Московского сыщика, красавца и умницу, за какие-то грехи ссылают в отдаленное сибирское поселение. Что сулит, казалось бы, скучную однообразную синекуру. Но не тут-то было: почти сразу же случается громкое событие – пропадает мальчик. Вскоре его обнаруживают в заброшенном здании, изувеченного, без сознания, но еще живого. И чем дальше продвигается дело, тем больше вопросов по ходу возникает, тем противоречивее обстоятельства вскрываются, тем плотнее сгущается вокруг зловещая тьма.
Короче, все как мы любим. На улице почитателей жанра «коп с личными проблемами расследует загадочные преступления в тихом захолустье» (пора бы уже, наверное, более емкий термин придумать) – снова праздник. Под названием «Зверобой». Организовал его в том числе один из сценаристов «Хорошего человека» – триллера той же, в общем, формации – Руслан Галеев. Организовал без какой-то выдающейся, положим, феерии. То есть чего-то революционно-прорывного (как в том же «Хрустальном», сумевшем аккуратно и грамотно осветить крайне болезненную тему) ждать вроде бы не приходится. Но в то же время потрудился Галеев на совесть, составив предельно насыщенную программу для нашего развлечения.
В ней, не считая фальшиво исполненной гоп-баллады о малолетних бандюганах, – сплошь уверенные шлягеры. Про могучую бессмертную наркомафию, коррупцию в органах, лесных сектантов, уличный харассмент, силы древние хтонические, а также про свирепого зверя в людском обличье. Стало быть, и мрачным фолк-мотивам внимание уделяется, и вопросы на злобу дня не игнорируются, что похвально. Специальный женский персонаж, необходимый единственно для того, чтобы всем мешать и всех бесить (в современных сериалах типаж распространенный), также присутствует – Марина Ворожищева играет эту неугомонную барышню.
Солирует же в «Зверобое» Павел Чинарев, чья карьера за последние год-два неожиданно набрала внушительные обороты («И снова здравствуйте!», «Самка богомола», «Вертинский»). Здесь у него роль несколько устаревшего, нетипичного для жанра образца – неимоверно крутого мужика, который головой работает не хуже, чем своими рельефными мускулами, к тому же исключительно высоких моральных стандартов и вообще со всех сторон прекрасный такой, аж невозможно. И даже когда напивается с горя или досады, то все равно достоинства не теряет, остается молодцом. Чем особенно выделяется в провинциальной среде, воспринимающей его как чужеродный элемент и старательно отторгающей.
Собственно, он и есть чужеродный элемент: герой Чинарева является ведь, по сути, частью совсем другого мира – мира далекой столицы. Откуда он был изгнан и с которым держит связь через подругу – гламурную кису, вращающуюся в богемных кругах. Постепенно связь эта предсказуемо ослабевает, по мере того, как герой осваивается в новом, необычном для себя мире подлинной России.
Вообще тезис о том, что подлинная Россия в действительности начинается далеко от МКАД, транслируется давно. В конце концов трудно с этим спорить. Но в сериале «Зверобой» на ней делается особый, мифологический акцент. Москва здесь рисуется небесным чертогом, где обитают всесильные начальники, белокурые нимфы и Павел Прилучный. Но при этом роскошный фасад служит лишь маскировкой, под которой скрывается сплошная гниль (кстати, и изгнан оттуда герой был, раз уж на то пошло, не то чтобы прямо за грехи, а скорее за несовместимую с тамошними законами принципиальность).
Тогда как вымышленное поселение, затерянное в тайге, – это, конечно, полный Тартар, жуть и мгла, но зато – по-честному. Во многом неприятная, но все-таки небезнадежная, поправимая (при условии приложения немалых усилий) реальность, в которую периодически просачивается потустороннее. Что делает ее по-своему интереснее. А еще воздух свежий – немаловажный опять же фактор.
Следует, однако, тут же оговориться, что «Зверобой» в область потустороннего все-таки с головой не окунается – как, допустим, родственные ему «Топи» и «Мертвое озеро», предпочитая более прагматичный подход. Тем и выделяется на данный момент среди множества аналогов, выдерживая баланс между классическим нуарным триллером про поиски маньяка в глубинке и густой мистической хмарью. К чему в нагрузку идет не самое банальное исследование темы сложного российского устройства.
Весьма отрадно, к слову, что такие вещи у нас научились производить – и исключительно качественно – в масштабах, сильно перекрывающих спрос. Кому-то даже может показаться, что «ну вот опять, ну сколько можно про это». Но, объективно говоря, наблюдаемое изобилие крепких смурных триллеров свидетельствует только о положительных тенденциях.
13 и 14 декабря в «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится долгожданная премьера сезона – постановка пьесы Максима Горького «На дне».…
Домохозяйка по имени Жанна умеет читать мысли и управлять электротехникой, чем успешно пользуется, выигрывая крупные суммы в покер и грабя…
В Театре Мимики и Жеста новая премьера, которую планируют привезти и в другие регионы страны. Инклюзивный спектакль на русском жестовом…
В первой части обширного материала, посвященного новейшему кино про Урал, мы рассказывали о лентах, увидевших свет за последний год. Здесь…
20 ноября на сцене Дворца на Яузе состоялась первая торжественная церемония вручения индустриальной премии «МедиаБренд», которая отмечает выдающиеся проекты в…
Телевидение как способ распространения информации неумолимо сдает лидерство, но как сегмент индустрии развлечений не устареет, наверное, никогда. Потому что от…