Что любопытного можно узнать, внимательно изучив эфирную сетку.
Если долго вглядываться в бездну отечественного телевидения, можно узнать много интересного. «КиноРепортер» решил внимательно изучить сетку вещания крупнейших телеканалов, чтобы выяснить, что за контент они чаще всего производят и какие форматы передач сейчас востребованы.
За рамками исследования остались художественные фильмы и сериалы, выпуски новостей и каналы «Звезда» и «Матч ТВ» в силу однородности их контента. Остальные передачи 10 каналов – это Первый канал, «Россия-1», НТВ, ТНТ, СТС, РЕН ТВ, Пятый канал, «ТВ Центр», «Домашний», «Пятница» – посчитали и распределили по тематическим категориям. При этом учитывались только актуальные программы (которые шли в эфире на момент подготовки номера).
Оказалось, что больше всего на отечественном ТВ производится познавательного контента, включая документальные проекты. Его настолько много, что даже точное количество отдельных единиц подсчитать проблематично, поскольку, например, новые выпуски некоторых документальных циклов могут выходить не регулярно, а спорадически.
Любопытно, что среди юмористических шоу наибольшим спросом пользуются «Уральские пельмени», обгоняя по рейтингам и КВН, и какой-нибудь Comedy Club. Тогда как в музыкальном сегменте на первом месте не хитовые, казалось бы, «Голос. Уже не дети» и «Ты супер! Суперсезон», а более народные «Песни от всей души».
Некоторые шоу попали сразу в две категории. Именно поэтому «Битва шефов» («Пятница») встречается дважды: это передача и про еду, и про состязания, или «Угадай мелодию» про музыку и соревнования.
Кроме того, весьма симптоматично, что в сегменте интеллектуальных шоу и викторин «Поле чудес» легко обходит «Что? Где? Когда?». Неординарная ситуация с каналом «ТВ Центр»: познавательных передач и документальных проектов там выходит тьма, но их смотрит так мало людей, что данных по рейтингам у них попросту нет.
Что еще любопытного можно почерпнуть, изучая эфирную сетку? Например, формат тревел-шоу претерпевает весьма характерные метаморфозы. В передачах про путешествия все чаще речь идет о внутреннем туризме, и все чаще наши необъятные просторы рассматриваются в контексте того, что и где можно вкусного съесть: «Повара на колесах» Первого канала, «Формула еды» на «России-1», «Поедем, поедим!» на НТВ, «100 мест, где поесть» на СТС и «Гастротур» на «Пятнице».
Важно отметить, что развлекательный контент нынче по всем показателям уступает серьезному: в топе прежде всего итоговые еженедельные информационно-аналитические программы. А одной из самых рейтинговых развлекательных программ осени стала трансляция большого праздничного концерта «Россия – Донбасс – Новороссия» на «России-1».
Вместе с тем аудитория песенных конкурсов, перипетии которых так любят обсуждать в СМИ, вовсе не так широка, как может показаться. То же можно сказать и о приключениях звезд в разных труднодоступных местах: «Новые звезды в Африке» привлекают на самом деле куда меньше внимания, чем те же «Уральские пельмени».
Одно можно сказать точно: российское телевидение меняется на глазах. И наблюдать за этим очень занимательно.
Комментарии