Тому, что от азартных игр следует держаться подальше, нас учат с детства. Все ведь помнят тот ключевой момент в печальной биографии Бена Ганна: «начал играть в орлянку, связался с пиратами и покатился». И все же призрачная возможность мгновенного легкого обогащения манит и манит людей. Вдобавок кинематографисты очень любят этот вид досуга романтизировать, а если и снабжают свои опусы предостерегающим посылом, то зачастую лишь для проформы. Мы же в нашу тематическую подборку включили в нравственном смысле правильные фильмы, избегая притом совсем уж очевидных вариантов.
Зайдем сразу, как говорится, с козырей. Всякие покеры-шмокеры, блэкджеки и прочие рулетки – это на самом деле, чтобы вы знали, для неудачников. По-настоящему везучие люди такой ерундой не увлекаются. Они, если верить фильму «Интакто», предпочитают куда более изощренные забавы. Например, едут куда-нибудь в лес, закрывают глаза повязками, связывают себе руки за спиной и бегут на перегонки. Кто последний останется на ногах, умудрившись не врезаться в дерево и не споткнуться, тот победил. Пройдя через ряд подобного рода изощренных испытаний, можно дойти до финала, где самый везучий человек в мире (в исполнении Макса фон Сюдова) предложит вам сыграть в русскую рулетку на высшем уровне сложности, с пятью заряженными патронами при одном пустом гнезде.
Таким образом, глубоко исследуя феномен удачи, испанский режиссер Хуан Карлос Фреснадильо («28 недель спустя») в итоге приходит к неутешительному и довольно парадоксальному выводу: быть чертовски удачливым – вообще-то не то чтобы большая удача, а скорее даже наоборот. Поскольку много лишнего геморроя добавляет. Лучше уж быть обычным лузером. Так гораздо скучнее, но и безопаснее.
Два величайших литературных произведения о пагубности увлечения азартными играми, как известно, созданы нашими великими классиками. Первое – «Пиковая дама» Александра Сергеевича, конечно же. Которую позже другой наш великий классик, но из иной области, Петр Ильич, конвертировал в оперу. А сто с лишним лет спустя уже третий классик – куда меньшего, правда, масштаба, но тем не менее, – Павел Лунгин, из повести Пушкина и оперы Чайковского сделал очень своеобразное, вычурное кино.
В фильме «Дама пик» улавливается, однако, и тонкая ирония оригинального текста, и непосредственно опера в нем частично содержится, размашисто поставленная. А еще там армяне в нарды играют, Иван Янковский лампочки голосом кокает, Мария Курденевич уничтожает пластиковые реплики Ксении Раппопорт, а в эпилоге Лунгин вдруг принимается цитировать не Пушкина и не Чайковского, а внезапно «Охотника на оленей» Майкла Чимино. Да, вот такая вольная интерпретация. Ну а если вдруг вам столь смелые эксперименты не по душе, то посмотрите или пересмотрите «Пиковую даму» Игоря Масленникова с Виктором Проскуриным. Там все четко соответствует и букве, и духу.
С «Пиковой дамой» разобрались, теперь переходим ко второму величайшему литературному произведению ранее обозначенной категории. Это «Игрок» Федора Михайловича. Его тоже часто экранизировали, причем, что примечательно, по большей части за рубежом. А в середине 1970-х роман вдохновил молодого и никому еще не известного человека по имени Джеймс Тобак на сочинение дебютного сценария. Так, с помощью Достоевского, пробил себе Тобак путь в большое кино. Чтобы через 50 лет быть оттуда с позором изгнанным за непристойное поведение по отношению к женщинам.
Хотя, если честно, от Достоевского в этом «Игроке» почти ничего нет. То есть именно что источником вдохновения его труд послужил, не более. А в первую очередь Тобак переработал собственный опыт – сам был заядлым лудоманом. Главный герой фильма, сыгранный Джеймсом Кааном, – преподаватель вуза, вдохновенно разъясняющий студентам тонкости психологизма в прозе угадайте кого, а в свободное время неистово просаживающий деньги в игорных заведениях и на ставках. Что влечет за собой опасные последствия.
Самое обидное – мужик-то далеко не глупый, все прекрасно осознает. Но не может с этим ничего поделать, кроме как рефлексировать и искать объяснения своему пристрастию к риску. Как ни странно, объяснения он находит, причем довольно разумные. С практической точки зрения польза от них нулевая. И все же соображения насчет того, зачем некоторые люди таким вот способом портят себе и окружающим жизнь, высказываются любопытные, небанальные. Выведенные из того же родного нашего Достоевского, причем отнюдь не из «Игрока», а из «Записок из подполья». Воистину безгранично влияние русской культуры и неоценимо значение ее.
И еще немного классики, на этот раз – перестроечной. Валерий Гаркалин – в роли моряка-картежника по прозвищу Грек, оказавшегося в крайне непростой ситуации. Нехорошие граждане сожгли родное судно, убили друга, и теперь у вдовы этого друга, оставшейся с ребенком на руках, требуют возместить долги покойного. Тогда Грек, будучи человеком благородным, высоких моральных стандартов, да к тому же к упомянутой вдове неровно дышащим, отправляется в Москву, чтобы мастерством своим заработать необходимую сумму.
Там герой погружается в удивительный мир нелегальных карточных игр, где в гостиничных номерах матерые шулера виртуозно избавляют иностранцев от валюты и ценных вещей, а заправляет всем могучий подпольный олигарх, известный как Директор (Нодар Мгалоблишвили), вполне бондовского типа злодей. Неожиданное и забавное сходство с бондианой становится еще более очевидным, когда волею непредсказуемого сценария Грек обзаводится супердевайсом – контактными линзами, позволяющими видеть сквозь игральные карты. А венчается это на редкость причудливое кино жестоким уроком о том, что никогда нельзя верить женщинам. Ну и чем вам не «Казино «Рояль»?
Самый первый фильм ныне видного, уважаемого американского режиссера Пола Томаса Андерсона, в оригинальной и неоднозначной манере прославляющий христианские добродетели. О душеполезности и вместе с тем чреватости помощи ближнему, искуплении, прощении и других высоких материях.
Сидел однажды понуро у дверей кафе жалкого вида парниша. Его как бы случайно заприметил добрый дядя, угостил горячим, денег немного дал и научил, как обеспечить себе стабильный, умеренно высокий и относительно легальный доход, играя в казино. Жизнь у парниши сразу же наладилась, а пару лет спустя он берет и влипает в идиотскую историю, грозящую повлечь за собой крупные неприятности.
История эта, кстати, никак с азартными играми не связана. И великолепная сцена, в которой безымянный персонаж Филипа Сеймура Хоффмана исступленно рубится в крэпс (это когда на стол с высокими бортами кости бросают), для сюжета фактически не важна, даром что на ней столь многозначительно заостряется внимание.
Дело в том, что Пол Томас Андерсон играет в собственную азартную игру, манипулируя зрительскими ожиданиями, повышая ставки и при этом блефуя. Вот в чем фокус: ожидания он, как правило, не превосходит, его картины всегда устроены гораздо проще, чем кажется, и тем не менее, благодаря уникальному умению вызывать безоговорочное доверие, он умудряется всякий раз оставаться в выигрыше. Потому-то и слывет крутым мастером.
Молодой школьный учитель, вынужденный прозябать в глухой австралийской дыре по причине несовершенства системы образования, дождавшись отпуска, тут же устремляется в Сидней, где ждут его море, пляж и дама сердца. Путь лежит через другую глухую дыру, населенный пункт с дивным названием Бунданиябба, или просто Ябба. Жители которого днями напролет хлещут пиво, а по вечерам собираются толпой в просторном зале, чтобы бросать монетки и делать ставки на орла или решку. Поддавшись порыву, наш герой спускает на эту древнейшую и примитивнейшую забаву все свои сбережения. После чего с головой бросается в бездну пьянства и разврата.
И снова поучительное кино о том, что азартные игры никогда до добра не доводят. Редкий экземпляр, между прочим: один из культовейших австралийских фильмов, считающийся отправной точкой австралийской новой волны, в свое время, несмотря на благожелательные отзывы в прессе и участие в конкурсе Канн, провалился в прокате, а затем и вовсе был на долгие годы утерян. Снял его отнюдь не австралиец, что интересно, а канадец Тед Котчефф – тот самый, который десять лет спустя явит миру «Рэмбо». Если же попытаться описать «Опасное пробуждение» посредством аналогий, то это как если бы Хантер Томпсон и Франц Кафка на пару сотворили вестерн про особенности национальной охоты на кенгуру. А потом бы его экранизировал режиссер «Рэмбо».
Ну и напоследок взглянем на индустрию азартных игр изнутри. Начинающий литератор, не так давно перебравшийся в Лондон из ЮАР, принимает заказ на роман о футбольных махинациях, но дальше заголовка у него что-то не идет, и он устраивается дилером в казино, благо опыт соответствующий имеется. А там знакомится с обворожительной смуглянкой, которая однажды попросит его об услуге.
Так вот, значит, как оно там изнутри. Довольно, надо сказать, скучно, монотонно, физически и эмоционально выматывающе. Деньги, фишки, тотальный контроль. За всем и всеми глаз да глаз. Нервная, словом, работа. Не говоря уже о соблазнах. Пожалуй, неслучайно изучать этот скрытый от посторонних глаз неприветливый мирок взялся создатель важного британского нуара «Убрать Картера» Майк Ходжис. Потому что в этом контексте как нельзя более уместна именно вот такая, апатично-флегматичная и беспристрастная, манера повествования, с апатично-флегматичным и беспристрастным героем по центру.
Один из немногих, к слову, хороших фильмов с хорошим актером Клайвом Оуэном. Сложно отделаться от мысли, что выйди «Крупье» лет так на 10-15 попозже, то был бы он сейчас в определенных кругах не менее почитаем, чем «Драйв» с Гослингом.
13 и 14 декабря в «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится долгожданная премьера сезона – постановка пьесы Максима Горького «На дне».…
Домохозяйка по имени Жанна умеет читать мысли и управлять электротехникой, чем успешно пользуется, выигрывая крупные суммы в покер и грабя…
В Театре Мимики и Жеста новая премьера, которую планируют привезти и в другие регионы страны. Инклюзивный спектакль на русском жестовом…
В первой части обширного материала, посвященного новейшему кино про Урал, мы рассказывали о лентах, увидевших свет за последний год. Здесь…
20 ноября на сцене Дворца на Яузе состоялась первая торжественная церемония вручения индустриальной премии «МедиаБренд», которая отмечает выдающиеся проекты в…
Телевидение как способ распространения информации неумолимо сдает лидерство, но как сегмент индустрии развлечений не устареет, наверное, никогда. Потому что от…