Сериалы

Сериал «Проклятие»: Тикток-тренд как основа для устаревшей сатиры

Комик-документалист Нэйтан Филдер известен экспериментальными проектами с абсурдным юмором, смешением жанров и размытием границ между телевидением и реальностью. В своей новой работе автор «Репетиции» полностью ушел в поле художественных произведений, при этом постаравшись остаться верным уникальному киноязыку. Филдер заручился помощью Бенни Сэфди, который несколько лет назад вместе с братом выпустил «Неограненные драгоценности», и в дуэте с ним придумал сатирическую черную комедию «Проклятие».

В центре сюжета – молодые супруги Эшер и Уитни, решившие запустить реалити-шоу про облагораживание общины в Нью-Мексико (в том же штате, где один небезызвестный учитель химии сменил род деятельности). Помогает паре беспринципный продюсер Дуги, как никто другой знающий, как работает телевидение с его фальшивой искренностью. По совету специалиста в одной из сцен Эшер ради экранной благотворительности дает маленькой девочке сотню долларов на камеру, однако после съемки требует их вернуть. Шокированный ребенок проклинает героя, и с этого момента дела у начинающего ведущего идут наперекосяк. Правда, уже через пару серий оказывается, что проклятие – очередной тренд из TikTok. Но даже это не разубеждает Эшера в реальности порчи.

Филдер и Сэфди со старта срывают маски с мнимых филантропов. Несмотря на добрые намерения, главные герои оказываются мерзкими, скупыми, двуличными и эгоистичными людьми, которым на самом деле совсем не важно, что будет с бедняками. Авторы показывают персонажей как белых зажиточных американцев, каждый из которых преследует личную выгоду. Их безразличие распространяется не только на окружающих, но и на близких. Герои постоянно обманывают, высмеивают и подставляют друг друга. Как сказал бы доктор Кокс, «сволочи, облитые сволочизмом со сволочной начинкой». В этом плане «Проклятие» отдает вайбами другого детища A24 – «Грызня».

Филдер и Сэфди не только стали шоураннерами сериала, но и исполнили в нем главные роли. Их игра вышла крепкой, но она меркнет на фоне блистательной Эммы Стоун, превосходящей себя от проекта к проекту. Возможно, это целенаправленная авторская уловка и часть метанарратива – по ходу развития сюжета выясняется, что харизматичная героиня понравилась тестовой аудитории реалити-шоу гораздо больше, нежели ее скучный и несмешной муженек. Все трое весьма органично смотрятся вместе, и некоторые сцены, вроде поначалу шутливого эпизода со свитером, перерастающего в супружескую ссору, выглядят очень натурально.

На фоне личной драмы и сопутствующего ей запуска реалити-шоу шоураннеры разыгрывают собственную сатиру, высмеивающую вещи, которые на самом деле трудно назвать актуальными. Филдер и Сэфди жестко проходятся по токсичным отношениям, самой концепции реалити-шоу, медиа и журналистам, современному искусству, доминированию белых зажиточных американцев, экоактивизму и инфлюэнсерам. В общем, по темам, которые регулярно поднимались в кино и на телевидении в 2000-х и 2010-х. Авторы, может, и умело препарируют общественные язвы, но вот их злободневность вызывает большие сомнения.

Мы погружается то в личную драму про абьюзивные отношения, то в проблемы капитализма, расизма и экологии, то в тему богатых и бедных, то в зловещую мистику. Многослойный сюжет перенасыщен визуальными метафорами (кривые зеркала, да-да, мы поняли), странным юмором, целенаправленно кринжовым, и кинематографическими манипуляциями, которые играют ключевую роль в стилистике проекта. Все как один, и критики, и зрители, отмечают особую неприятную атмосферу «Проклятия», вызывающую буквально физическое отторжение. Это очередная уловка, направленная на то, чтобы спровоцировать публику на негативные эмоции к явно отрицательным персонажам.

Авторы достигают подобного результата преимущественно с помощью технических инструментов, а не диалогов и актерского мастерства (хотя те чаще всего выполнены на достойном уровне). Чрезмерно продолжительные сцены, медленные наезды камеры на героев, зловещее музыкальное сопровождение и экранный вуайеризм. Последний подчеркивает псевдодокументальную стилистику шоу и выражается в наличии другой, невидимой для персонажей камеры, непрерывно за ними подсматривающей. Вот мы наблюдаем за развитием действия через окно дома, в следующей сцене будто подслушиваем диалог в машине из другого автомобиля, в третьей подглядываем за героями из-за угла или через дверной глазок. Метод действительно любопытный, когда традиционные элементы хоррора/триллера переносятся в иной жанр.

Горькая правда заключается в том, что неприятные чувства, вызванные у зрителя подобной съемкой, сохраняются лишь на протяжении первых серий, после чего напряжение падает до нуля, а затем вытесняется скукой. Спасти сериал можно было бы значительным сокращением хронометража и более цельной историей, которая здесь, к сожалению, подается сумбурно. Из-за этих существенных минусов попытки превратить «Проклятие» в нечто жуткое больше смахивают на старый интернет-тренд, когда любители массово «меняли» жанры культовым комедиям вроде «Один дома» и «Друзей», играясь с монтажом и звуковым сопровождением.

Без должной проработки экспериментаторы не могут систематически использовать спасительную карточку «Проект не для всех» и наклейку A24, надеясь, что они возвысят проект в глазах киноэстетов и оправдают слабую реализацию нетривиальных творческих решений. Проблема заключается не столько в этом, сколько в отсутствии у создателей сериала понимания, что тот вообще из себя представляет.

Если это мистика, то весьма слабая. Если сатира, то ее следовало выпустить еще в прошлом десятилетии (а то и раньше). Если бытовой хоррор или психологический триллер, то одного физического отторжения от просмотра недостаточно – леденящих кровь моментов в «Проклятии» практически нет, а напугать аудиторию можно разве что неожиданными крупными планами маленького члена главного героя. Если драма, то шоу следовало сделать короче (шести эпизодов явно бы хватило), решив проблему с неровным темпом и постоянными скачками между сюжетными арками.

Создатели как будто пытались открыть зрителям глаза на то, что происходит в современном обществе. Поднимаемые темы могут стать откровением исключительно для американской аудитории, но и это вряд ли, поскольку та уже давно поглотила десятки фильмов и сериалов, посвященных классовой и расовой дискриминации, джентрификации, семейным проблемам и телевизионному закулисью в самых разных формах.

«Проклятие» – эксперимент двух творцов, который на бумаге мог выглядеть чем-то свежим и необычным. Таким проект отчасти и вышел, однако в итоге вместо сериального «Треугольника печали» в линчевской обертке получилось эдакое «Не сработало» курильщика. Дискомфортные ощущения при просмотре, по задумке авторов, должны были усилить драматизм и напряжение и глубже погрузить в неприятную жизнь неприятных героев. И это действительно работало на протяжении первых трех серий. Но в конечном счете получился противоположный эффект. Это затянутое, претенциозное и беспорядочное произведение, которое смешивает разные жанры, оставляя зрителя в перманентом состоянии недоумения. И с одним вопросом в голове: «Зачем?»

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Недавние Посты

В «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится премьера спектакля «На дне»

13 и 14 декабря в «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится долгожданная премьера сезона – постановка пьесы Максима Горького «На дне».…

14 часов назад

«УничтоЖанна»: Супергероика категории Ы

Домохозяйка по имени Жанна умеет читать мысли и управлять электротехникой, чем успешно пользуется, выигрывая крупные суммы в покер и грабя…

16 часов назад

В Театре Мимики и Жеста премьера – инклюзивный спектакль «Итак, мы начинаем!»

В Театре Мимики и Жеста новая премьера, которую планируют привезти и в другие регионы страны. Инклюзивный спектакль на русском жестовом…

17 часов назад

Сокровища Урала в новом российском кино. Часть 2

В первой части обширного материала, посвященного новейшему кино про Урал, мы рассказывали о лентах, увидевших свет за последний год. Здесь…

19 часов назад

Объявлены лауреаты премии «МедиаБренд»

20 ноября на сцене Дворца на Яузе состоялась первая торжественная церемония вручения индустриальной премии «МедиаБренд», которая отмечает выдающиеся проекты в…

22 часа назад

Назови меня своим именем: Как телевидение завоевывает интернет

Телевидение как способ распространения информации неумолимо сдает лидерство, но как сегмент индустрии развлечений не устареет, наверное, никогда. Потому что от…

1 день назад