Кинозвезда и режиссер Гаспар Ноэ вспоминают скандальный триллер, который вряд ли попал бы на экраны сегодня.
В честь 18-летия французского триллера «Необратимость» журнал Total Film поговорил о его создании с режиссером Гаспаром Ноэ и актрисой Моникой Беллуччи. Фильм рассказывал о друзьях Пьере и Маркусе (Альбер Дюпонтель и Венсан Кассель), которые отправляются на поиски садиста-гомосексула, избившего и изнасиловавшего их подругу Алекс (Беллуччи). События в культовой ленте были показаны в обратном хронологическом порядке.
«Необратимость» вызвала скандал из-за 10-минутной сцены жестокого изнасилования, снятой одним планом. Эпизод снимали шесть раз и долго репетировали. Сцена настолько шокировала публику, что после премьеры картины в 2002 году Беллуччи спрашивали, как «такая красивая актриса» могла сняться в «таком ужасном фильме», а самому Ноэ угрожали расправой. Однако, судя по всему, создатели картины обошлись без реального насилия над актерами.
«Это было как в театре. Я точно знала, что я должна делать. Джо Престиа (он играл роль насильника, — КР) не мог ко мне прикасаться. Была бы катастрофа, если бы я не знала, как избегать его ударов. В реальной жизни Джо — кикбоксер, и поэтому знал, как двигаться. Получилось словно танец», — вспоминает Беллуччи, которую режиссер выбрал на роль, «потому что хотел увидеть, как мужчины иногда разрушают красоту».
Актриса считает, что «Необратимость» стала актуальнее со временем, но при этом не уверена, что смогла бы сняться в такой картине в эпоху движения #MeToo и сексуального скандала с Харви Вайнштейном.
«Сегодня мы можем лучше понять это кино из-за того, что сейчас происходит. Оно затрагивает важные темы. Конечно, это очень жестокий фильм, но он говорит не только о доминировании, унижении, сексуальных преступлениях и инстинктах убийцы — самых низких формах насилия, но и о любви, дружбе, отношениях, интимности, рождении и соучастии. Поэзия и все интимные сцены с Винсентом были в конце, и многие люди их не дождались и ушли с показа слишком рано. Они не смогли выдержать фильм, потому что он был таким жестоким. «Необратимость» показывает красоту и уродство человечества. Сегодня я не стала бы сниматься в таком кино. Для начала мне нужно было бы поговорить с моими дочерьми. Их поколение больше готово обсуждать чувствительные темы. Думаю, что общественные нормы тоже меняются. Мы меньше боимся говорить на определенные темы, а женщины не так боятся выражать свое мнение».
Гаспар Ноэ, чьи фильмы славятся перверсивными героями и крайней жестокостью, уверен, что сейчас «Необратимость» не вышла бы на экраны.
«Я не знаю никого в Америке или Франции, кто мог бы сейчас сделать такой фильм. Какой актер посмел бы сыграть героя Венсана Касселя — человека, который сходит с ума и становится враждебным по отношению к гомосексуалам? Теперь все просят, чтобы фильм содержал моральный ответ».
В финале «Необратимости» Пьер убивает не того человека и попадает в руки полиции, а настоящий насильник остается на свободе. Ноэ объяснил, почему решил именно так закончить фильм.
«В кино агрессора всегда наказывает парень, который решил мстить. Но в реальной жизни большинство преступлений остаются безнаказанными. В моем случае преступление добавляется к преступлению. Это кино о коллективном провале».
https://youtu.be/wGFJ5ZrJVdc
Беллуччи снялась в «Необратимости» с бывшим мужем Венсаном Касселем. Помимо триллера Ноэ, актеры вместе играли в «Квартире», «Каким ты меня хочешь», «Добермане», «Братстве волка», «Тайных агентах» и «Шайтане».
В 2019-м Гаспар Ноэ представил на Венецианском фестивале новую версию «Необратимости», в которой события показаны в хронологическом порядке. По словам режиссера, при просмотре новой сборки, Blu-ray-релиз которой ожидается в этом году, зрители будут чувствовать больше эмпатии к героям.
Комментарии