Кино

Всадник по имени Кид: Незабываемые роли Роберта Редфорда

18 августа ушел Роберт Редфорд – выдающийся актер, одаренный режиссер и неутомимый активист, который с равным энтузиазмом защищал экологию и поддерживал независимых кинематографистов. Каждая сфера его деятельности достойна сотен статей и десятка книг – многое уже написано, многое еще непременно напишут. Ну а мы с грустью и благодарностью вспомним несколько его бессмертных ролей, отмеченных тем, что делало Редфорда особенным: уникальным сочетанием потрясающей естественности, таинственности и света, не угасавшего даже в темные времена.

«Буч Кэссиди и Сандэнс Кид» (1969)

К концу 1960-х Роберт Редфорд, сын молочника, нерадивый ученик и несостоявшийся живописец, успел поколесить по Европе, стать завсегдатаем телепрограмм и шагнуть на театральные подмостки, болтаясь меж Лос-Анджелесом и Нью-Йорком. С кино, правда, не ладилось. Даже «Погоня», нашпигованная звездами во главе с Марлоном Брандо, провалилась, разочаровав в том числе режиссера Артура Пенна. К 1967-му Редфорд уже был мужем и отцом, однако выбиться на первый план ему не удавалось. Ускользнула от него и потенциально прорывная роль в «Выпускнике», поскольку, по мнению постановщика Майка Николса, человек с внешностью Роберта не мог играть неудачника, которому не везет с женщинами.

После фиаско с вестерном Blue – Редфорд самовольно покинул проект и на год остался без ролей, когда Paramount выиграла суд, – артист оказался в тупике. Бунт себя не оправдал. И тут судьба в лице Джоэнн Вудворд, жены Пола Ньюмана, подбросила ему второй шанс. Ньюман как раз готовился сыграть обаятельного грабителя еще в одном вестерне, «Буч Кэссиди и Сандэнс Кид», и ему требовался напарник. Вудворд решила, что Редфорд идеально подойдет. И Пол, быстро сдружившийся с Робертом, встал за него горой, когда глава 20th Century Fox Дэррил Занук, мечтавший о ком-то более статусном, попробовал протестовать (один из студийных менеджеров презрительно окрестил малоизвестного молодчика «очередным калифорнийским блондином»). Так компаньоном ньюмановского Буча стал редфордовский Сандэнс, в честь которого актер впоследствии назовет некоммерческую организацию, проводящую знаменитый фестиваль независимого кино.

Современные вестерны нередко деконструируют образы брутальных стрелков Дикого Запада, но тем же самым занимался и Редфорд в душевном хите Джорджа Роя Хилла. Заявочная сцена за карточным столом презентует его как крутого молчуна, снайпера изумительной меткости. Но чуть позже выясняется, например, что бравый усач не умеет плавать. У него есть партнерша, однако в полной мере оценить ее чувств он не способен, пребывая в вечных бегах от угрозы, воплощенной в ватаге размытых всадников, что преследуют Буча и Кэссиди. Редфорд, конечно, остается крутым (чего стоит его револьверное соло в заключительной перестрелке), но он не боится выглядеть несовершенным: архетип замкнутого, смятенного десперадо пришелся ко двору в эпоху слома прежних ценностей под натиском Нового Голливуда.

«Иеремия Джонсон» (1972)

После триумфа «Буча Кэссиди», сделавшего Редфорда суперзвездой, Роберт вписался в рискованную авантюру с «Иеремией Джонсоном». Его герой – ветеран, пославший цивилизацию подальше и уединившийся в Скалистых горах. Там он рыбачит, охотится, разделывает туши, сталкивается с индейцами и в какой-то момент формирует ячейку общества с индейской женщиной и мальчиком, которого они усыновляют. К проекту присматривались Сэм Пекинпа и Клинт Иствуд, но в итоге его взял под крыло Редфорд, завербовав в режиссеры друга и соавтора Сидни Поллака; вместе они создали в общей сложности 7 картин. Боссы Warner Bros. были уверены, что снять фильм дешевле чем за $5 млн не удастся. Редфорд ответил, что $3 млн им хватит за глаза. И не обманул.

Хотя можно понять тех, кто не понимал, как продавать это кино. Не успело имя Роберта прогреметь, как он вдруг отпустил густую бороду и отправился на самоизоляцию в негостеприимные края в заснеженном вестерне, который ушел от классических жанровых экземпляров дальше «Буча и Сандэнса». Вдобавок в биографии Джонсона, легендарного полумифического выживальщика, хватало сомнительных эпизодов. Связанных, в частности, с каннибализмом. Но Редфорд изображает его с грубоватым благородством человека, который и сам не понаслышке узнал, что значит бегство от социума: еще в молодости он купил землю в глуши штата Юта, выстроил ранчо и прожил на его территории всю жизнь. Там же он и скончался.

При этом в Иеремии читается и типичная для Редфорда загадка. Он – скиталец, пришедший из пустоты и в пустоту вернувшийся, обреченный терять людей, которые себе на беду пробовали с ним сблизиться. Финал «Джонсона», как и «Сандэнса», – стоп-кадр, отмеченный странным (хоть и обычным для Роберта) сочетанием романтичности и безысходности. Жизнь превращается в миф и манит недосказанностью и неоднозначностью, которым на первый взгляд нет места в фигуре лучезарного блондина со сверкающей улыбкой. Но лишь на первый взгляд.

«Афера» (1973)

«Буч Кэссиди» только в Штатах заработал свыше $100 млн, а заодно завоевал 4 «Оскара». Казалось, Редфорду будет непросто переплюнуть впечатляющий хит. Но прошло 4 года, и «Афера» того же Джорджа Роя Хилла собрала $156 млн в американском и канадском прокате и получила 7 «Оскаров», включая главные (лучший фильм и режиссура). Публика испокон веков обожала истории о симпатичных мошенниках, а тут трикстерский дуэт изобразила компанейская связка Редфорда и Ньюмана – с целью насолить еще одному мошеннику, только несимпатичному. По сути, Буч и Сандэнс махнулись ролями: теперь властным альфа-харизматиком заделался Пол, не растеряв, впрочем, хулиганской удали, а Боб стал раздолбаем в привычном статусе беглеца от (без)законников.

Редфорду часто поручали вдумчивые, интеллигентные партии, рядом с которыми прощелыга-лудоман Джонни Хукер может показаться беспечным балбесом. Но какая же это богатая роль – бесценный подарок для мастера, способного взять все от своей внешности и с максимальной выгодой использовать текст. Именно Хукер, обчистивший в подворотне не того парня, решает провернуть махинацию с поддельным тотализатором, дабы нагреть серьезного воротилу. В процессе он то притворяется засланцем последнего, то превращается в псевдокрота ФБР, то флиртует с дамой, то удирает от копов, а Редфорд по щелчку пальцев меняет маски куртуазности, затравленности, робости, дерзости… Торжествуют, разумеется, смекалка и чувство локтя. Безупречно стильное и бесконечно любимое кино, чей винтажный шарм по-прежнему очаровывает.

«Три дня Кондора» (1975)

Новый Голливуд, помимо прочего, отметился параноидальным триумвиратом: между «Разговором» Копполы и «Всей президентской ратью» Пакулы вклинился триллер все того же Поллака «Три дня Кондора», подаривший Редфорду весьма неуютную роль. Его персонаж, книжный червь с позывным Кондор, трудится в ЦРУ. Однажды он отлучается за сэндвичами, а когда возвращается, то обнаруживает, что его сослуживцев убил неизвестный злоумышленник. Кондор понимает: на него открыта охота. И решает самостоятельно разобраться в происходящем, пряча лицо за стеклами «авиаторов» и поднятым воротником.

В отличие от развлекательной шпионской жвачки вроде бондианы, «Три дня Кондора» был – и остается – пугающе правдоподобным. Тень глобального заговора, окутавшего Нью-Йорк 1970-х облаком мрачной тревоги, заметна и в нынешний век тотальной слежки. А тогда отражением радикальных перемен в обществе и кино стало переключение звезд на роли принципиально иного характера. Как отметил влиятельный критик Роджер Эберт, раньше они играли ковбоев и генералов, а теперь начали заниматься прослушкой, превратились в наемных убийц или же их цели. Кондор, подобно многим героям Редфорда и до и после, вновь пускается в бега, символизируя опасную и неясную эпоху, где конкретные ориентиры размыты – есть лишь дорога, тернистый путь человека вне системы. Роберт изобразил его сдержанно и неравнодушно, в очередной раз разделив оптимизм с обреченностью на незабываемом стоп-кадре, растворившем Кондора в толпе.

«Вся президентская рать» (1976)

«Три дня Кондора» завершается обманчивой надеждой героя на то, что его сенсационное разоблачение ЦРУ напечатает The New York Times. С учетом контекста эта надежда имеет столько же шансов сбыться, сколько Буч с Кэссиди – выжить в фатальной перестрелке. Однако мечтать все равно, как известно, не вредно. Благо Поллак сознательно подчеркнул тот факт, что в теории СМИ реально могли все изменить. А на практике это доказал Редфорд в следующем фильме «Вся президентская рать», где они с Дастином Хоффманом разыграли дуэт Боба Вудфорда и Карла Бернстайна. Репортеров The Washington Post, которые раскрутили Уотергейтское дело и внесли решающий вклад в отставку Ричарда Никсона: единственный случай, когда американский президент при жизни досрочно сложил полномочия.

Именно Редфорд приобрел права на экранизацию книги за авторством самих журналистов и связался со сценаристом Уильямом Голдманом, написавшим для него «Буча», авантюрную комедию «Краденый камень» и мелодраму про летчиков «Великий Уолдо Пеппер». К тому моменту Роберт был главной мировой звездой, а на «Всей президентской рати» он намеревался не только играть, но и продюсировать, несмотря на очевидные риски. Студии не жаловали фильмы про политику, народ устал от обсуждений Уотергейта, а тема была чрезвычайно неудобна, в том числе по юридическим причинам. Журналисты никак не могли утвердить сценарий, втихаря Бернстайн с подругой Норой Эфрон наваяли его альтернативный вариант, режиссер Алан Пакула без конца настаивал на туманных правках. Позже Голдман заявлял, что если б ему выпал шанс принять иные карьерные решения, он бы не притронулся к «Рати». Хоть та и принесла ему второй «Оскар».

Для фильма, где дядьки средних лет два с лишним часа разговаривают по телефону, «Президентская рать» удивительно увлекательна. Всегда приятно наблюдать за людьми, делающими то, в чем они хороши. И Редфорд, мечущийся меж трубкой и печатной машинкой, превосходно воспроизвел целеустремленность неутомимого борца за правду, который ввязывается в опасные политические игры, способные изменить ход истории. В пятиминутном эпизоде, запечатленном одним кадром, он ведет важные диалоги, разрабатывая перспективную зацепку. Оторваться, даже моргнуть невозможно. Но не из-за того, что камера Гордона Уиллиса фиксирует крупный план одного из красивейших мужчин Голливуда. Просто этот мужчина, с его поисками и сомнениями, примагничивает взгляд не внешностью, а тем, что за нею таится.

«Электрический всадник» (1979)

Еще один фит Поллака и Редфорда, посвященный беглецу, которому покой не по карману; на сей раз не параноидальной, а трагикомичной направленности. Роберту досталась роль кого-то вроде кузена Стива МакКуина из «Младшего Боннера» Пекинпа: экс-звезды родео, ныне сбитого летчика, чьи золотые деньки скрылись за горизонтом в облаке пыли. Но если Боннер напоследок отведал позабытого триумфа, не спасовав перед строптивым быком, то Сонни из «Электрического всадника» скрипнул потертым седлом в иной тональности. Еще вчера он рекламировал хлопья для завтрака, разъезжая на потеху толпе в связке огней. А сегодня угнал породистого жеребца с шоу в Лас-Вегасе и махнул, что называется, into the wild, дабы отпустить коня на волю.

«Всадник» редко попадает в топы лучших работ Редфорда, однако столь эксцентричный жанровый микс днем с огнем поискать. Это и самоироничная драмеди, развенчивающая суровые ковбойские образы из вестернов; и лавстори вперемежку с журналистской историей, где между беглецом и репортершей (Джейн Фонда), пытающейся взять у него интервью, вспыхивает искра; и антикапиталистическая сатира, нацеленная в недальновидных богачей, которые делают из жеребца выгодную инвестицию и фирменный бренд; и прелестная зарисовка о старых добрых деньках под музыку Уилли Нельсона, сыгравшего приятеля Сонни в своем актерском дебюте.

В шляпе изгоя, не желающего становиться жертвой корпоративной Америки, Редфорд чувствует себя комфортно, точно мустанг в прериях, а от монолога во славу чемпионского настроя верного скакуна на душе теплеет, как от глотка бурбона. Ну а строчки песни My Heroes Have Always Been Cowboys метко характеризуют Роберта с его экранными воплощениями: «Ковбои отмечены особой, ни с чем не сравнимой тоской – ведь они столько времени коротают в одиночестве». Вслед за Иеремией Джонсоном Сонни выбирает абсолютную свободу. Пусть и не с диким ветром гор наравне, а средь бескрайних хайвеев, по которым проносятся беспечные ездоки.

«Старик с пистолетом» (2018)

Если бы Редфорд закончил сниматься в 2013-м, идеальным финальным аккордом для него стал бы монотриллер «Не угаснет надежда», герой которого борется за выживание в Индийском океане. Однако после он заглянул в песочницу Marvel в образе антагониста Пирса («Первый мститель: Другая война» вырос из «Трех дней Кондора»), отправился на «Прогулку по лесам» в компании Ника Нолти, воссоединился с Джейн Фондой в нежной мелодраме «Наши души по ночам» и засветился еще в нескольких фильмах, скорее необязательных даже в глазах преданных фанов. А вот «Старика с пистолетом» с прощальным бенефисом Роберта стоит посмотреть непременно. В его основе – статья о мошеннике Форресте Такере, который годами обчищал банки и периодически попадал за решетку, причем в последний раз загремел туда в возрасте 79 лет.

Редфорд загорелся этим материалом и пожелал его экранизировать, позвав в режиссеры Дэвида Лоури («История призрака»). А тот снял олдскульное кино в духе классических вещей Роберта, не ссылаясь на них напрямую, но воссоздавая соответствующую атмосферу, ностальгическую и азартную одновременно. Такер – благообразный наследник Сандэнса с Хукером, и сложно заподозрить неладное, когда импозантный джентльмен флегматично потягивает кофе в кафешке. Но не успеешь произнести «Кид», и вот пенсионер уже вежливо просит сотрудницу банка выложить стопку наличных, между делом утешая эту напуганную девушку, столкнувшуюся с налетом в первый рабочий день. Когда Такера наконец схватили, во время ареста он улыбался. И его улыбку, улыбку Роберта Редфорда, согревающую сердце и в 29, и в 89, вовек не забыть.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Недавние Посты

VII Зимний международный фестиваль искусств стартует 11 января

С 11 января по 13 февраля 2026 года в Москве состоится VII Зимний международный фестиваль искусств под руководством народного артиста…

7 часов назад

«Легенды наших предков» победили на фестивале детского кино в Италии

Семейное фэнтези Ивана Соснина «Легенды наших предков» завоевало награду на итальянском смотре vvfilmf – одном из крупных европейских фестивалей, который…

10 часов назад

Самые известные снеговики в кино

Снеговик кажется самым безобидным персонажем зимы. Его лепят дети, он тает первым и обычно ни во что не вмешивается. Но…

12 часов назад

Никита Михалков переизбран на должность председателя Союза кинематографистов РФ

Никита Михалков снова переизбран на должность председателя Союза кинематографистов РФ. Этот пост он занимает с 1998 года. Соответствующее решение было…

14 часов назад

Зимние спектакли, которые стоит посмотреть в театре с детьми

Новый год – время волшебства. А где еще можно найти настоящие чудеса, как не в театре? В этой подборке рассказываем…

17 часов назад

Андрей Кретов: «Сериал «СВОИ» – это честное кино»

В ноябре в российских онлайн-кинотеатрах стартовал показ основанного на реальных событиях сериала «СВОИ». Его создатели говорят, что это первый художественный…

1 день назад