В театре «Модерн» – первая премьера сезона. За «Скотный двор» Оруэлла взялся сам худрук Юрий Грымов. Правда, он пошел чуть дальше литературного канона – драматург Марина Сулчани внесла определенные изменения в классический текст. Так, действие стало куда жестче (первой смерти, по-настоящему жуткой, ждать всего несколько минут), а взаимодействие животных и людей – теснее. Диалога между ними по-прежнему не выходит, зато они куда быстрее перенимают друг у друга худшие черты.
Кроме того, «скотизм» превратился в «скотократию», что в нынешних условиях звучит куда уместнее. Формулировка некоторых заповедей тоже изменилась – отчасти вынужденно: иначе всем актерам пришлось бы передвигаться на четвереньках, а это был бы полнейший сюр. Перед Грымовым и так стояла задача не свалиться в детский утренник, о чем он говорил достаточно откровенно. И режиссера легко понять: партию толстого хряка или глупой овечки сложно назвать ролью мечты (тут можно передать горячий привет фильму Вячеслава Росса «Тупой жирный заяц»). При этом в «Скотном дворе» задействована вся труппа.
И вот Юрию Анпилогову, играющему в другом спектакле Рудольфа Гесса, приходится носить портупею и бить по сцене копытом, а Александр Борисов меняет плащ Понтия Пилата на неудобный костюм борова – с жировыми складками и грубой щетиной. (Костюмы вообще детализированы художником Катей Никитиной с умом и талантом.) Вызов? Еще какой! И актеры с ним справляются достойно.
Выбрав достаточно карикатурную форму, Грымов ставит спектакль как психологический триллер, и неподдельный ужас, охватывающий героев, набирает силу с каждой минутой. При этом режиссер не избавляется от сатирической тональности, характерной для Оруэлла. Перевертыши классика, более известные в том числе по другой его работе, «1984», тоже на месте.
Но и авторских находок немало: скажем, мистер и миссис Джонс не сбегают, а оказываются заложниками абсурдной ситуации, отдающей нечеловеческой жестокостью. А еще неожиданно оказываются родителями: их отпрыск Вилли, ведомый духом беззакония, с радостью примыкает к восставшим животным, и хроники бесчинства приобретают новый оттенок.
Здесь постановщик тоже идет до конца, предлагая зрителям что-то вроде шоковой терапии. И хотя самое страшное чаще всего остается за пределами сцены, несколько вычурных, даже вызывающих эпизодов в постановку вписаны удачно. И как всегда у Грымова, они содержательно оправданы: человек действительно может быть хуже животного, а если так, то какие вопросы могут возникнуть к последним?
Вместо ветряка в этой версии строится новый господский дом («мы разрушим чужое, чтобы создать свое»), но ветер все равно продувает сцену насквозь, нещадно, поднимая в воздух облака перьев и шерсти. На ней – хаос: подвешенные стулья, разбросанная одежда, рухнувшая стена, перебитая проводка. Здесь много играют со светом – электрические удары валят животных с ног и погружают зал во тьму – и со звуком. Энергичные басы заставляют собраться, выстрелы (вместо рвущих горла собак здесь старые-добрые ружья – еще один подарок цивилизации) не дают отвлечься.
Дым от сигарет и пиротехнический туман окутывают пространство плотной пеленой, особенно заметной в антракте, когда включается верхний свет. «Скотный двор» идет всего два часа, но перерыв необходим – для того, чтобы выдохнуть, перед тем, как обратно погружаться в необратимый уже кошмар.
13 и 14 декабря в «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится долгожданная премьера сезона – постановка пьесы Максима Горького «На дне».…
Домохозяйка по имени Жанна умеет читать мысли и управлять электротехникой, чем успешно пользуется, выигрывая крупные суммы в покер и грабя…
В Театре Мимики и Жеста новая премьера, которую планируют привезти и в другие регионы страны. Инклюзивный спектакль на русском жестовом…
В первой части обширного материала, посвященного новейшему кино про Урал, мы рассказывали о лентах, увидевших свет за последний год. Здесь…
20 ноября на сцене Дворца на Яузе состоялась первая торжественная церемония вручения индустриальной премии «МедиаБренд», которая отмечает выдающиеся проекты в…
Телевидение как способ распространения информации неумолимо сдает лидерство, но как сегмент индустрии развлечений не устареет, наверное, никогда. Потому что от…