Количество новых российских проектов – будь то полнометражные блокбастеры или сериалы – растет как на дрожжах. Возросли и требования зрителей к их качеству. Вопрос о том, где все это снимать, не стоит: «Мосфильм» готов решать задачи практически любой сложности. С 20 апреля 1998 года генеральным директором и председателем правления киноконцерна является Карен Георгиевич Шахназаров. Чем живет сегодня крупнейшая отечественная студия? Что ждет ее завтра? Чтобы оценить всю мощь возможностей и перспективы развития, «КиноРепортер» побывал на экскурсии по территории концерна.
Официальная история «Мосфильма» началась в 1924 году, когда на экраны вышел фильм «На крыльях ввысь», снятый в киноателье на Житной улице. Спустя 3 года развернулось строительство масштабного комплекса на Ленинских горах, где разместили все необходимые цеха. Однако самые значительные и очевидные преобразования произошли на студии за последние 20 лет – когда были отреставрированы пришедшие в упадок павильоны и запущены собственные производственные базы.
В октябре 2023 года кинодеятелям и гостям студии представили 17-й павильон и киноконцертный комплекс с четырьмя кинозалами. Параллельно ведется технологическое и коммунальное обновление всех цехов. Это неудивительно, учитывая, что работа на «Мосфильме» часто ведется круглосуточно. И речь идет не только о самих съемках, хотя ежегодно на студии снимаются десятки художественных картин и телевизионных проектов, включая такие популярные, как «Голос» и «Танцы со звездами».
Работа проведена настолько масштабная, что каких-то дополнительных расширений в ближайшее время не предвидится.
«Новое строительство мы точно не планируем – в этом нет необходимости. А если и потребуется, то, поверьте, нескоро. Не стоит забывать о том, что «Мосфильм» постоянно модернизируется в части технологий – свет, кинооборудование, звук и прочее. Это большая работа, которая, может быть, на первый взгляд и не очень заметна. Но профессионалы киноиндустрии меня поймут», – подчеркивает генеральный директор концерна Карен Шахназаров.
Направлений действительно бессчетное количество: озвучивание и дубляж, монтаж, написание музыки, изготовление реквизита и оружия… Кроме того, напрокат выдается техника, а павильоны и натурная площадка сдаются в аренду. В праздники на «Мосфильме» проходит традиционная «Киноелка», и каждый год в конце января павильон распахивает двери для гостей и номинантов «Золотого орла».
Журналистов иногда пускают в святая святых, где они могут не только оценить техническую мощь концерна, но и расспросить актеров, режиссеров, продюсеров и звукорежиссеров о том, что они только что увидели. Так, например, было накануне премьеры фильма «Союз спасения» (2019), сериальная версия которого вышла на Первом канале под новым названием «Время гнева».
В 7-й студии Dolby Atmos, где проходила перезапись картины, показывали несколько зрелищных эпизодов, после чего дали возможность пообщаться с целой россыпью присутствующих звезд, среди которых были Максим Матвеев, Иван Янковский, Павел Прилучный, Алексей Гуськов, Антон Шагин, Леонид Бичевин и продюсер Константин Эрнст.
Добраться до заветного зала со звездами, конечно, было непросто: «Мосфильм» действительно напоминает город в городе, где можно заблудиться. Но если на улице любой прохожий поможет сориентироваться, то вот в лабиринтах «Тонстудии» можно случайно забрести в комнату, где вживую записывается целый оркестр. В общем, масштабы впечатляют.
Попасть на студию может практически каждый желающий. Но по предварительной записи: билеты на экскурсию стоят от 500 рублей для детей и от 700 для взрослых. За два часа весь «Мосфильм», конечно, не обойти, но самое интересное увидеть удастся – музей со старинными автомобилями, изысканные костюмы (коллекция на данный момент насчитывает 250 тыс. единиц одежды и обуви), реквизит из советской классики, архивные фотографии. К тому же есть кастомизированные экскурсии и специальные акции: например, в канун Нового года устраивались праздничные ужины в интерьерах из комедии «Ирония судьбы» (1975).
Помимо реставрационных работ и сохранения собственного кинофонда, «Мосфильм» активно пополняет бесплатную онлайн-базу фильмов. На YouTube-канале студии, запущенном в 2011 году («Мосфильм» стал первой российской студией, запустившей собственный канал) и прибавляющем в среднем по 1 млн подписчиков в год, доступно уже более 1000 картин из «Золотой коллекции». Около 100 из них отреставрированы, больше 20 – выпущены в формате 4k. Уникальной возможностью активно пользуются: количество просмотров приближается к 2 млрд.
Увидеть классику можно и на больших экранах: «Мосфильм» постоянно участвует в фестивалях российского кино за рубежом и устраивает ретроспективы. Также лично познакомиться с классикой советского кино могут и иностранцы: осенью 2021 года был запущен англоязычный канал, в котором представлено более 50 проектов с субтитрами на самых разных языках. Наибольшей популярностью канал пользуется в США, Индии и Филиппинах, а суммарное количество просмотров всего за три месяца достигло 7 млн.
Но главное не только в сохранении наследия, но и в его приумножении. Большая часть проектов, снятых на «Мосфильме» за последнее время, обещает стать сенсацией в прокате, причем не только в отечественном. Широко обсуждался «Нюрнберг» Николая Лебедева о знаменитом послевоенном процессе, а «Летучий корабль» Ильи Учителя по праву считается потенциальным хитом. Первый, снятый режиссером «Легенды №17» (2012) и «Экипажа» (2016), вдохновляет масштабностью и звездными исполнителями (в главных ролях Сергей Безруков, Евгений Миронов, Игорь Петренко и Любовь Аксенова). Второй – необычным подходом к истории и яркими костюмами, в которых актеры выглядят сказочными миражами.
Также совсем недавно в российский прокат вышла новая версия «Мастера и Маргариты» с Юлией Снигирь, Евгением Цыгановым и Аугустом Дилем в роли Воланда. Режиссер «Серебряных коньков» Михаил Локшин снял ее на «Мосфильме», а мы в специальной рецензии подробно рассказали, каким получился этот фильм.
Генеральный директор студии Карен Шахназаров убежден, что планку, установленную ими в том, что касается качества, стоимости производства и масштаба, не снизят и стриминги, как бы стремительно они ни развивались. Платформы сегодня находятся в более выгодном положении в силу формата домашнего просмотра.
«Сколько собирают блокбастеры? Миллионы. А телевидение, сеть – сотни миллионов. Кино, очевидно, уходит в интернет, в специализированные тематические телеканалы… Допускаю, что стриминговые проекты могут обойти традиционные студийные картины. Хотя в каком-то виде кинотеатральный прокат в будущем все же останется», – продолжает Шахназаров.
Сериалы не отстают. Еще 10 лет назад Шахназаров отмечал, что ТВ-съемки на «Мосфильме» проходят гораздо чаще, чем полнометражные. В этот процент, разумеется, включалось и производство всевозможных шоу, но и о таком бурном расцвете многосерийных проектов речи не шло – у «Игры престолов» только выходил 2-й сезон.
Сейчас же требуемый от проекта уровень качества заметно подрос. Увеличилось и количество самих сериалов, и их жанровое разнообразие, благо тематические павильоны, натурные площадки, где за секунду можно оказаться в старой Москве или Санкт-Петербурге, и костюмерно-реквизиторские цеха позволяют обслужить даже самое трудоемкое производство.
Не так давно именно на «Мосфильме» впервые встретились на съемочной площадке Александр Петров и Данила Козловский – они сыграли закадычных друзей в «Надвое» Валерия Тодоровского. Юрий Мороз снимал в павильонах свою «Деревенскую драму» и «Угрюм-реку» (2020), а в комплексе «Тонстудия» работали над звуком к той самой сериальной версии «Союза спасения».
«По сравнению с фильмом объем работ больше в шесть раз. Речевое озвучивание, шумовое озвучивание и озвучивание массовки – это достаточно трудоемкое направление работы. Массовка большая, говорящая на разных языках – русский, украинский, французский. Для таких сцен необходимы носители языка – часто мы даже сотрудничаем с представителями посольств иностранных государств», – рассказал звукорежиссер, лауреат «Золотого орла» Павел Дореули.
В «Тонстудии», кстати, писалась музыка к спортивной драме Артема Михалкова «Мистер Нокаут» (2021) с Виктором Хориняком и Сергеем Безруковым, которая вышла в прокат ко Дню защитника Отечества, и озвучивался «Декабрь» Клима Шипенко, который пока не явил себя российской публике. Кстати, его же «Холоп» (2019), собравший в отечественном прокате свыше 3 млрд рублей, тоже озвучивался здесь. Хотя задача была не из простых: речь серба Милоша Биковича полностью перезаписывали из-за акцента звезды.
Кредо концерна генеральный директор формулирует следующим образом:
«Качество и современность. Студия должна предоставлять кинематографистам все возможности для производства кино самого высокого класса. А это попросту невозможно, если ты не обладаешь передовыми современными технологиями».
На производственных мощностях «Мосфильма» создается огромный массив качественного российского кино. И сбавлять обороты на одной из крупнейших в Европе киностудий не планируют: более 20 лет там готовят специалистов, желающих, а самое главное, способных работать в кино. На специальных курсах, идея создания которых принадлежит гендиректору, предусмотрены бесплатные занятия и обязательная практика с правом доступа к творческо-техническим подразделениям концерна. Диапазон специальностей широчайший – от второго режиссера до художника по костюмам, от механика до звукорежиссера. Чтобы получить профессию мечты, нужно отследить дату очередного набора, отправить резюме и пройти творческое собеседование.
Занятия ведут работники «Мосфильма», преподаватели ВГИКа и заслуженные деятели кино, в числе которых сам Шахназаров, а также Николай Лебедев, Александр Адабашьян, Владимир Хотиненко, Глеб Панфилов, Светлана Дружинина, Борис Хлебников и многие другие. За время существования курсов более 1,5 тысячи человек получили специальность. Подавляющее количество выпускников успешно работают в кино бок о бок со своими учителями и кумирами.
13 и 14 декабря в «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится долгожданная премьера сезона – постановка пьесы Максима Горького «На дне».…
Домохозяйка по имени Жанна умеет читать мысли и управлять электротехникой, чем успешно пользуется, выигрывая крупные суммы в покер и грабя…
В Театре Мимики и Жеста новая премьера, которую планируют привезти и в другие регионы страны. Инклюзивный спектакль на русском жестовом…
В первой части обширного материала, посвященного новейшему кино про Урал, мы рассказывали о лентах, увидевших свет за последний год. Здесь…
20 ноября на сцене Дворца на Яузе состоялась первая торжественная церемония вручения индустриальной премии «МедиаБренд», которая отмечает выдающиеся проекты в…
Телевидение как способ распространения информации неумолимо сдает лидерство, но как сегмент индустрии развлечений не устареет, наверное, никогда. Потому что от…