Фото: Екатерина Цветкова
На Новой сцене МХТ имени Чехова представили «Русалку» – очень музыкальный эскиз Максима Меламедова по мотивам Пушкина. Короткий, чуть больше часа, спектакль появился благодаря лаборатории «АРТХАБ», чьей основной темой в прошлом году стал юбилей русского гения. Однако при всей целостности – режиссер взял на себя смелость дописать финал, который поэт оставил незаконченным, – в постановке сохранилась необыкновенная легкость.
Камерное пространство наполнено свежим воздухом: сюжет переносит зрителя на берег реки (вместо Днепра – Кама), и этот бесконечный простор явственно ощущается. В нем даже ошибка приобретает особенную поэтичность: после пресс-показа Олег Гаас признался, что при первом появлении случайно опрокинул железное ведро, оступившись в темноте. Но даже в этом неловком движении проявился новый смысл: его герой – чужак, и в спокойное место, безраздельно принадлежащее только дочери (Маргарита Якимова) и ее отцу-мельнику (Валерий Трошин), он способен лишь накликать беду.
Гаас выводит молодого князя «несчастным негодяем», поддавшимся искреннему порыву, но затем выбравшим недостойный путь, полный обмана и самообмана. И наказание для него – не столько сводящее с ума проявление сверхъестественного, сколько собственная совесть, заставляющая в ужасе сбежать от другой невесты (Полина Романова), оставив ее в полнейшем смятении. Дополнительный объем простой, в общем-то, фабуле придает извечная тягость девичьей доли: новоиспеченной княгине только и остается, что безропотно соглашаться с чужими решениями. Единственное ее право – «горе горевати», так, как делали ее мать, бабка и прабабка.
Русалка, в свою очередь, это право не то решительно отвергает, не то доводит до чудовищной крайности. Якимова превращает свою героиню в стихию: она росла вольготно и не привыкла скрывать чувств. И хотя воле отца, воспитавшего ее в одиночку, она покоряется из уважения и глубокой привязанности, девушка рвется к самостоятельной жизни. Освещенной, конечно, подлинным чувством.
В смешном чепчике и круглых очках она кажется не столько неразумным еще ребенком, сколько сознательной отсылкой к герою другого спектакля Меламедова – Сганарелю, полному такой же наивности и безусловной любви ко всему, что на земле создал Бог. Обе постановки роднит и страшный мотив – их ключевые герои, не думая, почти бессознательно переступают границу жизни и смерти. Дон Жуан – из непомерной гордыни, Русалка – из страшного отчаяния. И вновь режиссер раскачивает эмоциональные качели, заставляя актеров проявлять весь спектр чувств. И в пространстве, где увидеть глаза исполнителей можно даже с последнего ряда, это резкое переключение – большой вызов.
Вот развеселая свадьба, где пушкинский слог неожиданно приобретает современное звучание, прерывается заупокойным мотивом, и взгляд князя, на мгновение ставший лихорадочным, стекленеет. Вот утешения матери (Алена Хованская) трансформируются в тревожную, но совсем не заунывную песню о том, как важно навещать близких. Она остается гимном жизни даже вопреки припеву, где поется о заросшей могильной тропе: пока мы не ушли в мир иной, ничто не кончено.
И эта музыкальная русская традиция, которая только подсвечивает пушкинское наследие, впитавшее в себя народный фольклор, пробирает до мурашек. Авторский текст тоже мелодичен: слова безутешного отца практически не разобрать – в такую горестную вереницу они сливаются, но зато сильна в их звучании неподдельная эмоция.
Песня остается и единственным способом Русалки повлиять на живых. Девушка наблюдает за происходящим, вынашивая планы мести, но вновь проникается любовью и жалостью к тем, кого уже не может коснуться. Способна она разве что обозначить свое присутствие. И если поначалу князь смотрит на возникшее перед его лицом перо как на смертоносный клинок, впоследствии оно несет окружающим только успокоение.
Меламедов вообще прекрасно работает с аллегориями: в случае с пером мгновенно считывается и отсылка к Александру Сергеевичу. Двойное назначение здесь у многих предметов: у артистов на сцене не так много вспомогательных инструментов, поэтому они используют любые подручные средства, превращая их в мощные символы, – тряпичных кукол, оставленные на берегу туфельки или удочки, взмах которых разрезает воздух, словно хлыст. Один из таких будничных ударов ненароком разобьет что-то очень важное и хрупкое.
Особое значение имеет и освещение – то призрачно холодное, в котором Русалка, перебирающая длинные волосы, действительно смотрится утопленницей, то теплое, словно идущее от лучины или домашнего очага. Работа художника по свету (Олег Курченков) позволяет воспринимать происходящее, словно ожившую картину, а фактурные детали – свадебные венки, кружевные платья и украшения, выхваченные из разлитой по сцене темноты, – автоматически притягивают взгляд.
Эффектны и жесты: в одной сцене Русалка не просто обнимает возлюбленного, а будто оплетает бесконечно длинными руками. В другой он же, не разрывая пылкий поцелуй, продолжает спешно одеваться, и при всей лиричности момента на выходе получается почти пантомима. Особым ритуалом становится заплетание кос – очевидный акт родительской любви, неотделимой от тревоги. Так, в самое сердце бьет зеркальная сцена с Русалкой и Княгиней, за которыми стоят отец и мать. И каждый из них погружен в печальные думы о том, что уже не исправить.
Очевидно, что «Русалка» зажила своей жизнью, и в дальнейшем в ней возникнут – либо окончательно проявятся – и другие находки. Тем более что сам постановщик называет свою новую работу историей бесфинальной, а значит, подразумевающей дальнейшую трансформацию. Для актеров станет привычным необходимый эмоциональный объем. И возможно, чуть изменятся мизансцены: компактность пространства и близость к зрителю все-таки накладывают некоторые ограничения. Например, в определенные моменты одни герои полностью перекрывают собой других. И при условии, что следить хочется за каждым их взглядом и вздохом, невозможность это сделать вызывает искреннее огорчение.
Фестиваль «Фабрика Станиславского», который в этом году окончательно встал на образовательные рельсы, открылся спектаклем «На дне. Версия XXI A.D.». Его…
Съемочная группа проекта «Трудно быть богом» в количестве 86 человек благополучно эвакуировалась из Ирана, по территории которого Израиль накануне нанес…
По случаю 100-летия «Артека», которое в этом году широко отмечается, телеканал «Мосфильм. Золотая коллекция» провел исследование с целью выяснить, какие…
«Человек падает с 50-этажного небоскреба и во время полета подбадривает себя: «Пока все хорошо, пока все хорошо…» Но важно не…
Пародийная фантастическая комедия Мэла Брукса «Космические яйца» спустя 40 лет получит прямое продолжение. Премьера сиквела назначена на 2027 год. К…
Жизнь косматого разгильдяя Гришки (Юрий Вершинин), кажется, идет под откос – из универа отчислили, дама сердца ушла восвояси, да и…