Что может объединять страстных любителей рок-музыки и интеллигентных поклонников театра? Рок-спектакли. Все чаще режиссеры обращаются к жанру рок, сотрудничают с музыкантами и делают совместные постановки, которые собирают в одном пространстве разных, но одинаково любящих искусство людей. «КиноРепортер» нашел оперы, мюзиклы и спектакли в стиле рок, которые можно увидеть на сценах московских театров.
Ольга Вайнер, постановщик рок-оперы «Орфей», работала над ней с 2018 года – тогда она приступила к разработке концепции и сюжета. Изначально она планировала обыграть древнегреческий миф о похищении Персефоны Аидом, но в процессе ее внимание привлекла история небезызвестных Орфея и Эвридики. Она решила совместить две линии и отправить Орфея за возлюбленной в Царство мертвых как раз в момент похищения Персефоны.
Поэтому, когда он добирается до самых глубин Аидова царства, то понимает: даже если Эвридику удастся вернуть – возвращаться им некуда, потому что земной мир охвачен вечной зимой и холодом. Герой решает сделать все возможное, чтобы вернуть миру свет и тепло, даже ценой собственного счастья, и вступает на тропу тяжелейших испытаний. Только звуки его лиры, музыка и любовь способны победить все, что его ждет.
Интересный факт: У оперы есть приквел – «Гермес», где Евгений Егоров в роли бога Гермеса рассказывает о судьбах, характерах второстепенных персонажей и обо всем, что осталось вне «Орфея». Приквел также поставлен в жанре рок.
Режиссер: Ольга Вайнер
Где: Vegas City Hall
Когда: 25 мая
Спектакль «Юнона и Авось» идет на сцене с 1981 года. И каждый раз это аншлаг и буря эмоций. Рок-опера уже давно стала визитной карточкой Ленкома. Без этой постановки и пронзительной истории любви театр просто невозможно представить. Режиссер Марк Захаров и сценограф Олег Шейнцис создали абсолютно новаторское для того времени представление, которое остается актуальным и сегодня. Спектакль основан на тексте Андрея Вознесенского и музыке Алексея Рыбникова, а хореографией занимался танцовщик и балетмейстер Владимир Васильев.
Графа Резанова почти четверть века играл Николай Караченцов, вкладывая в эту роль душу. Позже эстафету перехватил Виктор Раков, а сегодня в него перевоплощаются Дмитрий Певцов, Сергей Пиотровский и Игорь Коняхин. Первой исполнительницей роли Кончиты, прождавшей погибшего возлюбленного всю жизнь, была прекрасная Елена Шанина. На сегодняшний день это Александра Волкова, Алена Митрошина и Сафия Яруллина.
Меняются исполнители, меняется сам спектакль, приобретая современное звучание, а любовь главных героев остается все такой же крепкой и побеждающей даже время.
Интересный факт: Количество представлений «Юноны и Авось» шагнуло за отметку 1800.
Режиссер: Марк Захаров
Где: Ленком Марка Захарова
Когда: 20, 21, 13 апреля; 24, 25 мая.
Премьера рок-драмы на сцене Театра на Таганке состоялась в 2016 году, и спектакль до сих пор пользуется зрительской любовью. Текст самой жуткой повести Николая Гоголя про встречу философа Хомы Брута сначала с молодой панночкой-ведьмой, а после и с самим Вием («Поднимите мне веки!»), переплетается с музыкой, поэзией и современной драматургией. Все это придает рок-спектаклю особую свежесть и привлекает молодую аудиторию, падкую на все необычное.
Создатели говорят о трех литературных источниках, которые помогли создать «Вия» таким, какой он есть. Это, собственно, повесть Николая Васильевича Гоголя, песни Вени Д’ркина, автора-исполнителя, которого называли Высоцким 1990-х (его композиции звучат в постановке), и пьеса Нины Садур «Панночка».
Интересный факт: В 2014 году была опубликована книга «Песни в пустоту» о жизни Вени Д’ркина – музыкант умер в 29 лет.
Режиссер: Александр Баркар
Где: Театр на Таганке
Когда: 18 мая
Сюжет мюзикла TODD основан на лондонской истории XVII века о парикмахере Суинни Тодде. Это музыкальный рассказ о предательстве, любви и верности, страсти и разрушении, правде и лжи, мести и надежде.
TODD – это рок-мюзикл, или «зонг-опера», сложное многоуровневое произведение, объединяющее драматический, музыкальный и хореографический аспекты. Для отечественной постановки было создано новое либретто, на основе которого Михаил Горшенев написал музыку для спектакля. Постановка сопровождается живой музыкой: их можно увидеть на сцене за стеклянной стеной, которая является частью декораций.
Премьера состоялась в 2012 году. Автор – Кристофер Бонд, либретто – Михаил Бартенев и Андрей Усачев, композиторы – Михаил Горшенев, Алексей Горшенев и Павел Сажинов.
Интересный факт: июньские показы рок-мюзикла приурочены к 50-летию Михаила Горшенева.
Режиссер: Владимир Золотарь
Где и когда: показы должны были пройти в «Крокус Сити Холле» 7-8 июня, но в связи с терактом мероприятие было отменено. Новое место и время пока не известно.
Уже этой весной зрители смогут познакомиться со свежим прочтением знаменитого романа Брэма Стокера «Дракула» – рок-оперой, написанной Сергеем Прушинским (музыка) и Валерией Захаровой (либретто). Автором идеи стал Руслан Герасименко, который создал нечто, не вписывающееся в привычные нам каноны театра и музыки. Но тем интереснее.
Мюзикл включает в себя композиции из металкора, ню-метала, дженты, гроулинга и даже рэпа, которые перемежаются приемами иммерсивного театра и втягивают в происходящее на сцене всех зрителей – они становятся частью шоу. Каждый найдет здесь что-то для себя: и вампирскую готику, и романтичность, и драматический накал, и даже легкость вперемешку с абсурдом.
Интересный факт: Спектакль будет проходить на сцене не театра, а клуба, что вносит свою атмосферу – ритмичной современности и единения с искусством.
Где: Клуб 1930 Moscow
Когда: 26 мая
Роман Федора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание» в представлении не нуждается – его знают во всем мире. А вот о существовании рок-оперы на музыку Эдуарда Артемьева и стихи Юрия Ряшенцева подозревают далеко не все. А зря: постановка не оставляет равнодушным – в нее либо влюбляешься до слез, либо яростно споришь о расхождениях с литературным источником. Спектакль отличается неповторимым авторским стилем, проникновенными художественными образами и символами, которые только усиливают глубину главной идеи романа – путь к светлой, очищающей и всепрощающей любви.
Действие спектакля перенесено в 1990-е, место – все тот же Петербург. Над эскизами к декорациям работал британский сценограф Мэтт Диили, а над самими декорациями – компания, которая сотрудничает с ведущими театрами Вест-Энда.
Интересный факт: Спектакль – лауреат «Золотой Маски» в номинациях «Лучшая работа композитора в музыкальном театре» (Эдуард Артемьев) и «Оперетта-мюзикл/Женская роль» (Мария Биорк, роль Сони).
Режиссер: Андрей Кончаловский
Где: Московский театр мюзикла
Когда: 1-2 июня
Рок-хиппи-мюзикл «Волосы» в театре Стаса Намина пока остается первой и единственной постановкой легендарного мюзикла Голта МакДермота (музыка), Жерома Раньи и Джеймса Рэйдо (либретто) в России. С этого спектакля начал свою историю и сам театр в 1999 году. Драматическо-психоделический мюзикл рассказывает о свободе и войне, против которой восстают герои, называющие себя единым племенем.
Американская версия мюзикла была адаптирована для российских реалий Стасом Наминым вместе с Бо Кроуэллом, который также поработал хореографом – и пластика спектакля действительно впечатляет.
«Волосы» для театра Стаса Намина стали знаковым спектаклем – из тогдашнего «племени любви» выросла сегодняшняя труппа, которая продолжает радовать и удивлять своими постановками.
Интересный факт: В 1979 году режиссер Милош Форман поставил киноверсию мюзикла под тем же названием.
Режиссеры: Стас Намин и Бо Кроуэлл
Где: Театр Стаса Намина
Когда: 30 апреля, 18 мая
Рок-мюзикл «Иисус Христос – суперзвезда» появился на сцене Моссовета только через 20 лет после его премьеры на Бродвее – в 1990 году. До этого времени в Советском Союзе такое вольнодумство было не в почете.
Мюзикл рассказывает о последних семи днях жизни Иисуса из Назарета, увиденных глазами его ученика Иуды Искариота. Он разочаровался в учении учителя и в нем самом, увидев, что перед ним всего лишь человек, догмы которого люди воспринимают как нелепые пророчества и коверкают их истинный смысл. Заканчивается все довольно трагично.
Уже больше 30 лет спектакль идет на сцене, а число зрителей у него не сокращается. Режиссер не стал делать кальку с бродвейского оригинала – он переосмыслил его для современного российского зрителя, показав, что в каждом из нас живет как светлая сторона, так и темная. И только от самого человека зависит – какая из них возьмет над ним верх.
Интересный факт: В разные годы рок-спектакль в России пытались запретить, однако Московский патриархат заявил, что «эта опера не является нарушением прав и законных интересов прихожан Русской православной церкви».
Режиссер: Павел Хомский
Где: Театр им. Моссовета
Когда: 13, 19, 28 апреля, 3, 15, 18 мая
13 и 14 декабря в «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится долгожданная премьера сезона – постановка пьесы Максима Горького «На дне».…
Домохозяйка по имени Жанна умеет читать мысли и управлять электротехникой, чем успешно пользуется, выигрывая крупные суммы в покер и грабя…
В Театре Мимики и Жеста новая премьера, которую планируют привезти и в другие регионы страны. Инклюзивный спектакль на русском жестовом…
В первой части обширного материала, посвященного новейшему кино про Урал, мы рассказывали о лентах, увидевших свет за последний год. Здесь…
20 ноября на сцене Дворца на Яузе состоялась первая торжественная церемония вручения индустриальной премии «МедиаБренд», которая отмечает выдающиеся проекты в…
Телевидение как способ распространения информации неумолимо сдает лидерство, но как сегмент индустрии развлечений не устареет, наверное, никогда. Потому что от…