В программе 45-го ММКФ, стартующего 20 апреля, затаилась интригующая жемчужина: криминальный экшен «Магнум 578», который называют самым жестоким боевиком в истории вьетнамского кино. Подобная вывеска, согласитесь, подкупает. Ознакомиться с этой лентой мы пока не успели. Зато решили вспомнить еще несколько поистине шокирующих фильмов из пяти разных стран, которые заставляли застигнутых врасплох зрителей жмуриться, падать в обморок и в панике сбегать из зала.
Отечественный кинематограф велик и могуч. На необъятных российских просторах родилось на свет немало шедевров, но нашлось место и для неоднозначных, провокационных лент, которые не каждый мог оценить по достоинству. На звание нашего самого шокирующего произведения претендует немало картин в разных жанрах. От «Зеленого слоника» Светланы Басковой и «Груза 200» Алексея Балабанова до, скажем, «Жить» Василия Сигарева. Но мы остановим свой выбор на другом фильме – разрывающем на куски военном триллере, про который писали, что даже любитель ультранасилия Сэм Пекинпа («Дикая банда», «Соломенные псы») в какой-то момент поставил бы его на паузу.
«Иди и смотри» Элема Климова – рассказ о пареньке Флере (Алексей Кравченко), в 1943-м подавшемся в партизаны. Его родители гибнут от рук нацистов. На его глазах пули сражают боевых товарищей. Немцы сжигают дома, глумятся над трупами, истязают мирных жителей. Ребенок превращается в старика, и его искаженное нечеловеческой болью лицо на финальных кадрах намертво врезается в память. Ни один режиссер – ни до, ни после Климова – не смог создать настолько беспощадное антивоенное высказывание. Упомянутый Сигарев, кстати, посмотрел «Иди и смотри» в 9 (!) лет и позднее заявил, что фильм вызывает «не катарсис, а апокалипсис», дотла сжигая тебя изнутри.
Что, думали встретить здесь «Мучениц», «Месть нерожденному», «Кровавую жатву» или других представителей старого доброго французского экстрима? А вот нетушки! Возможно, в это трудно поверить, но почти трехчасовая немая драма Абеля Ганса («Наполеон») шокирует куда сильнее привычных ныне кадров с изощренной расчлененкой. В 1910-х великий экспериментатор страдал от депрессии и финансовой нестабильности, а на фоне разразившейся в 1914-м Первой мировой войны его психическое состояние только усугублялось. В 1917-м его призвали в армию, но вскоре демобилизовали из-за проблем со здоровьем. Однако в 1919-м Ганс вернулся на фронт – с камерой наперевес.
Пребывая на гражданке, Абель постоянно получал известия о гибели в окопах своих близких друзей. Вот он и задумал снять антивоенный манифест, направленный в адрес тех, кто наживался на вооруженном конфликте или делал вид, что его не существует. Фильм начинается со слов J’Accuse (собственно, «я обвиняю»), сформированных из фигур солдат. В финале те же солдаты восстают из мертвых, ибо лишь так они могут вернуться домой. Контуженный главный герой, поэт Жан, страдает от галлюцинаций и теряет рассудок, но напоследок успевает обвинить само солнце в том, что оно стало равнодушным свидетелем людских злодеяний. Так более ста лет назад с изысканной виртуозностью был создан по-настоящему шокирующий кошмар.
На итальянской земле ассортимент шокирующих картин тоже весьма широк. Здесь и садистский «Ад каннибалов», и отвратный «Венский душитель», и «Последнее танго в Париже» наконец. Но все же по степени шок-эффекта мало что сравнится с прощальным посланием Пьера Паоло Пазолини «Сало, или 120 дней Содома», которым он порядком озадачил современников с потомками и фактически обрек себя на мучительную гибель. Действие романа маркиза де Сада классик перенес в 1940-е, изобразив во всех подробностях извращенные нравы нацистской элиты. И продемонстрировав тем самым, насколько загнила изначально порочная идеология.
На экране – пытки, убийства, изнасилования и другие зверства, что опьяненные чувством власти бонзы творят в отношении несчастных парней и девиц. Термин «пыточное порно» будто придумали специально для «Сало», которое нещадно цензурировали и запрещали во многих странах, а владельцев прокатных салонов, где его позднее можно было позаимствовать, бросали в кутузку.
Это кино создано для того, чтобы вызывать отвращение. Пазолини пытался выставить фашизм, капитализм, конформизм и прочие «измы» максимально неприглядными – и оно ему, безусловно, удалось. От его фильма фанатело множество других известных провокаторов вроде Михаэля Ханеке, Катрин Брейя, Гаспара Ноэ и Джона Уотерса. При этом самого Пьера Паоло безжалостно убили на встрече со злоумышленниками, похитившими часть пленок «Сало» с целью шантажа.
Здесь мы могли бы вспомнить как раз Джона Уотерса с его «Розовыми фламинго» (1972), но вместо этого предпочли телепортироваться еще на несколько десятилетий назад. Когда творцам не нужно было выстраивать сюжет вокруг каннибализма, инцеста, радикальных умерщвлений или несимулированных половых актов: они делали больно иначе. И порой достигали куда более шокирующего эффекта, чем их последователи, действовавшие «в лоб». Это абсолютно справедливо для «Уродцев» Тода Браунинга, которых в свое время рекламировали как «историю любви на задворках социума», хотя зрители воспринимали ленту скорее как хоррор.
В центре внимания – труппа бродячего цирка. Ключевые герои – карлики, что само по себе шокировало общественность. На экране появились бородатая дама Ольга Родерик, безногий артист Джонни Эк, Принц Рандиан, он же – Человек-змея, полностью лишенный конечностей, Женщина-аист Элизабет Грин, страдавшая от редкого генетического заболевания, и Девушка-птица с синдромом карликовости и птицеголовости (своеобразная деформация черепа). Люди с внешними аномалиями, которые испокон веков выставляли свои дефекты на потеху толпе на представлениях кочевых цирков уродов, превратились по сути в кинозвезд, разыграв захватывающий сюжет с роковой влюбленностью, отравлением и жестокой местью.
В очередном триллере Альфреда Хичкока подобные события не вызвали бы широкого резонанса. Но в исполнении карликов они производили ошеломляющий эффект: публика словно наблюдала за чем-то недозволенным, запретным, противоестественным. Впоследствии фильм стал культовым, а странные герои завоевали симпатию аудитории, хотя в начале 1930-х «Уродцев» сочли неслыханной дерзостью. Зрители в ужасе сбегали с показов, многие теряли сознание, а студии Metro-Goldwyn-Mayer грозили судебными исками. Неудивительно, что из полуторачасового оригинала в итоге вырезали 26 минут. Да и эта сокращенная версия изрядно пошатнула нежную психику цензоров с критиками.
Присужденное нами звание самого шокирующего фильма в истории Южной Кореи вам может показаться спорным – все-таки тамошние мастера знают толк в провокационных картинах – но, поверьте, у нас имелись серьезные основания остановить выбор на «Олдбое». Который, пожалуй, является и известнейшей корейской лентой всех времен. Поскольку есть мелодрамы о разлученных влюбленных. Есть триллеры о беспощадных маньяках и боевики о суровых стражах правопорядка. Есть наконец слэшеры про зомби, мутантов и прочих неприятных типов. А есть «Олдбой». Уникальная, единственная в своем роде штука, которая ни в какие жанровые рамки не вписывается. И уже тем выбивает из зоны комфорта: непонятно, как на это вообще реагировать.
Жил себе, значит, мужик, никого не трогал. Потом пропал. Прямо посреди улицы его вдруг похитили неизвестные недоброжелатели и замуровали в темнице. А через пятнадцать лет так же внезапно отпустили. Успев при этом сделать его обвиняемым в убийстве супруги и расшатать бедолаге психику. Оказавшись на свободе, герой по имени О Дэ Су пытается выяснить, какая скотина посмела так непочтительно с ним обойтись. Вскоре он встречает симпатичную девушку, которая соглашается помочь ему в поисках виновных. Но никто из них не подозревает, что знакомство это лишь подбросило дровишек в костер жуткого всепоглощающего кошмара, в котором жизнь О Дэ Су истлеет до жалких головешек.
«Олдбой» терзает зрителя всеми доступными способами: от гениального перевоплощения актера Чхве Мин-сика, чья бешеная экспрессия в равной степени пугает и восхищает, до отталкивающих натуралистичных деталей – что поедание О Дэ Су скользкого осьминога, что отрезание им собственного языка. Но главный шок – в той плавной, грациозной, идеально выверенной поступи, поступи самой Смерти, которой картина Пака Чхан-ука движется к душераздирающей развязке. Конец «Олдбоя» со снежинками на красном берете, широкой улыбкой О – и одновременно гримасой уничтожающей боли – забыть нереально. Хотя вы наверняка будете искренне этого желать.
13 и 14 декабря в «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится долгожданная премьера сезона – постановка пьесы Максима Горького «На дне».…
Домохозяйка по имени Жанна умеет читать мысли и управлять электротехникой, чем успешно пользуется, выигрывая крупные суммы в покер и грабя…
В Театре Мимики и Жеста новая премьера, которую планируют привезти и в другие регионы страны. Инклюзивный спектакль на русском жестовом…
В первой части обширного материала, посвященного новейшему кино про Урал, мы рассказывали о лентах, увидевших свет за последний год. Здесь…
20 ноября на сцене Дворца на Яузе состоялась первая торжественная церемония вручения индустриальной премии «МедиаБренд», которая отмечает выдающиеся проекты в…
Телевидение как способ распространения информации неумолимо сдает лидерство, но как сегмент индустрии развлечений не устареет, наверное, никогда. Потому что от…