Жанровое кино в России продолжает, несмотря ни на что, процветать и плодоносить. Увы, зачастую это происходит незаметно для массового зрителя. Так, мало кто знает, что за 2025 год на российские экраны вышло как минимум два фильма ужасов про умный дом и один – про умный лифт. А также фолк-слэшер с Артемием Лебедевым, православный мистический хоррор с Сергеем Безруковым и многое другое, не менее любопытное. Включая шаманский неонуар из Хакасии. Обо всем этом мы сейчас и расскажем.
Выгоревшую на работе гениальную айтишницу отправляют в принудительный отпуск. Она снимает в какой-то экзотической стране шикарный дом, а дом тот оказывается умный. Даже слишком. Со встроенным голосовым помощником. Свою гостью он подвергает абьюзу, газлайтингу и харассменту, а также накачивает наркотиками и натравливает на нее стаю хищных дронов. Зачем, спрашивается, кому-то строить такой умный дом? Хороший вопрос. И ответ на него вас, скорее всего, немало удивит.
Вообще спятившие умные дома и вредные голосовые помощники – это даже по меркам российского кинематографа тема заезженная. Тем не менее создатели фильма «ON и Она» умудрились найти к ней небанальный подход. Фильм этот только прикидывается очередным технохоррором, чтобы в финале внезапно обернуться настоящей одой прогрессу и людям, которые его двигают вперед. С тем посылом, что если вас изнасиловал робот, то не спешите огорчаться, ведь это не преступление, а невероятный прорыв в области робототехники.
Компания старых друзей приезжает коллективно отдохнуть в загородный дом. А дом тот (да, опять) оказывается умный. Со встроенным голосовым помощником. Вернее, помощницей. Которая их внутри запирает и предлагает сыграть в игру. Цель игры – выяснить, кто из собравшихся убийца. Для чего каждый должен пройти определенное испытание, непременно сопряженное со смертельной опасностью и раскрытием какой-нибудь страшной тайны. Опять же: зачем кому-то строить такой умный дом? Как ни странно, примерно затем же: ради прогресса и во благо человечества.
Итого фильм с важным видом пытается быть одновременно психодрамой, технохоррором и герметичным детективом. Но то и дело выдает глупости вроде «я ее не убивал, а нашел ее уже мертвой и решил на всякий случай выбросить с балкона, а то мало ли чего». И лишь к третьему акту наконец бросает корчить из себя непонятно что и дает оголтелого кровавого угара, с отрубанием конечностей и крушением черепов. Сразу вот так нельзя было? К чему весь этот несуразный выпендреж? Еще и песню «Белые кораблики» зачем-то из небытия выудили, лежала себе всеми забытая 20 лет, никого не трогала.
К шаману, проживающему в скромной хижине где-то посреди сибирской тайги, ходят люди и излагают свои заветные желания. Сам шаман желания не исполняет, их исполняют духи, которым он просьбы передает, а те, в свою очередь, выдвигают ответные требования. Причем требования могут быть самыми разными. Как правило, это что-нибудь неочевидное, странное, аморальное, а то и вовсе противозаконное. Вплоть до душегубства. Но люди все равно упорно раз за разом идут на сделку с духами, что ничем хорошим для них не заканчивается.
Встречайте: мистический неонуар в антураже сибирской готики из Хакасии. Несколько сюжетов хитро переплетаются между собой, образуя единую историю в первую очередь криминального свойства. Вместе с тем развиваются сюжеты преимущественно за кадром, а действие сосредоточено в шамановой хижине. Мистическая составляющая поэтому как бы отодвинута на второй план, но подана максимально аутентично: автор фильма – дипломированный историк и специалист по шаманизму. Плюс в касте есть, например, выпускник «Фабрики звезд», а саундтрек собран из композиций Nytt Land. Дивная экзотика.
Кучка юных видеоблогеров, один противнее другого, приезжает в только что открывшееся тематическое экопоселение, чтобы совместить приятное с полезным: потусоваться вдоволь, контента напилить и заодно обогатиться знаниями о древней русской культуре. О всяких там потусторонних монстрах, в частности, и связанных с ними поверьях. Как вдруг, в разгар веселья, кто-то интернет-селебрити принимается по очереди жестоко истреблять.
Стартует фильм бодро – сценой, в которой Хофманнита получает вилами в лицо. Что выглядит здорово, даже если вы (к счастью для вас) не знаете, кто такая Хофманнита. Правда, следующий час проходит довольно уныло, в выяснениях отношений между видеоблогерами. Тогда как под истребление оных выделены последние минут двадцать. Такой себе, в общем, средней руки слэшер. Зато вместо стандартного маньяка в маске здесь орудуют персонажи русского фольклора. Одного из которых играет целый Артемий Лебедев.
В одной якутской деревне у девушки родился мертвый ребенок. Что повлекло за собой трагические события. Спустя годы в ту же деревню, изрядно опустевшую, возвращается после долгого отсутствия главный герой. И обнаруживает, что в его доме поселился призрак. В связи с чем он начинает предпринимать некоторые меры. Включающие проведение заупокойных обрядов и употребление сомнительного происхождения и химического состава галлюциногенные жидкости.
Сюжет у якутского фолк-хоррора «Кукушка» довольно простой, но большую его часть приходится додумывать самостоятельно. Поскольку сам фильм не утруждает себя налаживанием вербальной коммуникации со зрителем, опираясь больше на визуальные образы и звучащий фоном тревожный эмбиент. При этом и образы – достаточно выразительные, жуткие, концептуально черно-белые, и саундтрек в тему. Так что можно вовсе ничего не додумывать, а прямо так залипать, тоже будет неплохо.
Ветеран войны возвращается в родную деревню и с порога выясняет, что жена его куда-то пропала, а сын якобы одержим дьяволом, и поэтому в округе последнее время творится что-то страшное. Даже священник из церкви носа не показывает – настолько все запущено. Дело-то, понятно, вовсе не в сыне, но дьявол точно где-то поблизости бродит. Солдат твердо решает во всем разобраться и во что бы то ни стало дать отпор поселившемуся по соседству коварному злу.
Еще один черно-белый мистический хоррор, с претензией (вполне обоснованной, впрочем) не только на высокохудожественность, но и на глубокомысленность. Но на этот раз православный. Про то, как Сергей Безруков прогоняет лукавого. Который, в свою очередь, предстает в обличье в том числе Никиты Кологривого. Хотя куда эффектнее в кадре беснуется Виктор Сухоруков. Кое-что додумать снова придется, но и без того понятно: кино в высшей степени душеполезное. С замахом на культ, что с учетом контекста предполагает грешноватую двусмысленность.
Пара молодоженов, состоящая из безработного музыканта и дочери кого-то очень богатого, застревает в лифте одного из небоскребов Москвы-Сити вместе с подозрительным мужиком. И вот сидят они, значит, в этом лифте, и тут мужик им говорит: вы моего сынишку убили, и за это я вам сейчас буду мстить. И как давай их мутузить, тем мотивируя в содеянном признаться. А молодожены ни в какую признаваться почему-то не хотят, упрямо твердя, что ни при чем.
Если вы всегда хотели посмотреть, как Егора Крида бьют по лицу, то скорее включайте фильм «Вниз». В нем Егора Крида не просто бьют по лицу. В нем Егора Крида бьют по лицу внутри умного (без встроенного голосового помощника, правда) лифта, а еще отпаривают, топят в воде и пытают шлягером «Любимка». На пару с ни в чем не повинной Анфисой Черных. Кроме того, следует отметить, что слово «сука» в фильме «Вниз» звучит так часто, что за автора, Марюса Вайсберга, становится как-то беспокойно. Может, случилось у человека чего. Может, помощь какая нужна.
Успешный хоккеист привозит молодую любовницу в свой коттедж, расположенный посреди бескрайних красот Карелии. Вскоре туда же прибывают его брат-футболист и агент обоих спортсменов. Брат-футболист любовницу брата-хоккеиста насилует. После чего, слово за слово, все трое мужчин, которые по совместительству являются заядлыми охотниками, открывают на нее охоту. Однако барышня, которая по совместительству является ветеринаром (допустим, это важно), сдаваться не намерена, а намерена отчаянно сражаться за свою жизнь.
Внезапно! Русский ремейк дебютной работы видной французской экстремалки Корали Фаржа. «Трофей» некоего Михаила Бабченко – буквально та же «Выжившая» означенной Фаржа. Разве что с маленьким вкраплением фолк-психоделики и с поубавленным градусом экстремальности. Брутальный триллер категории «месть за изнасилование», в котором поруганная девица в стиле Рэмбо мочит гадких мужчин. Притом не так уж дурно изготовленный. Даром что Михаил Бабченко – совсем не Корали Фаржа. Хотя кто его, Михаила Бабченко, знает.
Замыкает парад отечественных кинематографических кошмаров 2025 года самый во всех возможных смыслах кошмарный кошмар. За авторством широко известного в узких кругах андеграундного деятеля Арсения Гончукова. «Внутри каракурта» – фильм про пандемию коронавируса. И это все, что можно о нем определенного сказать. Поскольку в нем в принципе ничего определенного не содержится. А содержатся в основном разного рода сюрреалистические мерзости.
Есть сцена, в которой двое сидят друг напротив друга со вспоротыми животами и друг друга с аппетитом едят, отщипывая по кусочку. Есть сцена, в которой происходит расчленение женщины живьем прямо во время секса. Ну и всякое тому подобное также есть. Все это притом сопровождается намеками на какую-то сатиру и вообще очень многозначительно. Но, как и практически все многозначительное, вряд ли действительно что-то значит. В данном случае оно, пожалуй, и к лучшему.
Прославленный французский кинодеятель Пьер Ришар вернулся к режиссуре после 28-летнего перерыва. При том что ему минувшим летом исполнился 91 год.…
«Киллер Джо», один из ранних спектаклей Петра Шерешевского в петербургском КТМ, с аншлагами играется уже восьмой год. Дело, пожалуй, в…
Грядущие новогодние каникулы обещают стать рекордно прибыльными для кинопроката. Такой оптимистичный прогноз сделала директор по репертуарному планированию сети кинотеатров «Синема…
Американский актер Иэн Армитедж, известный главным образом ролью молодого Шелдона Купера в сериале «Детство Шелдона», поделился в запрещенной соцсети своими…
Многие в юности уединялись в своих комнатах, чтобы бренчать на гитаре, прятаться от бесконечных телефонных звонков и искать вдохновение в…
Ремейк – дело тонкое, и мы часто ругаем фильмы, которые задействуют неоригинальный сюжет: ведь кажется, что новых идей по сравнению…