«КиноРепортер» проанализировал экономические осложнения болезни и подсчитал, как это скажется на мировой сфере развлечений.
Вирус парализовал китайскую киноиндустрию еще до того, как число заболевших в КНР по официальным данным перевалило за 1000 человек. Кинокомпании страны 20 января выступили с заявлением, что из-за вспышки болезни традиционных премьер под китайский Новый год не будет. Праздник в КНР сопровождается длительными выходными и, как правило, по его итогам кинотеатры отчитываются о рекордных сборах. В прошлом году касса февраля, на который пришлась новогодняя неделя, составила 1,64 млрд долларов — каникулы принесли 865,8 млн. А в этот раз — ноль.
К отсутствию новых релизов добавилось распоряжение государственного бюро по делам кино о закрытии всех(!) 11 тысяч кинотеатров (около 70 000 экранов) в стране на неопределенный срок. В результате, в прокат не вышли самые ожидаемые картины: спортивный блокбастер Питера Чана «Женская волейбольная сборная», патриотический боевик Данте Лама «Служба спасения» с бюджетом в 90 млн долларов, комедия «Детектив из Чайнатауна 3», очередная лента с Джеки Чаном «Авангард», мультфильм «Медведи-соседи: Дикая жизнь» и новая серия комической франшизы Сюй Чжэна «Затерянные в России».
По прогнозам, составленным до эпидемии, эти фильмы могли бы заработать больше, чем прошлогодние праздничные релизы, а выручка — приблизиться к заветному 1 млрд долларов. Неизвестно, когда откроются китайские кинотеатры — все зависит от успехов в борьбе с коронавирусом. Власти страны ударными темпами организуют новые больницы и очерчивают карантинные зоны вокруг целых городов и провинций, но заболевших уже несколько десятков тысяч.
Сюй Чжэн не стал ждать нормализации обстановки и продал «Затерянные в России» китайскому интернет-гиганту ByteDance, чтобы его фильм выпустили через TikTok и другие сервисы совершенно бесплатно прямо в лунный Новый год 25 января. Сумма сделки составила 90 млн долларов, что значительно меньше, чем комедия могла бы заработать в прокате. Предыдущие проекты режиссера «Затерянные в Гонконге» и «Умираю, хочу жить» собрали 255 млн и 453 млн долларов соответственно.
Эпидемия вызвала головную боль и у американских корпораций. В Китае на несколько недель закрылись оба Диснейленда, изменились даты проката «Удивительного путешествия доктора Дулиттла» и номинантов на «Оскара». Общая негативная экономическая обстановка вызвала колебания стоимости акций, в том числе у IMAX.
В соседних с Китаем странах, где заразившихся в тысячу раз меньше, кинотеатры до сих пор открыты, но страх перед неизвестным вирусом опустошает кинозалы. Например, в Южной Корее сборы января стали худшими за последние 8 лет. Можно ожидать, что и в других странах, в том числе в Европе и в США, зрители воздержаться от посещения кинотеатров. Но уже сейчас понятно, что мировой кинобизнес, зависящий от китайского и других азиатских рынков, не досчитается по итогам года нескольких миллиардов долларов.
Комментарии