Лето почти прошло, как пел Джим Моррисон, но летнее настроение по-прежнему с нами. А завтра еще и Ричарду Гиру, королю всех романтиков, исполнится 75. Но не одними лишь «Красоткой», «Осенью в Нью-Йорке», «Сбежавшей невестой» его фильмография примечательна. В багаже Гира хватает и отличных драматических ролей, которые не принесли ему ни одной оскаровской номинации (увы), зато убедили скептиков в многогранности его таланта. Надеемся, что и вас убедят!
Во втором фильме Терренса Малика Гир, потный, закопченный, появляется в кадре с лопатой, зашвыривая в топку уголь. Точно бес из преисподней, сжигающий в адском пламени грешников. Работенка – не сахар, и герой по щелчку пальцев выходит из себя. Убив мужика, затеявшего с ним ссору, он пускается в бега и меняет чикагское пекло на техасскую пустошь. Там он идет в сезонники и замахивается на аферу при пособничестве своей подружки: пусть она охмурит владельца фермы и станет его женой, а потом тот, смертельно больной, двинет кони, и криминальные любовники унаследуют его сбережения. Хитрый план усложняется тем, что подружка на самом деле влюбляется в фиктивного мужа.
Пройдоха, маргинал, убийца, коварный и беспринципный тип – вот вам и романтический герой Ричард Гир. До статуса суперзвезды он пока не дотянулся, и его Билл, простой парень, свернувший на кривую дорожку, выглядит приземленно циничным. Внешность ангела, душа сатаны – контраст, который Гир и дальше продолжит мастерски использовать в своих целях. А «Дни жатвы» он впоследствии назовет лучшей картиной со своим участием. В скобках добавим, что это еще и один из красивейших фильмов во вселенной, волшебной солнечной вспышкой застывший на пленке слепнущего (!) оператора-гения Нестора Альмендроса.
Встречайте Джулиана Кея, элитного дамского угодника, иначе говоря – дорогого эскортника. Он с иголочки одет, куртуазен, ухожен, а уж как элегантно за рулем изящного автомобильчика смотрится – глаз не оторвать. Клиенток он перемешивает, словно карты в колоде: то одну уважит, то еще одну, вальяжно меняя свои услуги на деньги. Но затем происходит непредвиденное. Очередную пассию Джулиана убивают. Другая пассия отказывается дать ему алиби, спохватившись, что вообще-то ее брак может лопнуть. И Кей возглавляет список подозреваемых.
Хищный триллер Пола Шредера распахнул двери для всех последующих эротических лент 1980-х и превратил Гира в новую сенсацию Голливуда. Его жиголо опасен, прекрасен, по-делоновски холоден и неотразимо порочен. Гир же – привлекателен и бесстрашен. Шредер навестил его в Малибу, всучил сценарий и заявил, что артист должен отреагировать на него не позднее завтрашнего дня. В итоге Ричард вступил на борт «Американского жиголо» за две недели до старта съемок, признав, что Кей был его абсолютной противоположностью, и вписал свое имя в историю откровенных сцен как первый ведущий актер, полностью обнажившийся перед камерой.
И вновь персонаж Ричарда Гира бросает вызов закону и порядку. В вольном ремейке годаровского хита он играет лоботряса Джесси, который тащится от Джерри Ли Льюиса, угоняет авто и стреляет направо-налево хулиганской улыбочкой. Однажды, правда, он стреляет из пистолета, а на пути пули оказывается полицейский. Неунывающий desperado не отчаивается и хочет сбежать в Мексику в компании знойной подружки-француженки по фамилии Пуакар (в честь героя Жан-Поля Бельмондо), но доблестные сотрудники полиции не намерены так просто его отпускать.
Это чересчур многословный, аляповатый, во всем чрезмерный оммаж алмазу «новой волны» – и Гир ведет себя соответствующе. Что вовсе не плохо, даже наоборот. Нечасто видишь заслуженного артиста на таком расслабоне: он кривляется, дурным голосом поет в душе, пилит селфи (да, в 1983-м), ныряет в эротические сцены, как в теплую ванну, и живет по рок-н-роллу со всеми вытекающими. Бродячий фанфарон, паяц, воплощение неукротимого хаоса: роль вопиюще трагикомичная, обольстительная и нелепая одновременно, и как же ловко с ней справляется ненаглядный наш Ричард. Преданных фанов у этого фильма немного, зато в их числе – сам Квентин Тарантино, удостоивший «На последнем дыхании» цитаты в «Бешеных псах» (в комнате мистера Оранжевого висит плакат с Серебряным Серфером, поскольку Джесси обожал его комиксы).
В эпоху после «Красотки» где только Гир не снимался. Тут и типичные мелодрамы вроде «Мистера Джонса», и типичные триллеры вроде «Окончательного анализа», и типичные ромкомы вроде «Сбежавшей невесты». Попадались и боевики («Шакал»), и приключения («Первый рыцарь»), и даже ужастики («Человек-мотылек»). В большинстве фильмов Ричард отрабатывал механически, без огонька, честно отчитываясь за очередной чек, но не пытаясь кому-то что-то доказать. Тем не менее, встречались и приятные исключения. Например, роскошный и совсем не типичный триллер «Первобытный страх», где герой Ричарда заделался адвокатом парня, обвиняемого в жестоком убийстве.
С одной стороны, перед нами фирменный Гир на высоте положения. Образцовая стрижка, образцовые костюмы, образцовый статус в обществе. С другой, любопытные нюансы вскрываются в его беседах с подопечным, которого играет молодой Эд Нортон (с ходу получивший первую оскаровскую номинацию и единственный в карьере «Золотой глобус»). Мало-помалу юрист понимает, что парень-то с червоточинкой, и жуткие подозрения меняют его представления об этом деле и своей роли в нем. Тот случай, когда половинки ведущего дуэта так ладно дополняют друг друга, что каждому хочется выписать персональную премию за усердие. А еще Гир использовал все свое влияние, чтобы отстоять финальный шок-твист перед авторами «Первобытного страха», намеренными присобачить ему иную концовку. Защитник, которого мы заслужили.
Последний мощный актерский выход Ричарда Гира состоялся в 2012-м – четырьмя годами ранее все рекорды слезливой сентиментальности побил «Хатико». А «Порочная страсть» напомнила, как необыкновенно хорош может быть наш герой, когда его обеспечивают достойным материалом. В драме сценариста и режиссера Николаса Джареки Гир играет импозантного бизнесмена, который без зазрения совести проворачивает мошеннические махинации, изменяет жене (Сьюзен, между прочим, Сарандон), вдобавок влипает в неприятную историю с гибелью своей любовницы в автокатастрофе. Водоворот большой и маленькой лжи затягивает его все глубже, а самодовольная усмешка постепенно стирается с его лица.
Казалось бы, ничего свежего: поучительное кино с посылом «богатые тоже плачут», эффектно страдающий Гир в пиджаке, полицейские допросы, суды, скандальные разоблачения. Но «Порочная страсть» превосходно работает именно как своеобразный гировский the best of, обобщение того, чем Ричард был славен за двадцать лет до, рассказ о красавце со средствами, властью и вниманием женщин, который внезапно перестал получать от всего этого удовольствие. Совершая новые и новые ошибки, невеликий комбинатор становится все более уязвимым, а Гир чередует убийственное хладнокровие с пронзительной эмоциональностью и призывает не забывать: мастер останется мастером даже после съемок в «Муви 43».
13 и 14 декабря в «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится долгожданная премьера сезона – постановка пьесы Максима Горького «На дне».…
Домохозяйка по имени Жанна умеет читать мысли и управлять электротехникой, чем успешно пользуется, выигрывая крупные суммы в покер и грабя…
В Театре Мимики и Жеста новая премьера, которую планируют привезти и в другие регионы страны. Инклюзивный спектакль на русском жестовом…
В первой части обширного материала, посвященного новейшему кино про Урал, мы рассказывали о лентах, увидевших свет за последний год. Здесь…
20 ноября на сцене Дворца на Яузе состоялась первая торжественная церемония вручения индустриальной премии «МедиаБренд», которая отмечает выдающиеся проекты в…
Телевидение как способ распространения информации неумолимо сдает лидерство, но как сегмент индустрии развлечений не устареет, наверное, никогда. Потому что от…