На финишную прямую выходит «Улица Шекспира» – многосерийный проект Данила Чащина, известного по громким театральным постановкам и сериалу «Райцентр», где нарочито броские герои решали проблемы, которые начались в их крошечном населенном пункте много лет назад и в итоге разрослись до невероятных масштабов.
«Улица Шекспира» наследует этой формуле: в вымышленный городок Вышегорск (по автомобильным номерам можно сделать вывод, что находится он в Ставрополье) приезжает холеный столичный адвокат Михаил Деметров (Дмитрий Чеботарев). Он же – Михай Деметр, 16 лет назад изгнанный из родного табора за некое преступление, о котором он предпочитает не рассказывать даже самым близким.
Впрочем, близкие для него – понятие относительное: с отцом Жаном (Игорь Хрипунов) и младшим братом Савко (Арсений Семенов, напоминающий повадками Джереми Стронга из «Наследников»), ставшим после его отъезда «баро», он оборвал все контакты. А с новой семьей – невестой Машей (Мария Лисовая) и ее отцом (Игорь Черневич), предложившим Михаю должность партнера в юридической фирме, подробностями юных лет явно не делился. Иначе не отпустила бы его так легко без пяти минут супруга.
Тем более что с места Михай срывается по просьбе бывшей возлюбленной Дианы (Елизавета Юрьева), чья дочь Яна (Полина Гухман) загремела в тюрьму, по подростковой горячности выгородив деда Червоню (Игорь Золотовицкий). Тому титула цыганского барона было мало, и он быстро добавил к нему приставку «нарко». Разумеется, по приезде Михай сталкивается с враждебностью местных – никаких охранных грамот его обновленный статус не гарантирует, а потому в крови и пыли он валяется в первой же серии (во второй принципиально ничего не меняется). А еще с правдой, которой он поначалу боится посмотреть в глаза: Яна оказывается и его дочерью тоже.
На этом мелодраматические коллизии в духе «Кармелиты» – эталона цыганских страстей в народном сознании – временно прекращаются. И наступает время вспомнить классику, а именно Лермонтова, бывавшего и на Кавказе, и близ него. Только вот в кучу на этот раз смешались не только люди и кони, но также властные структуры, силовики, застройщики, наркоторговцы и бог знает, кто еще. И это не считая стычек между самими цыганами, среди которых выделяются живущие в тотальной нищете котляры, и рома, приобщившиеся к «цивилизации».
Последнее, впрочем, лишь видимость: за роскошными дворцами и золотыми статуями скрывается почти звериная жестокость, порой не поддающаяся внешней логике. Зато исправно работающая согласно логике внутренней: в цыганском сообществе действует настолько жесткая иерархия, что выходить из него – смерти подобно. Клановость гарантирует хоть какое-то подобие жизни, пусть и в невыносимых условиях (например, у малолетнего племянника Михая даже выбор не стоит между участием в юниорской сборной по футболу и свадьбой). Давление общины уравнивает иллюзия безопасности: «снаружи» не от кого ждать помощи. А вот удара – очень даже.
Создатели «Улицы Шекспира» плотно работают с цыганской культурой, не ограничиваясь визуальными приемами и перечислением стереотипов. Хотя некоторые из них используются ради гэгов («Я, получается, ромовая баба?» – шутит героиня Милы Ершовой, связавшаяся с приемным сыном Червони), а другие подтверждаются или развенчиваются, что называется, не отходя от кассы.
Драматургические ходы здесь подсвечены художественными перегибами, вписанными в контекст, уже фирменными для Чащина и оттого почти театральными по степени выразительности. В «Улице Шекспира» нет стопроцентно хороших или плохих героев – многим и вовсе приходится лавировать между молотом и наковальней. Однако запоминаются даже те персонажи, которые возникают на экране всего на несколько минут.
В их числе карикатурные родители Кати Масловой, той самой героини Милы: мэр-слюнтяй (Павел Ворожцов) и его жена (Светлана Малюкова), владеющая салоном красоты и переживающая только о том, что подумают люди, которых она ни во что не ставит. Опустившийся наркоман Гриша (Рустам Ахмадеев), которого дешево и сердито приводят в порядок к важному суду. Наконец, отмороженный следак в исполнении Игоря Грабузова, пополнивший галерею отменных мерзавцев с бешеной харизмой: он пропадает надолго, но ожидания стоит каждая его экранная секунда.
Отлично держится и Дмитрий Чеботарев, наконец получивший большую во всех смыслах роль. Среди цыган он органичен даже со своими голубыми глазами – очаровывает широкой улыбкой, не боится изваляться в грязи и лишний раз злоупотребить полномочиями. Поначалу Михай слегка тонет в волнах ностальгии, но его быстро прибивает к берегу: на Балканах, куда он отправляется по важному делу, героя встречают автоматами в спину, на родной земле – обрезом в лицо.
Он выкручивается на ходу, при этом сохраняя невозмутимость, и наблюдать за тем, какими полутонами прорывается в нем человеческая слабина, – отдельное удовольствие. Кстати, отлично справился с повадками молодого Михая Артем Жигулин – в нем своенравие выкручено на максимум, еще не сглажено годами, прожитыми в мегаполисе.
Интересно создатели работают и с внешностью Чеботарева, добавляя герою кудрявую челку и задействуя его реальный шрам. Но эффектные выходы Дмитрия в костюмах, безупречных даже после укрощения коня, меркнут на фоне сцен с Елизаветой Юрьевой, воплощающей сразу все представления о цыганках. Обязательной частью программы, конечно, являются танцы – как праздничные, на свадьбах и днях рождения, так и камерные, у ночного костра.
Еще одна фигура, которую невозможно обойти вниманием, – Червоня, подмявший под себя весь Вышегорск. Многочисленные манипуляции барон использует только ради власти, главным следствием которой становятся огромные деньги. Он сеет раздор, наживую рвет семейные связи (в своем кругу, кстати, тоже) и словно не замечает, что к тем же приемам прибегают его многочисленные враги: «Зачем ты согласился? – Чтобы посмотреть, что теперь будет. У нас места в первом ряду!» В общем, прописная истина: обман и предательство – деяния общечеловеческие, от происхождения не зависят.
Жестокости (не зря одним из сценаристов числится автор «Хрустального» и «Трассы» Олег Маловичко) тоже хватает по обе стороны баррикад. Подается она, к счастью, дозированно, равно как и пафос. И пускай точечные реплики отдают сентиментальной пошлостью, свойственной совсем другому жанру, высокопарности в «Улице Шекспира» нет. Ведь одно дело – озвучить факт, что где-то продают и покупают жизни, и совсем другое – показать это на экране. Пусть и на фоне бесконечно красивых пейзажей.
Недавно два уважаемых артиста отметили юбилеи: Чарли Ханнэму стукнуло 45, Рону Перлману – 75. Что объединяет этих колоритных мужчин? Одни…
Инфантильный воришка Эдди (Билл Скарсгард) болтается по Лос-Анджелесу, перебиваясь инспекцией чужих кошельков и машин на наличие мелочовки, на которую можно…
По сравнению с пугающей бесконечностью космоса океан кажется более привычной средой. Но и в его глубинах, если верить легендам, обитает…
Когда по книге снимают кино, это называется экранизация. Бывает же, что, наоборот, тот или иной кинематографический опус конвертируют в опус…
Космос, манящая даль… Человечество десятилетиями пытается освоить хотя бы скромный его уголок, доступный нам благодаря текущему состоянию науки, пока киноделы…
25 лет назад мир увидел скандальную экранизацию не менее скандального романа Брета Истона Эллиса. Постмодернистский бестселлер «Американский психопат», заклеванный феминистками…