Все цвета расизма в творчестве режиссера «Черного клановца».
Спайку Ли – 65. На его счету целых два «Оскара», ни один из которых не отмечает его режиссуру и многочисленные почетные премии, не относящиеся к какому-либо конкретному фильму. Несмотря на то, что Спайк Ли стал одним из самых влиятельных режиссеров, мало кто знает его работы, за исключением того же «Клановца», который в 2019-м собрал россыпь наград, и драмы «Пятеро одной крови» (2020). Но ведь есть и другие причины познакомиться с главным афроамериканским режиссером современности.
«Ей это нужно позарез» (1986)
Дебют Спайка Ли в полном метре. Денег у режиссера не было, так что снимал подобно Кевину Смиту с «Клерками» и Даррену Аронофски с «Пи» – в ч/б.
«Ей это нужно позарез» – комедия, ставящая с ног на голову гендерные стереотипы. Ее героиня, афроамериканская художница Нола из Бруклина, совершенно не стремится к браку и крутит романы сразу с тремя мужчинами, притом что они, наоборот, пропагандируют моногамию. Феминистский посыл в фильме опередил свое время и оказался очень актуальным 30 лет спустя. Неудивительно, что в 2017-м Ли запустил на Netflix одноименный сериал, продержавшийся два сезона.
«Делай, как надо» (1989)
Третья большая работа Ли (в 1987 году он снял не слишком удачную музыкальную комедию «Школьные годы чудесные») и самый большой его успех на старте карьеры. Да, он не получил за фильм ни одной награды, но участие в основном конкурсе Каннского кинофестиваля, две номинации на «Оскара» и четыре на «Золотой глобус» стали очень мощной заявкой.
Главный герой фильма – Муки (его сыграл сам Спайк), простой разносчик пиццы из Бруклина, – стоически сносит все унижения со стороны сына своего босса, причем по отношению ко всем афроамериканцам. Однажды его терпению приходит конец, и тогда Муки поднимает бунт. После выхода картины в прессе неоднократно звучало опасение, что она может спровоцировать реальные волнения.
«Блюз о лучшей жизни» (1990)
Первая из четырех совместных работ Спайка Ли и Дензела Вашингтона, уже успевшего к тому моменту получить «Оскара» за «Доблесть» и номинацию – за «Клич свободы». В «Блюзе о лучшей жизни» Вашингтон сыграл известного джазмена Блика Гиллиама, который встречается сразу с двумя девушками, но, в отличие от Нолы из «Ей это нужно позарез», действительно хочет остаться с одной.
Однако Ли изменил бы себе, если бы даже в такой лирической и, в общем, вполне зрительской истории не высказался по поводу расовых и классовых конфликтов. Здесь это сделано на примере взаимоотношений между евреем (Джон Туртурро), владельцем джазового клуба, и чернокожими музыкантами. И тут несложно провести параллели с белым плантатором и его рабами.
«Лихорадка джунглей» (1991)
Фильм, удостоенный двух наград Каннского кинофестиваля. Причем главная – Сэмюэлю Л. Джексону, который к тому моменту снялся более чем в двадцати фильмах, но впервые так громко заявил о себе. Главная же роль досталась Уэсли Снайпсу. Актер, больше знакомый по боевикам, здесь сыграл архитектора, который влюбляется в коллегу-италоамериканку (Аннабелла Шиорра). Оба встречают резкое неприятие их романа.
На примере этой истории Спайк Ли показывает, что межрасовые пары сталкиваются с проблемами с обеих сторон – и это не «Ромео и Джульетта» на новый лад. Потому что конфликт шире и глубже, и он способен разрушить даже самые крепкие связи.
«Малкольм Икс» (1992)
Байопик Малкольма Икса – наверное, самый важный для Спайка Ли фильм. Бывший гангстер, проникшийся в тюрьме идеями ислама и превратившийся в лидера борьбы за права чернокожего населения Америки, всегда противопоставлялся другому борцу – Мартину Лютеру Кингу. Кинг проповедовал непротивление злу насилием, тогда как Малкольм Икс считал, что это война и все средства хороши. Даже самые радикальные. И Ли никогда не скрывал своих симпатий к последнему.
На заглавную роль режиссер вновь пригласил Дензела Вашингтона, и эта работа, полная страсти и ярости, вновь принесла актеру номинацию на «Оскара». И хотя, казалось бы, за 30 лет после событий в фильме пройден огромный путь, картина совершенно по-новому смотрится сейчас, когда по всем Штатам проходят демонстрации.
«Его игра» (1998)
Даже спортивная драма о талантливом молодом баскетболисте в исполнении Ли получилась вовсе не классической историей преодоления и победы, а памфлетом об обществе потребления, где все продается и все покупается и деньги убивают любимую игру.
В центре сюжета – Джейк Шаттлсворт (вновь Дензел Вашингтон), отбывающий 15-летний срок за убийство жены. Под круглосуточным присмотром двух агентов и с датчиком слежения на ноге его ненадолго выпустили из тюрьмы. И лишь для того, чтобы он попытался уговорить своего сына принять приглашение университета, которому нужен такой перспективный игрок. Вуз находится под патронажем губернатора, и тот обещал скостить Джейку два года, если все получится.
«25-й час» (2002)
На первый взгляд, здесь ничто не указывает на руку Спайка Ли. Достаточно сказать, что это первый фильм в подборке, герой которого – белый. Однако почему режиссер взялся за экранизацию дебютного романа Дэвида Бениоффа (будущего шоураннера «Игры престолов»), становится понятно на 38-й минуте, когда главный герой в исполнении Эдварда Нортона разражается 5-минутным монологом, полным ненависти ко всему и вся, что его окружало в родном Нью-Йорке. А на деле к самому себе. Нет сомнения, что эта страстная речь оказалась созвучна мыслям самого Спайка Ли.
Герой Нортона – наркодилер Монти, у которого остались 25 часов до того момента, как за ним приедут, чтобы отвезти в тюрьму на 7 лет. Это время он посвящает встречам с отцом (Брайан Кокс) и друзьями и с сожалением оглядывается на свою жизнь.
«Не пойман – не вор» (2006)
Однозначно самый коммерческий и далекий от всего, что он делал и до, и после, фильм Спайка Ли. Здесь нет привычной для него критики системы, расовых конфликтов и социальных проблем. Почерк режиссера выдают лишь Дензел Вашингтон в одной из главных ролей и некоторые фирменные приемы, как то, например, монологи на камеру, ломающие «четвертую стену».
Криминальный триллер построен на противостоянии изобретательного грабителя банка (Клайв Оуэн) и жесткого следователя (Вашингтон), который во что бы то ни стало хочет взять преступника живым и не допустить жертв среди захваченных им заложников. Дуэль усиливает появление третьей стороны в лице героини Джоди Фостер.
«Олдбой» (2013)
По правде говоря, эта картина – хоть и не самая неудачная в карьере Спайка Ли, точно самая слабая в данной подборке. Однако обойти вниманием попытку Ли снять американский ремейк одноименного корейского хита, получившего Гран-при жюри в Каннах, показалось неправильным. История жестокой и кровавой мести, снятая ровно за 10 лет до этого Паком Чхан Уком, слишком самобытна и замешана на азиатском менталитете, чтобы быть дословно переснятой в США. И тем интереснее челлендж, за который взялся Спайк.
Как и в оригинале, главного героя Джо Дюсетта (Джош Бролин) кто-то похитил и по непонятным ему причинам продержал в тесной комнатушке целых 20 лет. А потом почему-то отпустил. Джо исполнен жажды найти того, кто так с ним поступил, и отомстить. И в этом желании готов на все.
«Черный клановец» (2018)
Последний до этого момента фильм Спайка Ли – его возвращение к истокам. Картина рассказывает реальную историю Рона Столлворта, который в 1960-е стал первым чернокожим следователем в своем полицейском участке и которому, конечно, пришлось столкнуться с откровенным расизмом со стороны коллег. В фильме также показаны митинги борцов за равноправие и неприкрыто негативное отношение к ним белых копов. Между тем «Черный клановец», как частенько бывает у Ли, сложносочиненное произведение, в котором хватает как драмы, так и комедии.
Собственно, ядро сюжета – почти анекдотичная история о том, как Столлворт, виртуозно подделывающий акценты, внедряется в местное отделение ку-клукс-клана родного Колорадо. Естественно, общается он с белыми расистами исключительно по телефону, а когда доходит до «развиртуализации», присылает вместо себя белого напарника Флипа Циммермана. Что тоже добавляет комизма, потому что коллега – еврей.
Комментарии