Фото: Полина Капица
В театре «Модерн» – первая премьера сезона. За «Скотный двор» Оруэлла взялся сам худрук Юрий Грымов. Правда, он пошел чуть дальше литературного канона – драматург Марина Сулчани внесла определенные изменения в классический текст. Так, действие стало куда жестче (первой смерти, по-настоящему жуткой, ждать всего несколько минут), а взаимодействие животных и людей – теснее. Диалога между ними по-прежнему не выходит, зато они куда быстрее перенимают друг у друга худшие черты.
Кроме того, «скотизм» превратился в «скотократию», что в нынешних условиях звучит куда уместнее. Формулировка некоторых заповедей тоже изменилась – отчасти вынужденно: иначе всем актерам пришлось бы передвигаться на четвереньках, а это был бы полнейший сюр. Перед Грымовым и так стояла задача не свалиться в детский утренник, о чем он говорил достаточно откровенно. И режиссера легко понять: партию толстого хряка или глупой овечки сложно назвать ролью мечты (тут можно передать горячий привет фильму Вячеслава Росса «Тупой жирный заяц»). При этом в «Скотном дворе» задействована вся труппа.
И вот Юрию Анпилогову, играющему в другом спектакле Рудольфа Гесса, приходится носить портупею и бить по сцене копытом, а Александр Борисов меняет плащ Понтия Пилата на неудобный костюм борова – с жировыми складками и грубой щетиной. (Костюмы вообще детализированы художником Катей Никитиной с умом и талантом.) Вызов? Еще какой! И актеры с ним справляются достойно.
Выбрав достаточно карикатурную форму, Грымов ставит спектакль как психологический триллер, и неподдельный ужас, охватывающий героев, набирает силу с каждой минутой. При этом режиссер не избавляется от сатирической тональности, характерной для Оруэлла. Перевертыши классика, более известные в том числе по другой его работе, «1984», тоже на месте.
Но и авторских находок немало: скажем, мистер и миссис Джонс не сбегают, а оказываются заложниками абсурдной ситуации, отдающей нечеловеческой жестокостью. А еще неожиданно оказываются родителями: их отпрыск Вилли, ведомый духом беззакония, с радостью примыкает к восставшим животным, и хроники бесчинства приобретают новый оттенок.
Здесь постановщик тоже идет до конца, предлагая зрителям что-то вроде шоковой терапии. И хотя самое страшное чаще всего остается за пределами сцены, несколько вычурных, даже вызывающих эпизодов в постановку вписаны удачно. И как всегда у Грымова, они содержательно оправданы: человек действительно может быть хуже животного, а если так, то какие вопросы могут возникнуть к последним?
Вместо ветряка в этой версии строится новый господский дом («мы разрушим чужое, чтобы создать свое»), но ветер все равно продувает сцену насквозь, нещадно, поднимая в воздух облака перьев и шерсти. На ней – хаос: подвешенные стулья, разбросанная одежда, рухнувшая стена, перебитая проводка. Здесь много играют со светом – электрические удары валят животных с ног и погружают зал во тьму – и со звуком. Энергичные басы заставляют собраться, выстрелы (вместо рвущих горла собак здесь старые-добрые ружья – еще один подарок цивилизации) не дают отвлечься.
Дым от сигарет и пиротехнический туман окутывают пространство плотной пеленой, особенно заметной в антракте, когда включается верхний свет. «Скотный двор» идет всего два часа, но перерыв необходим – для того, чтобы выдохнуть, перед тем, как обратно погружаться в необратимый уже кошмар.
Студенты режиссерской и продюсерской мастерских Академии кинематографического и театрального искусства Н.С. Михалкова Мария Андреева и Артем Иванов посетили Донбасс в…
На протяжении трех сезонов альманаха «Любовь. Смерть. Роботы» Дэвиду Финчеру и Тиму Миллеру на удивление удавалось оставаться последовательными. Первые эпизоды…
Сегодня на Малой сцене Театра Маяковского впервые за всю его столетнюю историю представят спектакль «Дядя Ваня» по одноименной пьесе Антона…
О, великий и ужасный интернет! Вот уже 24 года ты являешься нашей отдушиной по любому возможному и невозможному поводу, а…
Итак, вы «бежевая мама». То есть вы почему-то считаете, что вас и вашего ребенка должны окружать исключительно спокойные, сдержанные цвета…
18 мая на сцене «Под крышей» Театра Моссовета состоится премьера спектакля «Нашествие» по одноименной пьесе Леонида Леонова. Это произведение считается…