От Алексея Учителя и его актерских забегов до Джеки Чана с его «тысячными» попытками.
Чтобы снять отличную сцену, режиссерам и актерам порой приходится повторять ее снова и снова. Снова и снова. Пока в конечном счете они не добьются нужного эффекта. Количество этих попыток может не только достигать двузначной отметки, но и переваливать за сотню. «КиноРепортер» собрал подобные «невозможные» эпизоды, снятые с рекордным количеством дублей.
Чарли Чаплин
«Огни большого города» (1931)
Если вы хоть немного знакомы с творчеством Чарли Чаплина, то, скорее всего, знаете, каким идеалистом он был. Настоящий человек-оркестр, который и отыграет на отлично, и срежиссирует превосходно, и текст с музыкой вдобавок придумает. Желание все контролировать объяснялось перфекционизмом Чаплина, который доводил каждую сцену до идеала. Даже если ему приходилось попросить артиста повторить ее более сотни раз.
Так, во время съемок «Огней в большом городе» возникли трудности со сценой «Цветы, сэр?», в которой была занята Вирджиния Черрилл, исполнительница роли слепой девушкой. Чаплин не мог добиться от актрисы нужной игры, и бедняжке приходилось возвращаться к эпизоду вновь и вновь. Только после 342-го дубля Чаплин наконец-то был удовлетворен. В интервью, которое режиссер дал спустя почти 40 лет после премьеры ленты, он заявил, что считал Черрилл актрисой-любительницей, которая часто делала что-то неправильно, причиняя ему боль.
Стэнли Кубрик
«Сияние» (1980)
Соревноваться с Чаплином в перфекционизме легко мог бы Стэнли Кубрик. О его жестких и изнурительных методах работы знает любой киноман. Одним из самых трудных проектов в фильмографии Кубрика стало «Сияние», причем тяжесть работы легла прежде всего на плечи актеров. Джеку Николсону и Шелли Дюваль приходилось систематически переигрывать одни и те же сцены десятки раз. Члены съемочной группы знай себе подносили двери для культовой сцены с топором. И следили за наличием питьевой воды на площадке, поскольку от стресса и пролитых слез из-за давления режиссера Дюваль находилась на грани обезвоживания.
В сети долгое время ходила байка, что на эпизод, где Венди защищается от Джека бейсбольной битой на лестнице, ушло 127 дублей. Однако эти данные опровергли оператор стедикама Гаррет Браун и помощник редактора Гордон Стэйнфорт. Они уточнили, что правильная цифра варьируется от 35 до 45 дублей. А вот кому не повезло больше всего, так это малышу Дэнни Ллойду, сыгравшему Дэнни Торранса. Согласно Книге рекордов Гиннесса, на съемки сцены разговора мальчика с шеф-поваром Диком о «сиянии» ушло 148 дублей. Это наибольшая цифра для одного эпизода с диалогом, если верить официальному сайту справочника.
Джеки Чан
«Молодой мастер» (1980) / «Лорд Дракон» (1982)
На заре карьеры Джеки Чан, как и Чарли Чаплин, совмещал сразу несколько ролей на площадке. И тоже предпочитал делать все идеально. На съемках своей второй ленты, «Молодой мастер», Джеки никак не удавалось правильно поставить один эпизод – драку с веером. То ударит недостаточно правдоподобно, то веер упадет не так, то в тайминг не попадет. В конечном счете на минутную сцену у Чана ушло 329 дублей. Но даже это не было пределом для артиста.
В следующем фильме «Лорд Дракон» Джеки превзошел сам себя. Данные разнятся, в какой именно сцене режиссеру потребовалось 2900 (!) дублей, чтобы добиться идеальной постановки. Одни называют эпизод с человеческой пирамидой, другие – игру в кунг-фу-футбол китайским воланом. Да и количество пересъемок тоже ставится под сомнение, потому что в интернете фигурировала и куда меньшая цифра (190 дублей). В первой биографии Джеки Чана Inside the Dragon говорится, что игра с воланом потребовала больше всего дублей за всю карьеру артиста. К слову, именно с «Лорда Дракона» актер и режиссер завел традицию показывать в конце фильма нарезки из неудачных кадров.
Сэм Рэйми
«Человек-паук» (2002)
Новое тысячелетие приветствовало кинематографистов не только развитием спецэффектов, но и первыми удачными попытками создания супергероики. Возглавлял шествие кинокомиксов «Человек-паук» Сэма Рэйми, в котором помимо CGI хватало и практических эффектов. Например, знаменитая сцена в столовой, где Питер Паркер одновременно ловит Мэри Джейн и ее поднос с едой, снималась без компьютерной графики. Только ловкость Тоби Магуайра (и немного клея на его руке). Правда, удачно завершить сцену актер смог лишь на 156-м дубле. Съемки трюка заняли 16 часов, но это того стоило.
Алексей Учитель
«Космос как предчувствие» (2005)
Как иронично подмечает сам Алексей Ефимович, о его режиссерском методе уже давно ходят легенды в отечественной индустрии. Мол, любит он делать много дублей. Учитель объясняет свою творческую концепцию тем, что актер живет конкретной сценой, а режиссер представляет себе сквозную линию всей истории.
«И если он понимает, что актеру необходимо отыграть в этой сцене, а что в другой, что происходит с персонажем и как развивается его внутренняя жизнь, он не всегда может это актеру объяснить, но он должен этого от актера добиться. Объяснять не всегда полезно. Потому я снимаю много дублей, пока работа и актера, и оператора меня не будет устраивать», – объяснил постановщик.
При этом у Учителя был проект, в котором количество дублей перевалило за 50. В фильме «Космос как предчувствие» Евгению Цыганову не давалась сцена ночного разговора о политике. Чтобы «выбить актера из колеи», Учитель попросил его пробежать несколько километров. Когда и это не помогло, Цыганову налили 100 грамм и снова отправили заниматься физическими нагрузками. Добиться нужного эффекта Алексею Ефимовичу, увы, вновь не удалось, и съемки сцены пришлось отложить. Только на следующий день, на 53-м дубле, артист смог добиться нужного результата. Учитель попросил Цыганова на всякий случай сыграть эпизод еще пару раз, но 53-й дубль все равно вышел самым удачным.
Дэвид Финчер
«Социальная сеть» (2010) / «Манк» (2020)
Дэвид Финчер – большой любитель все снимать за несколько дублей. Желательно минимум за 20. А вот максимума он, скорее всего, пока не достиг. Вступительную сцену «Социальной сети», где Эрика расстается с Марком Цукербергом, режиссер переснимал почти сотню раз (99, если быть точным).
«В его безумии есть метод. Да, ты делаешь много дублей, но чувствуешь себя в безопасности. Он сказал мне, что знает, что актеры по своей природе тщеславны – мы сидим перед зеркалом и думаем про себя: «О, в этот момент я собираюсь бросить на него вот такой взгляд». И он не хотел, чтобы мы приносили это на съемочную площадку», – рассказал ныне отмененный Арми Хаммер.
Заветной отметки в 100 дублей Финчер достиг при производстве «Манка». Как вспоминал Чарльз Дэнс, в какой-то момент Гари Олдман, исполнивший в ленте главную роль, обрушился на постановщика с тирадой, что он отыграл сцену уже 100 раз. Финчер парировал, что он в курсе и готовится приступить к 101-му дублю. Это количество Олдман вполне мог назвать для красного словца, как сделала его коллега по фильму Аманда Сайфред. Актриса призналась, что «Манк» – самая тяжелая работа в ее жизни. Один из эпизодов, где у нее даже не было слов, Финчер снимал целую неделю. На это ему потребовалось, по подсчетам Сайфред, около 200 дублей, хотя актриса добавила, что может ошибаться.
Алексей Герман-мл.
«Воздух» (2024)
Алексей Герман-мл. привык снимать массу дублей, поскольку всегда старается создать идеальную сцену. Он будет переставлять камеры, убирать и добавлять артистов, менять обстановку, только чтобы найти момент, в котором «что-то есть, какая-то жизнь». Не изменил себе режиссер и при съемках военной драмы «Воздух», где каждый элемент должен был работать как часы. Подобная работа всегда утомительна, и актерам на площадке приходилось несладко. По словам Сергея Безрукова, в его арсенале есть разные картины, но такого количества дублей ему не приходилось делать никогда.
«На пятидесятый дубль в полном снаряжении из самолета вылезаешь уже с трудом, а слов «подхватим на монтаже» в арсенале Алексея нет, каждый дубль ты делаешь с самого начала», – поделился народный артист РФ.
Алексей Алексеевич поспешил поправить актера, заметив, что дублей «было обычно не более 25». Видимо, время с каждой стороны камеры и правда течет по-разному.
Комментарии