева, Сашей с Уралмаша. Казалось бы, это люди с абсолютно разными характерами: недаром после глупой выходки Аркадия они смертельно поссорились. Но затем, разумеется, помирились – в окопах, под свинцовым дождем.
Съемки велись на киностудии в Ташкенте, куда наряду с Алма-Атой в годы войны переместились ведущие советские кинематографисты. В основе картины повесть Льва Славина «Мои земляки», опубликованная в 1941-м. Постановщик Леонид Луков прочитал ее и тут же решил экранизировать. Над сценарием работал драматург Евгений Габрилович, причем работал в спешке, готовясь к отправке на фронт. Фактически за несколько часов поэт Владимир Агатов и композитор Никита Богословский создали текст и музыку «Темной ночи». Фильм показывали и на фронте, но песню солдаты успели полюбить гораздо раньше: ее обессмертил Леонид Утесов, выступавший с концертами перед фронтовиками.
Стихотворение «Жди меня» в 1941 году написал Константин Симонов, уезжая на фронт и расставаясь с любимой. Оно посвящено актрисе Валентине Серовой, которая исполнила главную роль в одноименном художественном фильме: его сценарий тоже создал Симонов. Герой ленты, летчик Николай Ермолов (Борис Блинов), отправляется на войну. Его жена Лиза (Серова) свято верит в их новую встречу, как бы ни убеждали ее, что Ермолов погиб во время перестрелки.
Работа над картиной велась на алма-атинской студии, куда прямо с фронта прилетел Симонов, к тому моменту уже написавший сценарий другого знаменитого фильма военных лет «Парень из нашего города» (1942). Его, как и «Жди меня», снимали Борис Иванов и Александр Столпер. Творческий процесс буквально кипел – требовалось как можно быстрее отправить кино на фронт для поднятия боевого духа солдат. И с этой задачей удалось блестяще справиться: фильм наряду со стихотворением стал вечным символом веры в любовь, добро и неизбежное возвращение к близким. А Симонов и Серова в 1943 году поженились.
Легендарная лирическая комедия, появление которой стало возможно ближе к концу войны, когда вера в скорое окончание боевых действий и освобождение страны от оккупантов вселяла в сердца солдат и мирных граждан невиданный оптимизм. Герои картины, влюбленные зенитчица Варя (Марина Ладынина) и артиллерист Вася (Евгений Самойлов), расстаются. Но лишь для того, чтобы встретиться вновь. Когда война наконец завершится победой.
А ведь трогательное воссоединение влюбленных могло и не произойти: в оригинальном финале сценариста Виктора Гусева Варя гибла при бомбежке. Свидание на Большом Каменном мосту, соответственно, проносилось в ее воображении перед смертью. Но Пырьев не стал лишать зрителей счастливой концовки. К тому же в его фильмах-фантазиях неприглядная действительность нередко превращалась в сбывшуюся мечту.
Премьера ленты состоялась за полгода до окончания войны – 16 ноября 1944-го (во что сегодня сложно поверить, ведь ее авторы, получается, предсказали, когда это произойдет!), и решение Пырьева оказалось оправданным. Страна продолжала воевать, но в тот же год «В шесть часов вечера после войны» посмотрели 26 млн человек. А в день Великой Победы многие отправились на Каменный мост, который до сих пор кажется символом вечной надежды, и «Марш артиллеристов» на музыку Тихона Хренникова по-прежнему набатом стучит в сердцах.
Выражение «великий перелом» впервые употребил Иосиф Сталин, когда в 1920-х выступил с программным манифестом о стремительном строительстве в СССР социализма. В Великую Отечественную подобным переломом стали события конца 1942-го – начала 1943 года, прежде всего, конечно, Сталинградская битва. Победа в ней окончательно дестабилизировала немецкие войска, а инициативу перехватило советское командование. Ну а режиссер Фридрих Эрмлер, вдохновившись другой знаковой победой советских войск – под Москвой в 1941–1942-м, посвятил великой битве фильм.
Батальные сцены, которые вышли весьма лаконичными, снимали в расположении Ленинградского фронта. Создатели ленты, побывав на передовой, повидали реальную фронтовую жизнь, их консультировали офицеры. При этом картина получилась максимально условной: не упоминаются ни фамилии, ни города. Зато вымышленный командующий фронтом Муравьев (Михаил Державин-старший), собирательный образ военачальников Жукова, Рокоссовского и других, обзавелся целой биографией вплоть до любви к лошадям и редкому иммунитету к алкоголю. Идеологически – комар носа не подточит. Но если награждение картины Сталинской премией I степени удивления не вызывает, то для истории куда важнее другой факт: на самом первом Каннском кинофестивале в 1946 году фильм получил Гран-при.
13 и 14 декабря в «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится долгожданная премьера сезона – постановка пьесы Максима Горького «На дне».…
Домохозяйка по имени Жанна умеет читать мысли и управлять электротехникой, чем успешно пользуется, выигрывая крупные суммы в покер и грабя…
В Театре Мимики и Жеста новая премьера, которую планируют привезти и в другие регионы страны. Инклюзивный спектакль на русском жестовом…
В первой части обширного материала, посвященного новейшему кино про Урал, мы рассказывали о лентах, увидевших свет за последний год. Здесь…
20 ноября на сцене Дворца на Яузе состоялась первая торжественная церемония вручения индустриальной премии «МедиаБренд», которая отмечает выдающиеся проекты в…
Телевидение как способ распространения информации неумолимо сдает лидерство, но как сегмент индустрии развлечений не устареет, наверное, никогда. Потому что от…