«КиноРепортер» продолжает рассказывать о главных премьерах фестиваля «Выборг», который завершился 10 августа. Часть из этих фильмов выйдет в широкий и онлайн-прокат, а при условии, что жюри с критиками уже сделали свой выбор (о победителе мы напишем отдельно), зрителю стало еще проще ориентироваться в многообразии российского фестивального кино.
Дебют Алексея Степанова, на который почти сразу согласился Даниил Воробьев, только за последний год отметившийся россыпью эксцентричных персонажей – от приквела «Майора Грома» до сериального хита «Жить жизнь». В камерном «Осьминоге» он исполняет аж восемь ролей, и это не только отличный шанс раскрепоститься, продемонстрировать все стороны своего таланта (и пластики!), но и серьезный актерский вызов. Профессиональным критикам кино не понравилось, но по факту это заявка на зрительский формат – с громкими именами (в кадре также Мария Миронова, Наталья Рудова, Анфиса Черных и Сабина Ахмедова), огненным юмором (шутка про дыру в карме явно уйдет в народ) и любопытными визуальными решениями.
К настоящей психотерапии – главному герою-психологу надо за вечер разобрать пять практических кейсов – происходящее имеет мало отношения. Более того, в огород создателей всевозможных тренингов в какой-то момент прилетает обломок кирпича, а «обитель психологического здоровья» оборачивается настоящим бедламом. Но в качестве капустника с неожиданной сменой ролей и саркастичными перепалками, перетекающими в типичный девичник и обратно, «Осьминог» выглядит небезынтересно.
Если, конечно, вам нравится нарочитая абсурдность – реального пособия по решению семейных проблем от картины ждать не стоит, как и мощного драматизма (хотя герои всеми силами цепляются за свои иллюзии и страхи). Но сделан «Осьминог» на драйве, о чем кричит первая же сцена, в которой пьяный полуголый артист танцует под индийский транс. И пускай неопытность постановщика все же дает о себе знать (в частности, неумением сохранять баланс между манерностью и наивностью), в способности сочетать экспрессивные форму и содержание ему не откажешь.
Черная комедия, которую причастные к ней люди подавали под соусом «обрусевшего Гая Ричи». По итогам первой серии стоит признать, что не обманули: криминальные авторитеты с подручными попадают в нелепые, часто кровавые передряги, главная героиня на панике вязнет все глубже, а еще это положено на особенности национального менталитета. В центре сюжета – учительница химии (Евгения Борзых), которая вылетает из школы за связь со старшеклассником, впадает в немилость городской администрации и становится целью местного босса (Алексей Агранович), не вовремя затеявшего любовную интрижку.
В анамнезе героини также алкоголизм и мутное прошлое, а первая серия – просто наживка для зрителя, который только и успевает удивляться сюжетным поворотам, едкому юмору и колоритным действующим лицам. Затравка хороша и потому, что большая часть актеров в кадре еще не появилась: на секунду мелькнул Артем Быстров (его герой носит фамилию Шустров, и это отличный маркер степени метаиронии), обещают Анну Слю и Артема Ткаченко.
К тому же есть немалая вероятность, что темп в грядущих сериях будет еще динамичнее: пока что зрителям показали лишь расстановку фигур на доске. Если в пилоте нашлось место для гламура, китча, крови и трека «Мама ама криминал», остается только гадать, что же произойдет дальше.
Слегка затянувшаяся киногаллюцинация Романа Михайлова («Сказка для старых», «Снег, сестра и росомаха»), смутно напоминающая обширное посвящение фильмам 1970-х. Главная героиня (Мария Мацель) благодаря подруге попадает на съемки болливудского кино. На площадке – звездные артисты и лучший диджей страны (Евгений Ткачук в качестве вечного двигателя), режиссер-индиец и французский продюсер, который без ума от происходящего. Деньги и шампанское текут рекой, график ненормированный, результат, скорее всего, никто не увидит. Это ли не мечта для актера? Правда, место съемок расположено где-то в Карелии, из плотного тумана выползают странные персонажи, а прожигание жизни становится утомительным.
Безвременье затягивает, и люди начинают играть в игры: смотрят ленты 1970-х, а затем воспроизводят определенные сценки. Говорят, если сделать все правильно, можно провалиться в другой мир – не зря на площадку то и дело подвозят новичков. «Работа актера – воплощать больные фантазии», – уверены герои. Но отыскать в картине что-то гнетущее и зловещее сложно, несмотря на все предпосылки. Этюды плавно перетекают друг в друга, приглушенный неон и медитативная музыка создают ламповую атмосферу, а отрывки из несуществующих фильмов выглядят слишком трогательными для жестокой пародии.
Михайлов испытывает нежность и к самим 1970-м («у меня есть интеллектуальное право работать с этой эпохой, я в ней жил»), и к своим персонажам. А еще намеренно создает симулякр детского сна: недаром «Отпуск в октябре» начинается с пробуждения главной героини. В этом безопасном пространстве на стенах вместо ковров висят их фотографии (психоделика, которую мы заслужили), люди ходят в уютных свитерах и замирают перед голубым экраном, а эксперименты с психикой не выглядят чем-то запредельным.
В кино с 26 октября
Названный брат «Ады» – еще одной жемчужины взросления, которую этой весной показали на ММКФ. Правда, герой «Первого лета» постарше: Сашке 15. На дворе 2004-й, и они с друзьями копят на «Соньку» (покупка в итоге окажется совсем иной). Еще он впервые влюбляется и открывает для себя новые ценности, на собственной шкуре ощущая, что такое эмпатия, ответственность за другого и моральные принципы. Как выбрать между дружбой и любовью? Как бороться с врагами, что подлее и опаснее тебя? Как планировать будущее, о котором не имеешь ни малейшего понятия? Ответов нет, но их поиск может быть как увлекательным, так и весьма болезненным.
При определенной идеализации характера (Сашка представляет собой доброту и ранимость в кубе) изменения в герое переданы максимально выразительно. В частности, благодаря колоритным артистам (Тимофею Кочневу присудили приз за лучшую мужскую роль), хлестким диалогам и узнаваемым – особенно для той эпохи – ситуациям. Некоторые из разряда жести: будет и пир у костра, и разборка в клубе, после чего Сашка обзаведется опасным соперником – цыганом, стоящем на учете в милиции. К рейтингу 18+ привязаны финал, где герою приходится делать определяющий выбор, и романтическая сцена на грани – подростковое восприятие в ней столь ярко, что зал в какой-то момент замирает.
Не считая эпизодов, которые легко записать в разряд художественных переживаний, картина Сергея Илютина доходчиво рассказывает универсальную историю, во многом вдохновленную личными воспоминаниями автора. Маленький город, лето, дружба, любовь. И шаг навстречу взрослой жизни, похожий скорее на прыжок с обрыва.
Темная лошадка и неожиданный фаворит критиков, вырвавшийся вперед на закате смотра. Связано это с тем, что фильм Стаса Иванова («ЮЗЗЗ») закрывал игровую конкурсную программу – показали его вечером предпоследнего дня. Резкий отрыв от соперников мало кто мог предсказать, но единство мнений, пожалуй, лучший показатель качества. А еще «Одним днем» бьет везде и сразу: сориентироваться сложно как минимум потому, что это остросоциальная драма, оформленная в духе черной, почти абсурдной комедии. Начать хоть с электрички, где выступает хор евнухов и звучат странные объявления. И закончить хтонью, подсвеченной светодиодами.
Действие происходит в маленьком городке, куда приезжает не сильно преуспевающий бизнесмен Семен (Антон Васильев), чтобы повидать угодившего в больницу отца. И родной Буй затягивает его, как болото. Загуляв с былыми друзьями, Семен обнаруживает главный якорь – дочь подруги минувших дней, похожую на нее как две капли (Елизавета Струнина). После армии Семен так и не вернулся к возлюбленной, уехав покорять столицу. Жизнь в Буе тихо шла под откос, и теперь, оказавшись на старом распутье, герой не понимает, что ему делать. Местные же выживают чужака всеми возможными способами. Вдобавок под боком разворачивается новая трагедия. Как тут не запить? Как вернуться к привычному существованию?
«Одним днем» определенно нужно переварить, чтобы удостовериться в правильности своих реакций. А они весьма противоречивые, даже если отбросить ключевую интригу, связанную с кровными узами. Намеки зашифрованы в случайных репликах, но куда важнее оказывается духовное родство. В сценах, где Семен и Майя рассекают на красном мотоцикле по бескрайним полям, чувствуется единение без слов. А в немых эпизодах, когда девушка выглядит еще более уязвимой, чем обычно, пропасть между ними разрастается до размеров вселенной. Неумение быть рядом, как выясняется, может бить в обе стороны.
С 2 по 5 декабря Санкт-Петербург будет принимать гостей VIII Международного кинофестиваля «Влюбленные в искусство». В этом году в программу…
Снять фильм – не раз плюнуть. Ведь помимо финансов нужно найти достойную команду и актерский состав, не говоря уже о…
Как говорится, талантливый человек талантлив во всем. Зрители знают Эмира Кустурицу прежде всего как талантливого режиссера, подарившего нам такие замечательные…
С 18 по 27 октября Санкт-Петербург принимал гостей фестиваля «Послание к человеку», который собрал кинематографистов со всех уголков света. Однако…
Немногие найдут Уганду на карте Африки. И не каждый отважится махнуть в эту страну, одну из беднейших в мире, в…
Смерть порою кардинально меняет жизнь. Причем не только того, кого она постигла, но и окружающих. После смерти жизнь нередко становится…