Театр

Романтике здесь не место

Повесть, «печальнее которой нет на свете», в постановке главного режиссера Российского Академического молодежного театра, стала еще печальнее. К его спектаклю вполне подойдет название «Ромео и Джульетта: наше время». Поскольку все действие происходит в наше время, в нашей реальности, в обычном подземном переходе со всеми его атрибутам: торговыми киосками с неоновыми вывесками «Книги», «Цветы» и прочее, вдоль всей сцены, протекающими перекрытиями, двумя лестницами по краям.

Фото: Сергей Петров

Егор Перегудов, обладатель театральной премии в номинации «За дерзость и отвагу в работе с литературным текстом», эти свои качества проявил и в новой постановке. Для начала взял шекспировскую пьесу в переводе Осии Сороки. Этот переводчик, по мнению специалистов, обладал редким даром открыть те дотоле дремавшие скрытые смыслы шекспировской трагедии, которые не только созвучны современной культуре, но и способны объяснить нам нас самих.

Фото: Сергей Петров

Герои предстают перед зрителями современными подростками. В подземном переходе со снующими туда-сюда прохожими, по ночам банды выясняют отношения, запросто пуская в ход ножи и пистолеты. Все одеты по нынешней уличной моде — джинсы, кроссовки, спортивные костюмы. Они живут в мире, где правит равнодушие и жестокость, где убийство явление привычное.

Фото: Сергей Петров

Циничной современной девушкой в спортивном костюме предстает перед зрителями при первом появлении даже главная героиня, Джульетта (Анастасия Волынская). Да и Ромео (Денис Фомин ) ничем не выделяется среди сверстников. О том, что оба принадлежат к состоятельным семействам Монтекки и Капулетти, говорит разве что одежда их родителей: дорогие костюмы, кашемировые пальто. Да еще бегущая строка на световом табло, поясняющая зрителям, кто есть кто.

Фото: Сергей Петров

Не изменены имена героев, да и тексты шекспировские, но в них много стеба. Артисты и манерами, и интонационно постоянно дают понять — это наше время, в котором нет места романтике, где даже чувства не кажутся настоящими . Так и было задумано режиссером, который признавался, что видел своей главной задачей показать семейную историю: в каждой семье — свой внутренний ад, не менее важный для исхода трагедии. Родители не учат своих детей главному — любить, а именно в любви подростки нуждаются больше всего. Финал известен.

Фото: Сергей Петров

Развитие событий в спектакле как будто идет по сюжету — и при этом совершенно непредсказуемо. Масса интереснейших режиссерских находок делают его очень сильным по эмоциональному воздействию, и одновременно зрелищным. Чего стоит один только образ вершительницы людских судеб колдуньи Мэб (Мария Рыщенкова). В спектакле она сначала обычная продавщица в одном из киосков. Но стоит ей сбросить с плеч невзрачную куртку — и перед зрителями уже роковая красавица в черном вечернем платье, едва прикрывающем тело. Именно она хозяйка в этом мире. В любой момент может переиграть судьбу каждого из героев — что и происходит на наших глазах: Ромео и Джульетта в какой-то момент предстают состарившимися супругами, порядком другу другу поднадоевшими.

Фото: Сергей Петров

Но наши герои, как известно, предпочтут смерть жизни без любви. В отличие от шекспировского сюжета, они знают об этом изначально. Вообще в этом спектакле много необычного, а некоторые сцены буквально обескураживают. Как, например, первая брачная ночь тайно обвенчавшихся влюбленных на мокрых ступнях лестницы. Или убийство Меркуцио (яркий образ получился у Михаила Шкловского). По воле режиссера ему — или его уходящей в иные миры душе — дается право наблюдать со стороны за собственной кончиной, при этом ёрничая и подшучивая в свойственной ему манере. И эта трагическая, казалось бы, сцена вызывает смех в зале.

Фото: Сергей Петров

Понимание всей глубины трагедии молодежи нашего времени приходит лишь в самом конце спектакля, после которого остается ощущение пустоты и безнадежности. Но у этой постановки Егора Перегудова есть все шансы стать событием. Не последнюю роль играет здесь и сценическое решение, над которым вместе с режиссером работал художник Владимир Арефьев. Минимум декораций, прозрачные киоски-трансформеры превращаются то в балкон для свиданий влюбленных, то в жилые комнаты, а в финале уже в склепы, где упокоятся все убиенные.

Фото: Сергей Петров

Единственный элемент современных технологий — бегущая строка на световом табло, где вначале появляются имена действующих лиц, а потом, по ходу действия, фиксируются даты и даже точное время происходящих событий. В музыкальном оформлении спектакля также многое кажется непривычным. Время от времени звучит чарующий голос романтика Леонарда Коэна, а в начале второго действия уже Джульетта исполнит под гитару одну из его песен. Прекрасно, кстати, исполнит, приоткрыв этим пением скрытую дотоле высокую сущность своей души.

Фото: Сергей Петров

Вообще мастерство исполнителей главных ролей — Анастасии Волынской и Дениса Фомина -—достойно отдельной похвалы. У них получилось передать сильное чувство без всякого романтического флера. Такую задачу, явно, и поставил перед ними режиссер. Правда, не все зрители смогут принять такую любовь. Как, впрочем, и спектакль в целом. Но зрители молодого поколения приняли эту постановку с восторгом.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Недавние Посты

В Санкт-Петербурге пройдет фестиваль «Влюбленные в искусство»

С 2 по 5 декабря Санкт-Петербург будет принимать гостей VIII Международного кинофестиваля «Влюбленные в искусство». В этом году в программу…

15 часов назад

Москва не сразу строилась: Фильмы, которые снимали чересчур долго

Снять фильм – не раз плюнуть. Ведь помимо финансов нужно найти достойную команду и актерский состав, не говоря уже о…

16 часов назад

Эмир Кустурица как актер: Яркие роли прекрасного режиссера

Как говорится, талантливый человек талантлив во всем. Зрители знают Эмира Кустурицу прежде всего как талантливого режиссера, подарившего нам такие замечательные…

20 часов назад

Объявлена программа «Эха» фестиваля «Послание к человеку»

С 18 по 27 октября Санкт-Петербург принимал гостей фестиваля «Послание к человеку», который собрал кинематографистов со всех уголков света. Однако…

2 дня назад

W – значит Вакаливуд

Немногие найдут Уганду на карте Африки. И не каждый отважится махнуть в эту страну, одну из беднейших в мире, в…

2 дня назад

Живее всех живых: Активное посмертие в российском и зарубежном кино

Смерть порою кардинально меняет жизнь. Причем не только того, кого она постигла, но и окружающих. После смерти жизнь нередко становится…

2 дня назад