Юра Борисов в фильме Романа Михайлова «Отпуск в октябре»
«КиноРепортер» продолжает рассказывать о главных премьерах фестиваля «Выборг», который завершился 10 августа. Часть из этих фильмов выйдет в широкий и онлайн-прокат, а при условии, что жюри с критиками уже сделали свой выбор (о победителе мы напишем отдельно), зрителю стало еще проще ориентироваться в многообразии российского фестивального кино.
Дебют Алексея Степанова, на который почти сразу согласился Даниил Воробьев, только за последний год отметившийся россыпью эксцентричных персонажей – от приквела «Майора Грома» до сериального хита «Жить жизнь». В камерном «Осьминоге» он исполняет аж восемь ролей, и это не только отличный шанс раскрепоститься, продемонстрировать все стороны своего таланта (и пластики!), но и серьезный актерский вызов. Профессиональным критикам кино не понравилось, но по факту это заявка на зрительский формат – с громкими именами (в кадре также Мария Миронова, Наталья Рудова, Анфиса Черных и Сабина Ахмедова), огненным юмором (шутка про дыру в карме явно уйдет в народ) и любопытными визуальными решениями.
К настоящей психотерапии – главному герою-психологу надо за вечер разобрать пять практических кейсов – происходящее имеет мало отношения. Более того, в огород создателей всевозможных тренингов в какой-то момент прилетает обломок кирпича, а «обитель психологического здоровья» оборачивается настоящим бедламом. Но в качестве капустника с неожиданной сменой ролей и саркастичными перепалками, перетекающими в типичный девичник и обратно, «Осьминог» выглядит небезынтересно.
Если, конечно, вам нравится нарочитая абсурдность – реального пособия по решению семейных проблем от картины ждать не стоит, как и мощного драматизма (хотя герои всеми силами цепляются за свои иллюзии и страхи). Но сделан «Осьминог» на драйве, о чем кричит первая же сцена, в которой пьяный полуголый артист танцует под индийский транс. И пускай неопытность постановщика все же дает о себе знать (в частности, неумением сохранять баланс между манерностью и наивностью), в способности сочетать экспрессивные форму и содержание ему не откажешь.
Черная комедия, которую причастные к ней люди подавали под соусом «обрусевшего Гая Ричи». По итогам первой серии стоит признать, что не обманули: криминальные авторитеты с подручными попадают в нелепые, часто кровавые передряги, главная героиня на панике вязнет все глубже, а еще это положено на особенности национального менталитета. В центре сюжета – учительница химии (Евгения Борзых), которая вылетает из школы за связь со старшеклассником, впадает в немилость городской администрации и становится целью местного босса (Алексей Агранович), не вовремя затеявшего любовную интрижку.
В анамнезе героини также алкоголизм и мутное прошлое, а первая серия – просто наживка для зрителя, который только и успевает удивляться сюжетным поворотам, едкому юмору и колоритным действующим лицам. Затравка хороша и потому, что большая часть актеров в кадре еще не появилась: на секунду мелькнул Артем Быстров (его герой носит фамилию Шустров, и это отличный маркер степени метаиронии), обещают Анну Слю и Артема Ткаченко.
К тому же есть немалая вероятность, что темп в грядущих сериях будет еще динамичнее: пока что зрителям показали лишь расстановку фигур на доске. Если в пилоте нашлось место для гламура, китча, крови и трека «Мама ама криминал», остается только гадать, что же произойдет дальше.
Слегка затянувшаяся киногаллюцинация Романа Михайлова («Сказка для старых», «Снег, сестра и росомаха»), смутно напоминающая обширное посвящение фильмам 1970-х. Главная героиня (Мария Мацель) благодаря подруге попадает на съемки болливудского кино. На площадке – звездные артисты и лучший диджей страны (Евгений Ткачук в качестве вечного двигателя), режиссер-индиец и французский продюсер, который без ума от происходящего. Деньги и шампанское текут рекой, график ненормированный, результат, скорее всего, никто не увидит. Это ли не мечта для актера? Правда, место съемок расположено где-то в Карелии, из плотного тумана выползают странные персонажи, а прожигание жизни становится утомительным.
Безвременье затягивает, и люди начинают играть в игры: смотрят ленты 1970-х, а затем воспроизводят определенные сценки. Говорят, если сделать все правильно, можно провалиться в другой мир – не зря на площадку то и дело подвозят новичков. «Работа актера – воплощать больные фантазии», – уверены герои. Но отыскать в картине что-то гнетущее и зловещее сложно, несмотря на все предпосылки. Этюды плавно перетекают друг в друга, приглушенный неон и медитативная музыка создают ламповую атмосферу, а отрывки из несуществующих фильмов выглядят слишком трогательными для жестокой пародии.
Михайлов испытывает нежность и к самим 1970-м («у меня есть интеллектуальное право работать с этой эпохой, я в ней жил»), и к своим персонажам. А еще намеренно создает симулякр детского сна: недаром «Отпуск в октябре» начинается с пробуждения главной героини. В этом безопасном пространстве на стенах вместо ковров висят их фотографии (психоделика, которую мы заслужили), люди ходят в уютных свитерах и замирают перед голубым экраном, а эксперименты с психикой не выглядят чем-то запредельным.
В кино с 26 октября
Названный брат «Ады» – еще одной жемчужины взросления, которую этой весной показали на ММКФ. Правда, герой «Первого лета» постарше: Сашке 15. На дворе 2004-й, и они с друзьями копят на «Соньку» (покупка в итоге окажется совсем иной). Еще он впервые влюбляется и открывает для себя новые ценности, на собственной шкуре ощущая, что такое эмпатия, ответственность за другого и моральные принципы. Как выбрать между дружбой и любовью? Как бороться с врагами, что подлее и опаснее тебя? Как планировать будущее, о котором не имеешь ни малейшего понятия? Ответов нет, но их поиск может быть как увлекательным, так и весьма болезненным.
При определенной идеализации характера (Сашка представляет собой доброту и ранимость в кубе) изменения в герое переданы максимально выразительно. В частности, благодаря колоритным артистам (Тимофею Кочневу присудили приз за лучшую мужскую роль), хлестким диалогам и узнаваемым – особенно для той эпохи – ситуациям. Некоторые из разряда жести: будет и пир у костра, и разборка в клубе, после чего Сашка обзаведется опасным соперником – цыганом, стоящем на учете в милиции. К рейтингу 18+ привязаны финал, где герою приходится делать определяющий выбор, и романтическая сцена на грани – подростковое восприятие в ней столь ярко, что зал в какой-то момент замирает.
Не считая эпизодов, которые легко записать в разряд художественных переживаний, картина Сергея Илютина доходчиво рассказывает универсальную историю, во многом вдохновленную личными воспоминаниями автора. Маленький город, лето, дружба, любовь. И шаг навстречу взрослой жизни, похожий скорее на прыжок с обрыва.
Темная лошадка и неожиданный фаворит критиков, вырвавшийся вперед на закате смотра. Связано это с тем, что фильм Стаса Иванова («ЮЗЗЗ») закрывал игровую конкурсную программу – показали его вечером предпоследнего дня. Резкий отрыв от соперников мало кто мог предсказать, но единство мнений, пожалуй, лучший показатель качества. А еще «Одним днем» бьет везде и сразу: сориентироваться сложно как минимум потому, что это остросоциальная драма, оформленная в духе черной, почти абсурдной комедии. Начать хоть с электрички, где выступает хор евнухов и звучат странные объявления. И закончить хтонью, подсвеченной светодиодами.
Действие происходит в маленьком городке, куда приезжает не сильно преуспевающий бизнесмен Семен (Антон Васильев), чтобы повидать угодившего в больницу отца. И родной Буй затягивает его, как болото. Загуляв с былыми друзьями, Семен обнаруживает главный якорь – дочь подруги минувших дней, похожую на нее как две капли (Елизавета Струнина). После армии Семен так и не вернулся к возлюбленной, уехав покорять столицу. Жизнь в Буе тихо шла под откос, и теперь, оказавшись на старом распутье, герой не понимает, что ему делать. Местные же выживают чужака всеми возможными способами. Вдобавок под боком разворачивается новая трагедия. Как тут не запить? Как вернуться к привычному существованию?
«Одним днем» определенно нужно переварить, чтобы удостовериться в правильности своих реакций. А они весьма противоречивые, даже если отбросить ключевую интригу, связанную с кровными узами. Намеки зашифрованы в случайных репликах, но куда важнее оказывается духовное родство. В сценах, где Семен и Майя рассекают на красном мотоцикле по бескрайним полям, чувствуется единение без слов. А в немых эпизодах, когда девушка выглядит еще более уязвимой, чем обычно, пропасть между ними разрастается до размеров вселенной. Неумение быть рядом, как выясняется, может бить в обе стороны.
Прославленный французский кинодеятель Пьер Ришар вернулся к режиссуре после 28-летнего перерыва. При том что ему минувшим летом исполнился 91 год.…
«Киллер Джо», один из ранних спектаклей Петра Шерешевского в петербургском КТМ, с аншлагами играется уже восьмой год. Дело, пожалуй, в…
Грядущие новогодние каникулы обещают стать рекордно прибыльными для кинопроката. Такой оптимистичный прогноз сделала директор по репертуарному планированию сети кинотеатров «Синема…
Американский актер Иэн Армитедж, известный главным образом ролью молодого Шелдона Купера в сериале «Детство Шелдона», поделился в запрещенной соцсети своими…
Многие в юности уединялись в своих комнатах, чтобы бренчать на гитаре, прятаться от бесконечных телефонных звонков и искать вдохновение в…
Ремейк – дело тонкое, и мы часто ругаем фильмы, которые задействуют неоригинальный сюжет: ведь кажется, что новых идей по сравнению…