Встретились как-то хасид, католик, имам и сикх... Это могло бы стать началом анекдота, но послужило основой для уникальной комедии, в которой религиозные и этнические разногласия преодолели в танце.
Для танго, как известно, нужны двое, а танго втроем – нечто из области обоюдоострых любовных треугольников, но режиссер Гэбриел Болонья опрокинул на танцевальный паркет привычные представления о границах жанров, религий и принципов. Дабы пафос инклюзии не вознесся слишком высоко от зрителя, в качестве продюсера был приглашен Джоэл Цвик, снявший «Мою большую греческую свадьбу» и, разумеется, без женитьбы здесь не обошлось.
Ортодоксальный хасид (Йос Лэниадо), которому запрещено прикасаться к женщинам кроме жены, и профессиональная танцовщица (Карина Смирнофф) – не окажись каждый из них в кризисе финансовом, личном, духовном, – они никогда бы не встретились. Как во многих танцевальных фильмах – в центре сюжета здесь участие в конкурсе, где на кону – больше, чем победа. Пока герои разучивают движения, им и зрителям предстоит научиться гораздо более важным вещам, способным существенно улучшить жизнь и мир, проиграть которые куда более драматично.
Фильм успешно путешествует по международным фестивалям под названием «Танго Шалом», но российские прокатчики, переназвав его «Руки прочь!», видимо, решили обыграть тему тотальной социальной антитактильности. А между тем, «шалом» – это мир, и фильм поистине увлекает в пляс мировые неразрешенные вопросы веры, нетерпимости и разногласий. Неслучайно, распространению кинокартины содействует ЮНЕСКО. Ошибочен, однако, поспешный вывод, что «Руки прочь!» относится к фильмам о толерантности, для просмотра которых нужно запастись изрядной долей терпения. Это броская, динамичная, и, несмотря на название, исключающее прикосновения, трогательная комедия поистине ручной выделки.
«Руки прочь!» – семейный фильм в полным смысле слова. В нем снялись родители режиссера – Джозеф Болонья (соавтор сценария), для которого роль священника стала последней, и превосходная комедиантка Рене Тейлор, а также его сестра-кинокомпозитор Зизи Болонья, составившая феерический саундтрек, в котором переплелись клезмер, латиноамериканская музыка и – впервые в кино – хор Ватикана. Братья по жизни Йос и Клаудио Лэниадо сыграли братьев и на экране. Именно Йосу во время танцев в синагоге пришла идея фильма о танцующем раввине и о преодолении кажущихся неразрешимыми противоречий.
Желание снимать кино не только со сверхзадачей, но миссией, стало основой для кинокомпании братьев, беженцев из Египта, которым пришлось скитаться по Европе и США. Фирму назвали Convivencia Forever Films – дословно «Сосуществование навсегда», отсылая к периоду испанской истории, когда христиане, мусульмане и евреи жили в относительном мире. Эта же мысль становится центральной и для «Руки прочь!», балансирующего между самоироничным фаном и безобидной профанацией, ведь среди его консультантов – представители четырех мировых религий.
Легкий, как воздушный шар (тоже персонаж сюжета, потомок культовой короткометражки Альбера Ламориса), фильм дает повод для искреннего смеха и стремится быть поучительным, а не поучающим. Поднявшись над бытовым, но не возносясь в высокодуховное, он парит на собственной высоте воодушевления. И все у него, как и у героев, вытанцовывается.
Комментарии