Акулы – несомненно, самый совершенный хищник на нашей планете. Вот уже 400 с лишним миллионов лет они бороздят просторы океанов, поедая все, что попадется на пути, и никто им ничего не может противопоставить. Вот насколько они крутые. Так что немудрено, что человечество посвятило им отдельный кинематографический жанр. Именно в нем мы с вами сегодня покопаемся и извлечем оттуда несколько неочевидных потаенных сокровищ.
В преддверии крупных международных спортивных соревнований в Париж издалека приплывает огромная акула по прозвищу Лилит, мутировавшая из-за глобального потепления и загрязнения окружающей среды, и как давай всех жрать. Особенно экоактивисток с дурацкими разноцветными прическами. А как обожрется – так давай безудержно размножаться партеногенезом, то есть без участия самцов. А как размножится – снова давай всех жрать.
Как уже можно по вышеизложенному понять, видный французский экстремал Ксавье Жанс («Граница») под видом веселенького шарксплотейшена выдал не менее веселенькую алармистскую басню. В которой основательно проехался и по европейским политикам, и по экоактивизму, и по грядущей Олимпиаде-2024, и по радикальному феминизму. На сладкое заполировав все это дело горячечным пророчеством о закате европейской цивилизации. Словом, определенно наш слоняра. Долой французов, Париж – для акул!
Даром что фильм вышел спустя год после «Челюстей», влившись в спровоцированный спилберговским блокбастером зоохоррор-тренд, задуман он был гораздо раньше. Но его автор Уильям Греф все никак на реализацию своего проекта не мог найти финансирования. Суть же проекта вот в чем: по центру истории – крепкий мужик, который не очень дружит с головой, зато дружит с акулами и готов порвать любого, кто их обидит. Что приходится делать достаточно часто, поскольку обидчиков у акул хватает.
Таким образом, «Челюсти смерти» справедливо было бы отнести скорее к разряду психологических триллеров, нежели к зоохоррорам. С «Челюстями» у них из общего только акулы. Да и то как сказать: у Спилберга-то в кадре преимущественно муляжи, тогда как у Грефа – исключительно натуральные живые рыбины, свободно плавающие вокруг живых, опять же, каскадеров. На чем и была построена рекламная кампания. Дескать, спешите видеть, смертельный номер! И действительно, эффектно смотрится до сих пор. Сейчас так уже не делают. Один бездушный CGI кругом, тьфу.
Вы наверняка в курсе, что есть такая штука, как спагетти-вестерны. А слышали ли вы когда-нибудь про спагетти-шарксплотейшен? Вот, пожалуйста: яркий представитель этой категории. Вроде бы типичный закос под «Челюсти», честный и бесстыжий. Но притом сделанный в Италии. И не последним, между прочим, человеком. Режиссер Энцо Кастеллари в 1970-е был весьма востребован: и те же самые спагетти-вестерны успешно производил, и всякие италокраймы, а еще снял военную драму «Бесславные ублюдки». За что удостоился камео в других «Бесславных ублюдках», тарантиновских.
Сюжет «Последней акулы» оригинальностью, прямо скажем, не блещет: аномально крупная кровожадная акула терроризирует жителей маленького городка, поедая виндсерферов. Но любят и ценят фильм не за это. А за сцену схватки акулы с вертолетом, например. И ряд других, не менее зрелищных и смешных сцен. Широкой публике такое сразу зашло на ура, а вот боссам студии Universal, выпустившей «Челюсти», – нет. Последние обвинили создателей фильма в плагиате и добились того, чтобы его изъяли из американского проката. Ну и дураки.
Однажды кому-то показалось отличной идеей совместить акул, военную драму по реальным событиям, фильм-катастрофу и Николаса Кейджа. Так появился «Крейсер» – катастрофически плохая военная драма с акулами и Николасом Кейджем. Упомянутые же реальные события произошли в 1945 году, когда военный корабль USS Indianapolis был послан доставить поближе к Хиросиме атомную бомбу. На обратном пути его подбили торпедой, и уцелевшим членам экипажа пришлось несколько дней посреди океана барахтаться, пока акулы ими пировали.
Непосредственно барахтаниям американских моряков посвящена центральная часть фильма, и при ее просмотре сложно отделаться от напрашивающихся нехороших ассоциаций с процессом кормления рыбок в аквариуме. С той разницей, что в данном случае вместо дафнии и гаммаруса в том числе Том Сайзмор, который истошно орет, прижимая к груди собственную откусанную ногу. И, само собой, Николас Кейдж, который дрейфует туда-сюда без цели и смысла, но на всякий случай переигрывает. Поэтому впечатление «Крейсер» оставляет, мягко говоря, странное. Но опыт дарует крайне незаурядный.
Или представьте себе такую ситуацию. Заходите вы в магазин – пельменей купить, буханку черного, колбасы докторской, ну и так далее. Как вдруг набегают какие-то люди с пистолетами и давай ими друг в дружку тыкать. А потом цунами внезапно обрушивается на город, и весь магазин почти доверху заполняется водой. А потом до кучи туда же наведываются свирепые акулы, которые не прочь человечиной закусить. Как говорится, ничего себе за хлебушком сходил.
Поскольку в названии фильма присутствует «3D», в нем предусмотрено множество моментов, когда акула такая из воды выпрыгивает – и как будто прямо на зрителя летит. Это так было в начале 2010-х модно. К счастью, в отличие от всего остального, акулы никогда не выходят из моды и выглядят актуально и круто всегда. В любое время и в любом месте. Даже в продуктовом магазине. Хотя казалось бы. Ну а вообще поместить действие в замкнутое пространство решение если не гениальное, то где-то около того. Потому что чем больше акул на кубический метр пространства, тем, очевидно, лучше.
Примерно с начала 2010-х популяция фильмов про акул вдруг сильно возросла. При этом их качество устремилось вниз, а градус безумия, наоборот, кратно возрос. Связано это, по мнению многих исследователей, в первую очередь с выходом культовейшего «Акульего торнадо» в 2013-м. Однако стоит заметить, что еще за год до того миру была явлена «Атака двухголовой акулы». Которая впоследствии, как и «Акулий торнадо», принялась прирастать сиквелами, один фееричнее другого: «Атака трехголовой акулы», «Атака пятиголовой акулы» и так далее.
Из всего этого замечательного безобразия мы бы хотели выделить особо замечательный и безобразный опус под названием «Акула-призрак». Где, как не сложно догадаться, поеданием человеческой плоти живьем промышляет не обычная акула, и не акула-мутант, и не акула-зомби, а акула-призрак. Точнее, мстительный дух невинно убиенной акулы, обладающий сверхъестественной способностью материализовываться в любой емкости с водой. Будь то унитаз или, допустим, стакан воды. Какие перспективы это открывает, можете себе представить. Но зачем представлять? Лучше увидеть все собственными глазами. Гарантируем, ничего прекраснее в акульем жанре просто не бывает.
13 и 14 декабря в «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится долгожданная премьера сезона – постановка пьесы Максима Горького «На дне».…
Домохозяйка по имени Жанна умеет читать мысли и управлять электротехникой, чем успешно пользуется, выигрывая крупные суммы в покер и грабя…
В Театре Мимики и Жеста новая премьера, которую планируют привезти и в другие регионы страны. Инклюзивный спектакль на русском жестовом…
В первой части обширного материала, посвященного новейшему кино про Урал, мы рассказывали о лентах, увидевших свет за последний год. Здесь…
20 ноября на сцене Дворца на Яузе состоялась первая торжественная церемония вручения индустриальной премии «МедиаБренд», которая отмечает выдающиеся проекты в…
Телевидение как способ распространения информации неумолимо сдает лидерство, но как сегмент индустрии развлечений не устареет, наверное, никогда. Потому что от…