2 декабря в Москве стартовал фестиваль авторского кино «Зимний». Фильмом открытия стала документальная лента «Балабанов. Колокольня. Реквием» – постановщица Любовь Аркус начала работу над ней за два года до смерти Алексея Балабанова. В итоге картина, создававшаяся как хроника съемок прощального шедевра Балабанова «Я тоже хочу», превратилась в самостоятельное произведение – уникальный портрет одного из главных режиссеров современной России. В честь этой премьеры мы собрали любопытные факты о жизни и творчестве выдающегося мастера, которые позволят взглянуть на него с неожиданной стороны.
Алексей Балабанов и Сергей Бодров-младший встретились на «Кинотавре» в 1996 году. Режиссер как раз придумал «Брата» и увидел на Сочинском фестивале «Кавказского пленника» Сергея Бодрова-старшего, где его сын играл вместе с Олегом Меньшиковым. Когда Балабанов встретил Бодрова, то с фильмом «все сразу встало на свои места».
«Денег у нас нет, ни фига у нас нет – в общем, все очень плохо, но будем снимать хорошее кино. Он меня убедил в этом, и я совершенно неожиданно для себя согласился», – вспоминал Бодров.
20 сентября 2002 года Бодров погиб во время схода ледника Колка в Кармадонском ущелье, где снимал свой новый фильм «Связной». На съемках работало множество друзей и соратников Балабанова, и он не мог себе простить, что не поехал на эти съемки. «Там должен был быть я», – говорил он. Гибель друга разделила жизнь Балабанова на «до и после».
«Смерть Сергея Бодрова была его собственной смертью, почти без всякого переносного смысла. Да, он еще прожил, сделал очень сильные картины, но какая-то его часть точно совершенно умерла. Его также отрубило этим ледником. Бодров был для Леши не актером, а альтер эго, двойником, младшим братом. Это была глубокая родственная связь»,– рассказывает продюсер Сергей Сельянов.
Доход с продаж видеокассет «Брата» позволил Балабанову снять «Про уродов и людей» – фильм, который не был рассчитан на широкую аудиторию. Эта история родилась у него, когда он смотрел старинные альбомы в антикварных магазинах. По словам актера Сергея Маковецкого, эти первые эротические фотографии XIX века были популярны среди дам высшего света. Изначально сценарий назывался «Ехать никак нельзя». Маковецкий сам предложил носить специальные линзы, чтобы у его героя Иоганна были холодные глаза.
Если «Брата» снимали практически без денег, то на продолжение продюсеры собрали приличный бюджет. Изначально Балабанов планировал, что действие второй части будет происходить в Москве, а третьей – в Америке. Позже режиссер решил, что получается скучно, и объединил идеи двух сиквелов.
По словам оператора Сергея Астахова, в США снимать было гораздо легче, чем в России.
«Если мы в Шереметьево снимали тайком, то в аэропорту Чикаго нам разрешили официально. Для сцены, где Данилу сбивает машина, улицу перекрыли за 125 долларов. «C 9 до 12 утра этот участок улицы ваш, делайте что хотите», – вспоминает Астахов.
Правда, знаменитый самопал Багрова американские пиротехники мастерить боялись, и оператору пришлось самому собирать оружие.
Помимо этого, в Чикаго Балабанов обнаружил огромную деревню, где традиционно живут украинцы. Там, по его словам, нашлись местные русскоязычные бандиты, которым очень нравилось сниматься в кино.
«Вот скажи мне, американец, в чем сила? Разве в деньгах? Вот и брат говорит, что в деньгах. У тебя много денег, и чего? Я вот думаю, что сила в правде: у кого правда, тот и сильней!» – знаменитая цитата из фильма «Брат 2».
Впоследствии Балабанов говорил, что фраза достаточно глупая, но ему почему-то понравилась.
«Сейчас бы я такую фразу не написал. Я сценарий написал за неделю или две. Надо было быстро снять, чтобы осень не прошла», – признавался режиссер.
У режиссера двое сыновей: Федор от первого брака и Петр от второго, с художником по костюмам Надеждой Васильевой. Балабанов говорил в интервью: слово «брат» – понятие сущностное и очень важное, кровная вещь. Это всегда было важно в России, а сегодня перешло в некую неважную форму, когда говорят «Здорово, брат!».
«Папа никогда ничего не прививал насильно, поэтому мы просто видели его и брали пример. Братские штуки во мне есть, поэтому я очень ценю своего брата. Это один из самых близких людей для меня на этой планете. Я уверен, что это влияние отца», – рассказал Федор.
Однако у Петра с братом долгое время отношения не складывались.
«Есть что вспомнить, и это главное. Много чего, и хорошего, и плохого. В основном наши отношения с братом до 16 лет моих не складывались удачно для меня. [Я был бит] сурово и мрачно», – делится Петр.
По словам Надежды Васильевой, Балабанов учил сыновей, что они друг у друга – самое дорогое.
«От жены можно уйти, а дети от вас могут уйти. А вы друг от друга никуда не денетесь, вы должны быть вместе. Это самое большое счастье для меня будет, если между вами не будет распрей».
«Леша был современный и бескомпромиссный режиссер. Это важно для профессии», – вспоминает Бодров-старший.
Многие коллеги отмечали, что Балабанов снимал крайне быстро. Так, фильм «Брат» отсняли в Петербурге за 31 съемочный день.
«Единственный режиссер, с кем мы заканчивали снимать раньше, чем нужно. Переработок не было, потому что Леша точно знал, что хочет. Он был уверен всегда, кто и откуда должен выйти, что сказать, куда поставить рельсы», – вспоминает Васильева.
Балабанов использовал ту музыку, которая привносит в изображение нечто иное. «Картинка – это одно, а картинка с музыкой – уже другое». Режиссер дружил с рок-музыкантами и показал зрителям многих из них. Настя Полева, Егор Белкин, Владимир Шахрин и Вячеслав Бутусов появлялись у Балабанова в киножурнале «Советский Урал» и короткометражках «Настя и Егор» и «У меня нет друга».
Лидер группы «Чайф» Владимир Шахрин, который, как и Балабанов, родился в Свердловске, догадывается, почему песни его коллектива ни разу не звучали в фильмах Балабанова.
«Мы слишком оптимистичны для Алексея, слишком добряки. Леха был пессимистичным человеком всегда. Не помню, чтобы он когда-либо веселился или хохотал».
По словам друга Балабанова, в первоначальном сценарии «Брата» Данила Багров убивал людей за то, что им не нравилась группа Nautilus Pompilius. А Сельянов в «Брате 2» хотел «напихать музыки столько, сколько влезет».
Сергей Маковецкий считает, что Балабанов всегда точно принимал решения на съемках: «У него не было случайных мизансцен, случайных интерьеров, случайных мест съемок». При этом детали «просто так» его не интересовали. «Что-то должно было быть такое, как не у всех, нетрадиционное».
Например, Васильева нашла для героя Маковецкого воротнички, сюртук, жилетку и бабочку, сделанные в начале XX века, а сцены «Войны» снимали в настоящем зиндане, который специально вырыли для съемок. Туда кинематографисты накидали грязи, острых камней и постоянно лили воду.
В 2000 году Балабанов отправился снимать экранизацию произведения Вацлава Серошевского «Предел скорби». 20 ноября близ города Кандалакши Мурманской области машина, в которой находились Балабанов, Васильева, их сын Петр, оператор Сергей Астахов, монтажер Марина Лепартия и исполнительница главной роли Туйара Свинобоева, слетела в обрыв. Свинобоева погибла, а все остальные получили травмы разной степени тяжести. Балабанов не стал заканчивать фильм и спустя два года смонтировал из материалов короткометражку. По словам Васильевой, авария случилась из-за легкомыслия.
«Они [находившийся за рулем Астахов и Балабанов] выпендривались друг перед другом, на нас с Петей и Мариной им было глубоко до фонаря. Была большая скорость, чтобы показать работу тормозов, но из-за поворота на нас выскочила машина, Сережа дал по тормозам, и мы слетели в обрыв».
После гибели Бодрова Балабанов не снимал три года. «Жмурки» он поставил по сценарию бывшего футболиста Стаса Мохначева. Фильм стал первой комедией в фильмографии режиссера.
«Там все артисты, в общем-то, кривляются, это специально сделано. Я комедии никогда не снимал, не умею это делать. Говорят, что смешно получилось», – рассказывал впоследствии Балабанов.
В «Жмурках» даже маленькие роли играли известные актеры. Кредит доверия к режиссеру был исключительно высок, и все хотели участвовать. По словам Сельянова, без звезд кино лишилось бы своей фишки. Дмитрий Дюжев сначала отказался от роли бандита Саймона, потому что не хотел сразу после «Бригады» играть криминального персонажа. Однако Балабанов позвонил актеру и попросил не спешить с решением. Режиссер позвал Дюжева домой и показал ему огромную коллекцию пластинок, рассказывая о любви Саймона к музыке.
Лидеру группы «Чайф» Владимиру Шахрину «Жмурки» не понравились. Однако, пересмотрев картину несколько раз, музыкант понял, что никто до Балабанова не адаптировал британский черный юмор для российской действительности.
«Это наш ответ Гаю Ричи – «Карты, деньги, два ствола», только очень по-русски», – считает Шахрин.
«Война» стала дебютом для Алексея Чадова. Актер вспоминает, что на картине прошел курс молодого бойца. Во время съемок 20-летний Чадов чуть не утонул в горной реке и после этого отказался сниматься.
«Балабанов сказал мне: «Ты знаешь, Леш, я хочу снять кино настоящее, как вот эти камни и горы. Ты неправильно сделал. Все считают тебя героем, а ты сдался. Не по-мужски это». Я разозлился, прикрутил себя к плоту, уже знал, как держаться, как упереться. Говорю, давайте свой плот, поехали!» – делится актер.
Партнер Чадова, британец Иэн Келли, также говорит, что на съемках приходилось сталкиваться с опасностью.
«Балабанову нравился реальный страх в глазах актеров».
Балабанов дико удивлялся, если артисты отказывались или капризничали из-за роли. Так, по словам Маковецкого, режиссер обиделся, что тот засомневался насчет роли профессора научного атеизма в фильме «Груз 200». Маковецкого смутил противоречивый и жестокий сценарий триллера.
«Я набрался наглости позвонить Балабанову. «Леша, мне не хочется, чтобы ты это снимал». Какое я имею право? Кто я такой? Он сказал: «Ты прав, я даю тебе несколько дней на размышления». Я утром проснулся и понял, что готов работать. Звоню ассистенту по актерам, и вдруг она мне говорит, что вчера Балабанов взял другого артиста (профессора сыграл Леонид Громов, – КР). Может быть, обиделся. Но в результате мне все равно пришлось озвучить этот фильм».
Настоятель храма Архангела Михаила в Угличе отец Рафаил (в миру – Сергей Симаков) подружился с режиссером в конце нулевых. Они часами разговаривали по телефону, и Балабанов часто ездил к нему в Углич. Режиссер познакомился со священником на съемках «Морфия», сценарий которого написал Сергей Бодров. Балабанову было важно реализовать замысел друга, и для него «Морфий» был личной картиной.
Отец Рафаил участвовал в создании картины «Я тоже хочу» – последней работы Балабанова. Снимая ее, он предчувствовал, что скоро умрет. В фильме о поисках мистической Колокольни Счастья постановщик сыграл умирающего режиссера.
«Меня родили в совершенно христианской верующей семье. Я с папой часто ходил в церковь. Он много рассказывал о Боге и религии», – вспоминает Петр Балабанов.
Отец Рафаил называл Балабанова православным русским режиссером.
С 2 по 5 декабря Санкт-Петербург будет принимать гостей VIII Международного кинофестиваля «Влюбленные в искусство». В этом году в программу…
Снять фильм – не раз плюнуть. Ведь помимо финансов нужно найти достойную команду и актерский состав, не говоря уже о…
Как говорится, талантливый человек талантлив во всем. Зрители знают Эмира Кустурицу прежде всего как талантливого режиссера, подарившего нам такие замечательные…
С 18 по 27 октября Санкт-Петербург принимал гостей фестиваля «Послание к человеку», который собрал кинематографистов со всех уголков света. Однако…
Немногие найдут Уганду на карте Африки. И не каждый отважится махнуть в эту страну, одну из беднейших в мире, в…
Смерть порою кардинально меняет жизнь. Причем не только того, кого она постигла, но и окружающих. После смерти жизнь нередко становится…