Спайку Ли – 65. На его счету целых два «Оскара», ни один из которых не отмечает его режиссуру и многочисленные почетные премии, не относящиеся к какому-либо конкретному фильму. Несмотря на то, что Спайк Ли стал одним из самых влиятельных режиссеров, мало кто знает его работы, за исключением того же «Клановца», который в 2019-м собрал россыпь наград, и драмы «Пятеро одной крови» (2020). Но ведь есть и другие причины познакомиться с главным афроамериканским режиссером современности.
Дебют Спайка Ли в полном метре. Денег у режиссера не было, так что снимал подобно Кевину Смиту с «Клерками» и Даррену Аронофски с «Пи» – в ч/б.
«Ей это нужно позарез» – комедия, ставящая с ног на голову гендерные стереотипы. Ее героиня, афроамериканская художница Нола из Бруклина, совершенно не стремится к браку и крутит романы сразу с тремя мужчинами, притом что они, наоборот, пропагандируют моногамию. Феминистский посыл в фильме опередил свое время и оказался очень актуальным 30 лет спустя. Неудивительно, что в 2017-м Ли запустил на Netflix одноименный сериал, продержавшийся два сезона.
Третья большая работа Ли (в 1987 году он снял не слишком удачную музыкальную комедию «Школьные годы чудесные») и самый большой его успех на старте карьеры. Да, он не получил за фильм ни одной награды, но участие в основном конкурсе Каннского кинофестиваля, две номинации на «Оскара» и четыре на «Золотой глобус» стали очень мощной заявкой.
Главный герой фильма – Муки (его сыграл сам Спайк), простой разносчик пиццы из Бруклина, – стоически сносит все унижения со стороны сына своего босса, причем по отношению ко всем афроамериканцам. Однажды его терпению приходит конец, и тогда Муки поднимает бунт. После выхода картины в прессе неоднократно звучало опасение, что она может спровоцировать реальные волнения.
Первая из четырех совместных работ Спайка Ли и Дензела Вашингтона, уже успевшего к тому моменту получить «Оскара» за «Доблесть» и номинацию – за «Клич свободы». В «Блюзе о лучшей жизни» Вашингтон сыграл известного джазмена Блика Гиллиама, который встречается сразу с двумя девушками, но, в отличие от Нолы из «Ей это нужно позарез», действительно хочет остаться с одной.
Однако Ли изменил бы себе, если бы даже в такой лирической и, в общем, вполне зрительской истории не высказался по поводу расовых и классовых конфликтов. Здесь это сделано на примере взаимоотношений между евреем (Джон Туртурро), владельцем джазового клуба, и чернокожими музыкантами. И тут несложно провести параллели с белым плантатором и его рабами.
Фильм, удостоенный двух наград Каннского кинофестиваля. Причем главная – Сэмюэлю Л. Джексону, который к тому моменту снялся более чем в двадцати фильмах, но впервые так громко заявил о себе. Главная же роль досталась Уэсли Снайпсу. Актер, больше знакомый по боевикам, здесь сыграл архитектора, который влюбляется в коллегу-италоамериканку (Аннабелла Шиорра). Оба встречают резкое неприятие их романа.
На примере этой истории Спайк Ли показывает, что межрасовые пары сталкиваются с проблемами с обеих сторон – и это не «Ромео и Джульетта» на новый лад. Потому что конфликт шире и глубже, и он способен разрушить даже самые крепкие связи.
Байопик Малкольма Икса – наверное, самый важный для Спайка Ли фильм. Бывший гангстер, проникшийся в тюрьме идеями ислама и превратившийся в лидера борьбы за права чернокожего населения Америки, всегда противопоставлялся другому борцу – Мартину Лютеру Кингу. Кинг проповедовал непротивление злу насилием, тогда как Малкольм Икс считал, что это война и все средства хороши. Даже самые радикальные. И Ли никогда не скрывал своих симпатий к последнему.
На заглавную роль режиссер вновь пригласил Дензела Вашингтона, и эта работа, полная страсти и ярости, вновь принесла актеру номинацию на «Оскара». И хотя, казалось бы, за 30 лет после событий в фильме пройден огромный путь, картина совершенно по-новому смотрится сейчас, когда по всем Штатам проходят демонстрации.
Даже спортивная драма о талантливом молодом баскетболисте в исполнении Ли получилась вовсе не классической историей преодоления и победы, а памфлетом об обществе потребления, где все продается и все покупается и деньги убивают любимую игру.
В центре сюжета – Джейк Шаттлсворт (вновь Дензел Вашингтон), отбывающий 15-летний срок за убийство жены. Под круглосуточным присмотром двух агентов и с датчиком слежения на ноге его ненадолго выпустили из тюрьмы. И лишь для того, чтобы он попытался уговорить своего сына принять приглашение университета, которому нужен такой перспективный игрок. Вуз находится под патронажем губернатора, и тот обещал скостить Джейку два года, если все получится.
На первый взгляд, здесь ничто не указывает на руку Спайка Ли. Достаточно сказать, что это первый фильм в подборке, герой которого – белый. Однако почему режиссер взялся за экранизацию дебютного романа Дэвида Бениоффа (будущего шоураннера «Игры престолов»), становится понятно на 38-й минуте, когда главный герой в исполнении Эдварда Нортона разражается 5-минутным монологом, полным ненависти ко всему и вся, что его окружало в родном Нью-Йорке. А на деле к самому себе. Нет сомнения, что эта страстная речь оказалась созвучна мыслям самого Спайка Ли.
Герой Нортона – наркодилер Монти, у которого остались 25 часов до того момента, как за ним приедут, чтобы отвезти в тюрьму на 7 лет. Это время он посвящает встречам с отцом (Брайан Кокс) и друзьями и с сожалением оглядывается на свою жизнь.
Однозначно самый коммерческий и далекий от всего, что он делал и до, и после, фильм Спайка Ли. Здесь нет привычной для него критики системы, расовых конфликтов и социальных проблем. Почерк режиссера выдают лишь Дензел Вашингтон в одной из главных ролей и некоторые фирменные приемы, как то, например, монологи на камеру, ломающие «четвертую стену».
Криминальный триллер построен на противостоянии изобретательного грабителя банка (Клайв Оуэн) и жесткого следователя (Вашингтон), который во что бы то ни стало хочет взять преступника живым и не допустить жертв среди захваченных им заложников. Дуэль усиливает появление третьей стороны в лице героини Джоди Фостер.
По правде говоря, эта картина – хоть и не самая неудачная в карьере Спайка Ли, точно самая слабая в данной подборке. Однако обойти вниманием попытку Ли снять американский ремейк одноименного корейского хита, получившего Гран-при жюри в Каннах, показалось неправильным. История жестокой и кровавой мести, снятая ровно за 10 лет до этого Паком Чхан Уком, слишком самобытна и замешана на азиатском менталитете, чтобы быть дословно переснятой в США. И тем интереснее челлендж, за который взялся Спайк.
Как и в оригинале, главного героя Джо Дюсетта (Джош Бролин) кто-то похитил и по непонятным ему причинам продержал в тесной комнатушке целых 20 лет. А потом почему-то отпустил. Джо исполнен жажды найти того, кто так с ним поступил, и отомстить. И в этом желании готов на все.
Последний до этого момента фильм Спайка Ли – его возвращение к истокам. Картина рассказывает реальную историю Рона Столлворта, который в 1960-е стал первым чернокожим следователем в своем полицейском участке и которому, конечно, пришлось столкнуться с откровенным расизмом со стороны коллег. В фильме также показаны митинги борцов за равноправие и неприкрыто негативное отношение к ним белых копов. Между тем «Черный клановец», как частенько бывает у Ли, сложносочиненное произведение, в котором хватает как драмы, так и комедии.
Собственно, ядро сюжета – почти анекдотичная история о том, как Столлворт, виртуозно подделывающий акценты, внедряется в местное отделение ку-клукс-клана родного Колорадо. Естественно, общается он с белыми расистами исключительно по телефону, а когда доходит до «развиртуализации», присылает вместо себя белого напарника Флипа Циммермана. Что тоже добавляет комизма, потому что коллега – еврей.
В рамках Московской международной недели кино состоится первый в России открытый аукцион кинореквизита. На торги, которые пройдут 26 августа на…
Тихий городок в Пенсильвании потрясла ужасная трагедия – однажды ночью 17 ребятишек из класса мисс Гэнди (Джулия Гарнер), широко раскинув…
Путешественники – люди, для которых дорога становится профессией и судьбой. Их путь ведет сквозь горные шторма, океанские просторы, снежные пустыни…
Российский рынок онлайн-видеосервисов продолжает расти поразительными темпами. Согласно последнему отчету аналитической компании TelecomDaily, за первые шесть месяцев 2025 года общая выручка легальных…
Мультсериал «Царь горы» неожиданно вернулся спустя 15 лет после закрытия, да еще и в концептуально обновленном виде. Теперь это анимационный…
Возрождение культовой пародии про лейтенанта полиции, кажется, само по себе звучит как шутка. Спустя три десятилетия после триквела с Лесли…