Сериалы/ТВ

Седьмая симфония Шостаковича как беспрецедентный подвиг

В День народного единства вспоминаем один из самых знаковых примеров сплоченности нашего народа перед лицом врага. Речь идет о дне, когда в блокадном Ленинграде была сыграна Седьмая симфония Шостаковича. Исторический концерт в Ленинграде был объявлен как вызов фашистам, а во время его исполнения велся беспрецедентный по мощи обстрел вражеской авиации. Ни одна бомба не помешала легендарному исполнению Седьмой симфонии. Именно этот вдохновляющий эпизод, а также многомесячная подготовка к нему легли в основу многосерийной драмы, которую уже через несколько дней покажет телеканал «Россия».

«Этот фильм больше, чем эмоции и впечатления. Это возможность задуматься о действительно важных и глубоких вещах: об исторической правде, о духовной высоте, о вере, любви и надежде в жизни каждого человека и всего народа. О том, что Россия способна пережить любое бедствие, преодолеть любую трагедию – и возродиться, но никогда не забывать пережитое. Все это есть в Седьмой симфонии Дмитрия Шостаковича. И я верю, это есть в фильме «Седьмая симфония», – считает генеральный директор телеканала «Россия» Антон Златопольский.

Режиссер и соавтор сценария «Седьмой симфонии» Александр Котт подчеркивает, что речь в сериале пойдет не о композиторе, а о людях, которым большой ценой далось первое исполнение его легендарной музыки.  

«Наш фильм про людей, которые ее исполняли. История про Карла Элиасберга, скромного и одновременно амбициозного, одержимого музыкой дирижера, которому было поручено собрать оркестр. Собрать восемьдесят профессиональных музыкантов после первой блокадной зимы в Ленинграде – это уже подвиг. Оркестр – это не просто люди, сидящие каждый по отдельности за своим инструментом, это единый организм, одно дыхание. Люди в оркестре сыгрываются годами, а тут надо было быстро собраться, отрепетировать и исполнить так, чтобы весь мир запомнил и понял, что город жив», – говорит постановщик.

Для анализа большого количества исторических материалов и создания сюжетной канвы была собрана большая команда авторов. В нее вошли Алексей Караулов, Наталья Назарова, Александр Котт, Зоя Кудря, а также Георгий Кесоян и Семен Воронин. При работе сценаристы опирались в основном на документальные источники, но также обращались к консультантам и историкам из Санкт-Петербурга.

«Его задача была не допустить искажения и передергивания фактов и событий. В нашем фильме существует художественная правда, а не художественный вымысел. В картине есть реальные герои, про которых мы рассказываем, исходя из фактов их биографий. К примеру, о дирижере Карле Ильиче Элиасберге знаем больше, чем об остальных, потому что лично встречались с его родственниками. Но в картине преобладают собирательные образы, в основе которых – истории реальных музыкантов из оркестра. Мы вносили некие изменения в их биографии, поэтому их фамилии – вымышленные», – объясняет Александр Котт.

В массовых сценах, в которых фигурирует Большой симфонический оркестр Ленинграда, участвовали настоящие музыканты из оркестра Михайловского театра Санкт-Петербурга. При работе с ними композитор Юрий Потеенко, четыре раза получавший «Золотого орла», почерпнул немало интересного.

«Надо сказать, у музыкантов есть особые жесты, движения пальцев, они по-своему говорят, ходят, ведут себя. И я тщательно следил за этими вещами, мы вносили коррективы в сценарий, чтобы все выглядело правдиво и достоверно», – говорит композитор.

Уникальным «Седьмую симфонию» делает и то, что исполнители главных ролей в многосерийном фильме «Седьмая симфония» играют на своих музыкальных инструментах в кадре самостоятельно. Музыкальное образование помогло Елизавете Боярской профессионально исполнить партию флейты, а Наталье Рогожкиной – партию фортепьяно.

Однако Лидии Вележевой пришлось осваивать навыки игры на гобое с нуля, а Тимофею Трибунцеву специально для съемок брать уроки игры на альте. Сыгравший дирижера Алексей Гуськов три месяца оттачивал дирижерские приемы с композитором Юрием Потеенко.

«Моя героиня Екатерина Прудникова в силу своей должности – человек сильной воли, но с неустроенной женской судьбой. Гобой, на котором я играю, очень сложный инструмент. Мне было важно сделать так, чтобы зритель поверил, что я умею играть на нем. Я училась правильно держать инструмент, расставлять пальцы, делать вдох и выдох, не фальшивить и правильно передавать настроение, – говорит Лидия Вележева. – Наше кино сделано очень деликатно и тонко, с уважением к каждому персонажу. Каждый их них прошел свой путь к исполнению Седьмой симфонии, который был полон боли, потерь и страданий.  Нам хотелось, чтобы люди узнали имена тех, кто, может, и не держал оружия, и не был на передовой, но при этом совершил равноценный подвиг».

«Когда дирижер Элиасберг получил партитуру, предполагающую практически двойной состав, от оркестра радиокомитета оставалось всего 15 музыкантов. Они и начали репетиции – постепенно к ним присоединялись другие музыканты, пока не собрались 80 человек для финального концерта. Перед съемками мы записали несколько исполнений в разном составе, точно соответствующем тому, сколько человек и какие музыканты присутствовали на той или иной репетиции в действительности. Кроме того, мы использовали запись исполнения симфонии Санкт-Петербургским симфоническим оркестром, который является в некотором смысле наследником оркестра радиокомитета. Для нас такая преемственность и достоверность были крайне важны», – говорит продюсер Сергей Мелькумов.

В повествовании появляется и лейтенант НКВД, которому начальство поручило во что бы то ни стало провести концерт в осажденном городе. Героя, вносящего в происходящее еще больший драматический конфликт, сыграл Алексей Кравченко.

«Мой герой, как нормальный гражданин своей страны, мечтает пойти на фронт, но начальство его не отпускает, потому что он нужен здесь, в осажденном городе. Он получает задание собрать музыкальный коллектив, хотя не любит музыку, не понимает ее и считает, что это глупое, пустое занятие, когда страна воюет, пиликать на каких-то инструментах. Но приказ есть приказ, и он намерен выполнить его во что бы то ни стало», – рассказывает актер о мотивации своего персонажа.

Конечно, не обошлось и без музы блокадного Ленинграда Ольги Берггольц – ее сыграла Виктория Толстоганова.

«Каждый день она выступала по радио, стараясь дать ленинградцам надежду и веру в спасение, читала стихи, призывала людей быть сильнее смерти, продолжать жить, бороться и побеждать. Не представляю, откуда она сама брала силы. Как и все ленинградцы, Берггольц сидела на голодном пайке и от истощения была на грани смерти. Но от эвакуации отказывалась, даже после того, как умер муж. Она – олицетворение мужества, стойкости и, конечно, героизма, великой любви к людям. Для меня очень важно прикоснуться к этой судьбе», – подчеркнула актриса.

Сцену легендарного концерта снимали там же, где он состоялся в 1942 году, в Большом зале филармонии. Художникам пришлось возвращать аутентичный военным годам вид кресел, хотя в целом интерьер сохранился. Не обошлось без съемок батальных сцен, а также эпизодов, показывающих жизнь жителей города, пытавшихся выжить всеми силами.

«Главное отличие нашей картины от других фильмов о блокадном Ленинграде в том, что мы показываем город в основном в весенний и летний периоды. В летних видах есть какой-то просвет, проблеск надежды, не так все ужасающе выглядит, как зимой, когда холод и голод воспринимаются острее. Надеюсь, нам удалось создать свою атмосферу и какой-то особый, светлый мир в этой картине», – говорит художник-постановщик Сергей Иванов.

«Седьмая симфония» будет выходить на канале «Россия» с 7 ноября в 21.20.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Недавние Посты

В «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится премьера спектакля «На дне»

13 и 14 декабря в «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится долгожданная премьера сезона – постановка пьесы Максима Горького «На дне».…

9 часов назад

«УничтоЖанна»: Супергероика категории Ы

Домохозяйка по имени Жанна умеет читать мысли и управлять электротехникой, чем успешно пользуется, выигрывая крупные суммы в покер и грабя…

11 часов назад

В Театре Мимики и Жеста премьера – инклюзивный спектакль «Итак, мы начинаем!»

В Театре Мимики и Жеста новая премьера, которую планируют привезти и в другие регионы страны. Инклюзивный спектакль на русском жестовом…

12 часов назад

Сокровища Урала в новом российском кино. Часть 2

В первой части обширного материала, посвященного новейшему кино про Урал, мы рассказывали о лентах, увидевших свет за последний год. Здесь…

14 часов назад

Объявлены лауреаты премии «МедиаБренд»

20 ноября на сцене Дворца на Яузе состоялась первая торжественная церемония вручения индустриальной премии «МедиаБренд», которая отмечает выдающиеся проекты в…

16 часов назад

Назови меня своим именем: Как телевидение завоевывает интернет

Телевидение как способ распространения информации неумолимо сдает лидерство, но как сегмент индустрии развлечений не устареет, наверное, никогда. Потому что от…

19 часов назад