«Песочный человек» (1991)
В преддверии Хеллоуина рассказываем о Песочном человеке – фольклорном персонаже, образ которого плотно закрепился в мировом культурном поле, даже несмотря на тот факт, что отечественному зрителю он известен не так хорошо, как, например, европейцам. Герой этот интересен в первую очередь своей двойственностью – согласно преданиям, он сыплет детям в глаза волшебный песок, чтобы те засыпали, но принести может как хорошие сны, так и кошмары.
А еще авторской трактовкой. Его природу и характер в своих произведениях переосмысляли Эрнст Теодор Амадей Гофман (на его «Песочного человека» затем ссылался Зигмунд Фрейд, развивая концепцию «жуткого») и Ханс Кристиан Андерсен, вдохновившийся народными сказками и придумавший волшебного человечка Оле-Лукойе, чья «фамилия» буквально переводится как «закрой глазки».
Вместо песка Оле использовал сладкое молоко, а сны показывал (или не показывал, таким образом наказывая непослушных детей) с помощью зонтика. Но функционал у него оставался примерно таким же, как у «собрата» по континенту. К слову, именно роль рассказчика обеспечила Лукойе появление во многих произведениях, не имеющих непосредственного отношения к его собственным сюжетам. Например, в советских мультфильмах «Снежная королева» (1957) и «Пастушка и трубочист» (1965) по одноименным сказкам Андерсена рассказ ведется именно от лица Оле.
За океаном появление Песочного человека в кадре тоже часто служило приемом, обрамляющим основное действие. В детском мюзикле «Дневной мечтатель» (1966) волшебный герой, озвученный Сирилом Ричардом, является бедному мальчику Крису (олицетворяющему маленького Ханса Кристиана) и рассказывает об идиллическом месте, где можно жить, не испытывая гнета суровой реальности.
Игровые эпизоды в этом фильме, который при всей креативности подхода сложно назвать выдающимся, перемежаются с кукольными снами – воплощениями известных сказок Андерсена, среди которых легко узнать «Русалочку», «Дюймовочку», «Гадкого утенка» и даже «Новое платье короля». Аналогичный прием «разделения реальностей» позднее использовался в немецком семейном фильме «Песочный человечек: Приключения в сказочной стране» (2010). Там юный герой вместе с Песочным человеком и милейшим барашком спасал Дримляндию от кошмара, похитившего волшебный сонный порошок.
В других проектах, предназначенных для детской аудитории, Песочный человек тоже оказывается хранителем мира сновидений. Так, в короткометражном мультфильме «Колыбельная страна», выпущенном студией Уолта Диснея в 1933 году и номинированном на «Оскара», именно он – в образе канонического волшебника – спасает сонного младенца, который чудесным образом оказался в сказочной стране Нигде и тут же попал в неприятности.
Впрочем, в «Красавице и чудовище», вышедшем год спустя, Песочный человек, нарисованный на обоях детской, оживал и переносил маленькую героиню в Страну игрушек, где ее защитником выступал уже другой персонаж – солдатик. А вот в провалившемся фэнтези 2002 года «Гензель и Гретель», где одну из ролей сыграла юная Дакота Фаннинг, Песочный человек снова брал на себя сюжетную нагрузку. В частности, помогал главным героям сбежать из домика ведьмы: даже несмотря на ужасающий грим, он оставался положительным героем.
Тенденция эта отчасти сохраняется: в грядущей анимации «Только во сне» (2025) брат с сестрой специально отправляются на поиски Песочного человека, чтобы попросить его подарить им идеальную семью. А в сиквеле и триквеле франшизы о Санта-Клаусе (1994-2006) с Тимом Алленом в главной роли Песочный человек входит в Совет легендарных фигур – наравне с Купидоном, Пасхальным кроликом, Зубной феей и другими волшебными персонажами.
В мультфильме «Хранители снов» (2012) Песочного человека – совершенно умилительного вида – тоже окружает разношерстная компания. Но ключевое отличие этой картины от остальных в том, что герой не разговаривает. С другими героями он коммуницирует с помощью песочных рисунков, которые создает с помощью магии. Ее же он активно использует в противостояниях с Кромешником, задумавшим подменить детские мечты кошмарами.
Но страшным бывает и сам Песочный человек. Андерсен со свойственной ему трагикой лишь вскользь коснулся этой темы, оговорив, что у Оле-Лукойе есть брат с тем же именем, усыпляющий людей навсегда. А вот образ самого настоящего монстра, похищающего человеческие глаза и скармливающего их своим детям, впервые появился в одноименной сказке Гофмана.
Главного героя этой истории, Натаниэля, погубил безотчетный страх перед Песочником, приходящим за детьми, которые не желают спать. Старая няня рассказала мальчику, что Песочный человек бросает им в глаза песок, отчего они выпадают, забирает их и скармливает своим собственным детям с совиными клювами, которые живут в свитом на Луне гнезде. Разумеется, после жуткого рассказа Натаниэля начали мучить кошмары (а кого бы не начали?).
Грань между реальностью и страшной фантазией размылась для него настолько, что воспаленное сознание дало о себе знать и во взрослом возрасте. Впечатлительность героя породила и чудовищные бедствия: от результатов алхимических экспериментов и уничтожившего жилище пожара до проклятия ожившей куклы (пожалуй, именно в этом произведении в полную силу проявился эффект «зловещей долины»).
Практически покадровое воплощение этой истории можно увидеть в «Гофманиаде» (2018), кукольном мультфильме, который создавался на студии «Союзмультфильм» на протяжении 17 лет. Его премьера, кстати, состоялась в родной для писателя Германии – на Берлинском кинофестивале. Картина причудливым образом объединила три новеллы сказочника, а зловещий Песочный человек (Алексей Петренко) преследовал не Натаниэля, а уже самого Гофмана (Владимир Кошевой).
Специально для съемок было создано свыше 150 кукол. За эскизы отвечал Михаил Шемякин, на которого творчество немецкого сказочника повлияло очень сильно: к моменту премьеры в Вильнюсе уже был поставлен балет «Коппелия», где художник выступил автором либретто, костюмов и декораций, а в его планах фигурировал так и не реализованный мюзикл по мотивам той же новеллы во МХАТе.
Почти классический гофмановский сюжет повторен и в одноименном короткометражном мультфильме Пола Берри: в финале этой ленты, стилизованной под немецкий экспрессионизм, главный герой действительно лишается глаз. Фильм, созданный в технике покадровой анимации, вышел в 1991 году и был номинирован на премию «Оскар» в соответствующей категории.
Аниматоры, особенно немецкие, вообще часто вдохновляются «Песочным человеком»: в сети можно найти как любопытные студенческие эксперименты (например, за авторством Терезы Клемент и Лали Фогт (2010), а также Кэтрин Брахарт (2012), так и вполне профессиональные работы.
Интересуются сказкой Гофмана и творцы иных направлений. В частности, хореографы: в 2000-м был выпущен экспериментальный фильм-балет братьев Квай и Уильяма Такетта. Правда, в кинотеатрах его не показывали: 40-минутная лента сразу отправилась на ТВ.
Свой «Песочный человек» отыщется даже в послужном листе Стэна Ли: легендарный создатель комиксов в качестве продюсера приложил руку к созданию нишевого ужастика, в котором страшный монстр, способный управлять снами, набирал силу из-за впечатлительности маленькой девочки. Еще одного злодея в этой истории сыграл не менее культовый человек – Тобин Белл.
Необычную интерпретацию героя представили в свежем хорроре с названием «Око за око» (2025), основанном на графическом романе Mr. Sandman за авторством Элизы Виктории. Она же адаптировала свое детище для больших экранов, написав сценарий вместе с Майклом Талли.
В отечественном прокате ужастик как раз получил локализацию «Песочный человек» не столько из-за названия оригинального произведения, но и устоявшейся связи со снами и выцарапанными глазами. Здесь ключевой персонаж возводится в ранг мифического существа, восстанавливающего кармический баланс во вселенной. А именно устраняющий школьных задир, вздумавших устроить безнаказанный буллинг.
Еще один необычный пример – сай-фай-ромком «Песочный человек» (2011), рассказывающий о молодом человеке, которого начали мучить сны о ненавистной соседке Сандре. Вдобавок приключилась совсем абсурдная напасть – из него начал сыпаться самый настоящий песок. Стоит отметить, что креативные находки, замешанные на мировом наследии, но при этом воплощенные в самом непринужденном ключе, добавляют картине Питер Луизи изрядную долю шарма.
Зачастую к мифу о Песочном человеке обращаются и создатели многосерийных проектов – как анимационных, так и игровых. Неоднозначный герой появлялся в двух эпизодах «Смурфиков» и популярном шоу Looney Tunes, фигурировал в детективном фэнтези «Гримм», где похожий на муху монстр ослеплял своих жертв и поедал их слезы, и культовом молодежном хите «Баффи – истребительница вампиров», в котором явно вдохновленный фольклорным существом демон вытягивал из своих жертв жизнь, используя уже собственные глаза.
За пределами Америки у героя тоже была телевизионная жизнь: в 1990-х на англоязычном канадском телевидении транслировался частично анимационный, частично игровой сериал «Нилус – Песочный человек», полноценному запуску которого предшествовали спешел-эпизоды. А в 2009–2010 годах на голландском телевидении транслировались «Сказки Клааса Ваака» – о волшебнике, живущем в песочном замке.
Особняком на этом фоне стоит «Песочный человек» от Netflix – получивший два сезона сериал, основанный на комиксах за авторством Нила Геймана и вдохновленный скорее греческим богом сновидений Морфеем, чем его западногерманской вариацией.
Вообще у Песочного человека немало комикс-воплощений. Первая версия, быстро переродившаяся в классического супергероя, появилась еще в 1940-х – с темой снов его связывал только пистолет с усыпляющим газом. В 1970-х возникла новая интерпретация – в виде бессмертного героя, приспешниками которого стали два оживших кошмара, Брут и Глоб.
Постепенно сюжет о защитнике детских снов трансформировался в научно-фантастическую историю об ученом, оказавшемся запертым в Измерении Снов. Она получила дальнейшее продолжение, но в какой-то момент забуксовала.
И наконец, в 1980-х возникла философская версия героя – архетипического существа Морфея, воплощающего один из важных аспектов человеческого бытия. Гейман, большой любитель мифологических начал, превратил комикс-серию в визуально и сюжетно ошеломительную притчу, которая много лет спустя была перенесена на малые экраны. Правда, с изрядной долей актуальной на момент выхода сериала повестки.
Главную роль в сериале исполнил Том Старридж: по сюжету, повелитель царства снов попадает в плен к колдуну, но позже вырывается на свободу. Впрочем, в этой версии существует и супергеройский Песочный человек из комиксов – Гектор Холл. Его сыграл Ллойд Эверитт.
Кроме того, различные комикс-версии Песочного человека появлялись и в других проектах киновселенной DC. В числе примеров – игровые сериалы «Флэш» (1990-1991), в котором орудовал тот самый виджиланте с транквилизаторным оружием, и «Тайны Смолвиля» (2001-2017), где персонажу была отведена пара эпизодов. А вот в новой версии «Супермена» от Джеймса Ганна Песочный человек появляется в виде фрески в Зале Правосудия. В анимационных многосерийниках герой тоже эпизодичен и часто обходится без реплик: так происходит в «Лиге справедливости: Без границ» (2004–2006), «Бэтмене: Отвага и смелость» (2008–2011) и «Юной Лиге Справедливости» (2010–2022).
Наконец, Песочного человека можно увидеть в музыкальных клипах. Самый эффектный пример, пожалуй, отыщется у индастриал-группы Oomph!, не только записавшей песню Sandmann, но и обыгравшей визуальные образы в ролике: здесь и глазные яблоки, и напуганные дети, и зловещие тени. Колыбельный мотив заметно резонирует с социальной тематикой, заложенный в текст: от буквальной нужды до равнодушия взрослых. Лирический герой здесь просит усыпить его навсегда, лишь бы только не мириться с жестокой реальностью.
Не отстают и другие немцы: Rammstein упоминают Песочного человека в Mein Herz brennt: «А теперь, милые детишки, вслушайтесь. Я – тихий голос из подушки…» И конечно, в числе других музыкальных страшилок – Enter Sandman группы Metallica из одноименного альбома. Клип визуально поддерживает основную концепцию: главному герою мальчику снятся разнообразные кошмары.
При этом стоит отметить, что фольклорный образ Песочного человека давно обрел отдельную популярность в музыкальной индустрии, причем яркие примеры бывают гораздо более оптимистичными. Стоит только вспомнить культовую композицию Mr. Sandman группы The Chordettes (она, кстати, звучала в эпизоде «Доктора Кто» про Песочных людей), In Dreams Роя Орбисона или Sandman Эда Ширана.
Пока свет еще не увидел «последнего фильма» Квентина Тарантино, маэстро решил немножко побыть по ту сторону камеры. Согласно эксклюзиву Deadline,…
Ежегодная акция «Ночь искусств» пройдет в Москве 3 и 4 ноября. Она объединит музеи, театры, библиотеки, культурные центры и другие…
С 20 по 24 октября в столице проходил юбилейный кинофестиваль ВГИК – смотр учебных, курсовых, дипломных работ студентов. Согласно регламенту…
26 октября, в день рождения Художественного театра, в Портретном фойе прошло вручение памятных знаков «Чайка», которые получают сотрудники МХТ имени…
Восьмилетняя пауза в карьере Кэтрин Бигелоу выглядит не просто профессиональной передышкой, а моментом ожидания, и ее возвращение автоматически привлекает внимание.…
Многие страшилки начинаются одинаково – тихий дом, шорох за стеной, кто-то оставил камеру включенной на ночь. Но именно эта простая…