Рецензии

Сериал «Конец света»: Взрывоопасная черная сатира от лукавого

В обычной квартире, в обычном панельном доме, в обычном московском Чертаново живет обычный парень. Обычной, в целом  даже тоскливой, но не без проблесков надежды, жизнью. С матерью, младшей сестрой, медленно помирающей бабкой и невестой. А однажды он узнает, что вовсе он не обычный, а самый натуральный Антихрист. Узнает от отца, самого Дьявола, который заявляется к нему без спроса и тут же с порога требует оказания всесторонней поддержки в организации Апокалипсиса. Тот же от предложения мирового господства вежливо отказывается, потому как человек по натуре добрый и кроткий. Но это дело поправимое.

Сериал «Конец света», один из главных хитов уходящей от нас в звенящую снежную даль осени, безусловно ценен уже тем, что Дьявола в нем играет Юрий Колокольников. Настолько он в этой роли хорош, что можно было бы, в принципе, больше ничего не придумывать. Колокольников, который вальяжно расхаживает в стильных красно-черных прикидах с маленькой собачонкой под мышкой, творит злодеяния и скалится инфернально, вполне тянет на самодостаточный концепт. Хоть все 8 эпизодов напролет любуйся. Идеальное попадание в образ. Блестящая, как лысина самого Колокольникова, находка.

Однако поди ж ты: в «Конце света» есть много другого замечательного. И много кого. В частности, остальные персонажи тоже, как на подбор. Светлана Листова – актриса, прямо скажем, не самая востребованная на экране – внезапно очень гармонично смотрится в роли женщины-следователя со сверхъестественным даром – ее буквально тошнит от вранья. Такой чисто коэновско-фарговский типаж, умная целеустремленная тетенька. Или вот Владимир Канухин в роли демона и популярнейшего тикток-блогера по совместительству – очаровательнейший гаденыш получился. Или славные, но какие-то наивно-беспомощные ангелы, употребляющие бытовую химию вовнутрь, в исполнении Николая Шрайбера и Антона Рогачева. Куда ни глянь, всюду яркие экземпляры, даже те, которые на пару минут заходят.

С таким богатым ассортиментом действующих лиц сверхъестественного происхождения, раз уж речь идет о вещах сугубо эсхатологического толка и решающем столкновении сил добра и зла, резонно было бы, пожалуй, ожидать чего-то широкомасштабного. В той, или иной, или хоть в какой-нибудь степени. Но «Конец света» – вещь иного порядка. Мыслью устремленная не вширь, а вглубь. И при этом ввысь. В том смысле, что создатели зачастую предпочитают всему остальному глубоко рассуждать о высоком. Поэтому колокольниковский Дьявол на самом деле преимущественно тем и занят, что вальяжно расхаживает в стильных прикидах туда-сюда. То до пенсионного фонда прогуляется, то в бар заскочит, то еще куда, в промежутках осуществляя попытки наладить взаимопонимание с отпрыском.

Прочие вышеперечисленные, а также разные другие люди, не совсем люди и совсем не люди тоже продуктивностью не отличаются. Женщина-следователь, например, на протяжении нескольких эпизодов безрезультатно ходит по пятам Сатаны в надежде как-нибудь его прищучить, вызывая раздражение начальника (Сергея Селина, к слову, всегда приятно видеть). А демона-тиктокера в какой-то момент вдруг начинают живо интересовать проблемы синеволосой девочки, которая в школе подвергается буллингу. Главный как бы герой, чертановский Антихрист, перманентно рефлексирует.

Потому «Конец света» порой слишком усердно топчется на месте и оттого бывает скучноват. Но радовать все равно не перестает. В том числе провокационным юмором. То есть сериал и в целом явно ориентируется на такие заслуженные аналоги, как «Проповедник» и «Благие знамения», в том, что касается шуток на околорелигиозные темы. Но особо упирает на взрывоопасную и актуальную для современного российского зрителя сатиру, одинаково беспощадно проходясь остротами по Ленину, оскорблению чувств верующих и тому подобным вещам, которые у нас публично обсуждать, а тем более высмеивать не принято – от греха подальше. 

Однако не нужно ни в коем случае обманываться, искушаясь буквальными трактовками. «Конец света» – это сериал о том, как сложно оставаться праведным христианином и держаться за правильные ценности в нынешнем безумном мире, где вытащить голову из задницы уже почитается за чудесное свершение, потому что подавляющему большинству гораздо удобнее и проще существовать так, скрючившись в подобие уробороса. Вокруг этой мысли глубокие рассуждения о высоком и вертятся, из-за чего развеселая чернуха чем дальше, тем чаще переходит в депрессивную хандру. Так что если «Конец света» действительно завершится концом света, это будет абсолютно логично и справедливо. А то вам бы все хиханьки.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Недавние Посты

Сериал «Больница Питт»: Ты не вылечишь мир, и в этом все дело

Добрый доктор с анекдотической фамилией Рабинович (вернее, Робинавич, но вы все равно будете слышать именно «Рабинович») приходит рано утром в…

13 часов назад

Малый театр широко отпразднует 90-летие со дня рождения Юрия Соломина

Малый театр анонсировал праздничную программу, приуроченную сразу к двум юбилеям: 270-му театральному сезону и 90-летию со дня рождения Юрия Соломина.…

15 часов назад

Российские мультфильмы, которые нужно увидеть здесь и сейчас

«КиноРепортер» продолжает знакомить вас с бриллиантами российской анимации. В нашей новой подборке нашлось место мультфильмам на любой вкус. Тут и…

19 часов назад

«Грешники»: Вампирская южная готика в ритме блюза

За окном 1932-й. Близнецы Смок и Стэк, сменившие окопы Первой мировой на темные делишки в Чикаго, возвращаются в родной городок…

2 дня назад

В России прошел Фестиваль китайского кино

С 13 по 17 мая в крупнейших городах России прошли специальные показы Фестиваля китайского кино, организованного «Роскино» совместно с Китайским…

2 дня назад

«Двадцать дней без войны»: Великая боль и великое утешение

Ко Дню Великой Победы Марина Брусникина представила в МХТ имени Чехова спектакль «Двадцать дней без войны». Знаменитый киносценарий Константина Симонова…

2 дня назад