Интервью

Режиссер фильма «Диего Марадона»: «Его запомнят не только за дикие выходки»

UPD. Интервью впервые было опубликовано в октябре 2019 года.

Бунтарь, герой, обманщик, бог — Диего Марадону можно называть как угодно, но он все равно навсегда останется одним из самых легендарных футболистов в истории. Харизматичный аргентинец был гением на поле, а за его пределами делал все, что хотел. Документальным фильмом о нем решил заняться оскароносный Азиф Кападиа. В 2012 году его работа «Сенна» о трехкратном чемпионе «Формулы-1» Айртоне Сенне стала лучшим документальным фильмом по версии Британской киноакадемии, а в 2016-м картина «Эми» о певице Эми Уайнхаус была удостоена «Оскара».

В «Диего Марадоне» британский режиссер продолжает нарушать правила классических документальных фильмов из серии ЖЗЛ и полностью избавляется от драматических реконструкций и «говорящих голов». Главное оружие Кападиа — архивные видеозаписи, десятки лет собиравшие пыль на полках. Основной фокус нового фильма — 7 лет аргентинского форварда в Неаполе, некогда столице Италии, которая в 1980-х погрязла в бедности и преступности, а реальными хозяевами города были криминальные боссы из Каморры. Для Диего это было время больших спортивных достижений и глубоких внутренних переживаний: Марадона был лучшим футболистом своего времени, при этом он делал детей чаще, чем обводил защитников на поле, а наркотики употреблял регулярнее, чем посещал тренировки. «КиноРепортер» встретился с Азифом Кападиа, чтобы узнать, как он выбирает персонажей для своих фильмов, что не так с современными футболистами и почему жизнь и карьера Марадоны сложились столь неоднозначно.

— Кто для вас Марадона?

Я большой фанат футбола и рос, наблюдая за игрой Диего. Для моего поколения он был лучшим футболистом в мире. Но после того, как я встретился с ним лично, он раскрылся с другой стороны. Я узнал его как очень милого, спокойного, харизматичного и обаятельного человека. При этом, когда следишь за его игрой по телевизору или смотришь хайлайты на YouTube, кажется, что на поле он вытворял очень глупые и сумасшедшие вещи. У него две стороны, и никогда не знаешь, какая возьмет верх.

— Он герой или злодей?

Как футболист он, безусловно, герой. Диего совершал невообразимые вещи: выигрывал чемпионат мира со сборной Аргентины и чемпионат Италии с «Наполи» командой, о которой до его перехода никто даже не слышал. Но и как человек он тоже герой. Да, он успел натворить много всего неприятного, но я не могу осуждать его за проступки, потому что это в его природе. Он парень с улицы, которая и сделала его таким.

— Сравните его с кем-нибудь из героев DC или Marvel?

Если честно, я вообще не слежу за этой темой и не смотрел ни один супергеройский фильм.

Азиф Кападиа / Фото: Soccerbible

— Вы говорили, что только под конец работы над «Марадоной» поняли, что сняли трилогию о гениальных людях. Почему именно они?

Сенна невероятно умный, образованный и эмоциональный парень. Он посвятил всего себя своему делу. Вот он настоящий супергерой. Эми [Уайнхаус] интересна своей открытостью и честностью. Она была сложной личностью и выражала себя через песни. Ее творчество похоже на дневник, с помощью которого она общалась с людьми. Когда Эми выходила на сцену, то заставляла всех смотреть только на себя. Марадона же уникален тем, что не был похож ни на одного футболиста — никто так не двигался и не владел телом на таком уровне. Футбол раньше был другим — игроки постоянно лупили по ногам. Это сейчас футболистам запрещают касаться друг друга, а рефери дают желтые карточки и штрафные за любой толчок соперника. То, чего он добился с командами, за которые выступал, просто невообразимо. С другой стороны, меня удивляет, что после того, что он делал со своим телом, он до сих пор жив. Диего как святой, который воскресает. 

— Вы чувствовали большую ответственность за последний фильм из-за того, что Марадона до сих пор жив? 

— Нет, я испытываю равную ответственность за каждый свой фильм. Но больше всего я переживал за «Эми». Уайнхаус была такой молодой и умерла всего за год до того, как я начал работать над проектом. Плюс я — лондонец, и мы жили не так далеко друг от друга. С «Диего Марадоной» было иначе.

— Он влиял на вас во время работы?

— Абсолютно нет, а его агенты и вовсе забыли обо мне. Я несколько раз пытался показать Марадоне, что у меня получилось, но, кажется, он так и не посмотрел. И в этом большая разница по сравнению с тем, что было, когда я работал над картинами о Сенне и Уайнхаус: их семьи и представители очень хотели увидеть финальные варианты. Но агентам Марадоны и ему самому было все равно. Они совсем не вмешивались и позволяли делать все, что мы захотим. Никаких табу, никаких пометок — ничего.

Диего Марадона

— Может, они так себя вели потому, что о Марадоне уже снято слишком много фильмов?

— Не знаю, но я не считаю, что наш фильм похож на предыдущие работы о нем. Нам удалось поговорить с людьми, которых раньше никто не интервьюировал: его бывшую жену, детей и любовь юности. Никто и никогда не собирал их всех в одном фильме. Я уверен, что в итоге Диего нашу картину посмотрит, потому что совсем скоро она выйдет и в Аргентине. 

— Как проходили интервью с ним?

— В общей сложности мы общались около девяти часов. В первый раз мы встретились в его доме в Дубае: когда я пришел, он сидел на диване и смотрел матч «Бока Хуниорс». Наши разговоры я не снимал и пользовался только диктофоном. При первой встрече он очень быстро устал, хотя разговор длился минут 20. Всего у нас было пять или шесть интервью, а чтобы взять их, мне потребовалось полтора года. Повезло, что нам удалось поговорить о вещах, о которых он не рассказывал раньше. 

Марадона в составе «Наполи»

— Вы испытали что-то особенное при встрече с кумиром детства? 

— Не совсем. Он был одним из лучших в мире лет 25 назад. Но, безусловно, Диего обладает чем-то неосязаемым, что делает его суперзвездой. Я встречался со многими актерами, певцами, режиссерами, членами королевской семьи — не во всех есть такая харизма, к которой ты буквально хочешь прикоснуться. А он — особенный.

— Вы согласны, что современным футбольным звездам вроде Азара или Месси не удастся стать культовыми персонажами, какими когда-то были Марадона или Кантона?

— Мир меняется. Многим нравится, что сейчас футболисты относятся к работе более профессионально. Теперь их карьеры продолжительнее, а за сезон они забивают в разы больше. Но я представитель другого поколения. Я был слишком молод, чтобы застать игру Эйсебио, Пеле или Кройффа, но Марадону я видел. И помимо того, что он был лучшим на поле, он невероятная личность. Драма, хаос, безумство, которые всегда присутствовали в его жизни, и делают его выдающимся. Да, сейчас есть прекрасные игроки, но они не так интересны. У них нет своего мнения, им нечего сказать. Они просто выполняют свою работу и идут домой. 

Вверху: один из самых знаменитых голов в истории футбола, получивший название «Рука Бога». Забит Марадоной во время 1/4 ЧМ-1986 в матче со сборной Англии. Внизу: Марадона с Кубком чемпиона мира

— Почему в фильме вы решили сосредоточиться на карьере Диего в «Наполи» (Марадона играл за неаполитанскую команду с 1984 по 1991 год, — КР)? 

— Сейчас люди больше помнят Диего по его борьбе с наркозависимостью и ожирением, по его разборкам с коллегами или, например, по сумасшедшим выходкам на чемпионате мира в России. А мне хотелось напомнить, что некогда он был лучшим футболистом мира. Именно в Неаполе он стал легендарным спортсменом. Все помнят его игру на мундиалях в Мексике в 1986 году или в Италии в 1990-м, при этом карьера на клубном уровне не была раскрыта в полной мере. В «Наполи» он провел целых 7 лет — нигде больше он не продержался так долго. До его переезда в Италию эта команда была аутсайдером — она никогда не выигрывала крупных трофеев, а всего за год до трансфера была в шаге от вылета во вторую лигу. Кто еще из звезд мирового футбола мог согласиться перейти в такой слабый клуб, а спустя всего два года выиграть чемпионат? При этом в конце 1990-х именно Серия А была самым сильным и жестким турниром. Все лучшие футболисты планеты играли там. Но ни один игрок не смог бы оказать такое влияние на андердога. Вот почему Диего — особенный. И именно это мне хотелось показать. К тому же в Неаполе произошли важные события и для его личной жизни.

— Марадона знал, насколько сильно влияние Каморры было на команду в то время?

— Диего вырос на улице, так что, думаю, он прекрасно понимал, кто на самом деле управлял городом. Когда он переехал, то хотел проводить время с самыми влиятельными людьми Неаполя, а те, в свою очередь, хотели подружиться с великим футболистом. Преступники давали ему и его семье полную защиту, поэтому он всегда чувствовал себя в безопасности. Марадоне было комфортно с могущественными людьми. Ему не нравилось ходить в костюмах и пить чай с политиками. Именно поэтому его карьера в Барселоне не сложилась — там ему приходилось вести себя интеллигентно. В Неаполе же все было по-другому. Наркотики, проститутки, вечеринки, выпивка, к тому же Марадона почти не тренировался — он вел странную жизнь, но никто не мог его критиковать, ведь все его просто обожали. Он начал употреблять наркотики еще в Каталонии, но в Италии его зависимость вышла на новый уровень.   

— Говорят, неаполитанские банды дрались между собой, чтобы пригласить Марадону на свою вечеринку или на яхту.

— Это совершенно меня не удивляет. В 1980-х Неаполь был одним из самых бедных и опасных городов в Европе. А Каморра отличается от мафии тем, что у нее нет главаря — в ней всегда ведется борьба за лидерство. Конечно, все хотели забрать Марадону себе. 

Марадона на ЧМ-2018 в России

— Я читал, что чуть ли не половину видеоматериалов для фильма вы нашли случайно. 

— Да, когда мы брали интервью у бывшей жены Диего, она вспомнила о коробке, в которой были архивные записи. Еще в 1981 году агент Марадоны был уверен, что тот станет суперзвездой, поэтому нанял двух операторов, которые повсюду ходили за ним. Они снимали в Буэнос-Айресе, Барселоне, Неаполе. Агент думал, что сможет дорого продать документальный фильм прокатчикам из США. Но потом Марадона выяснил, что агент его обворовывает, и они расстались. В 2015 году мы заключили контракт с компанией, которая владеет правами на изображение Диего, а после связались с теми операторами. И обнаружили, что у них тоже есть множество роликов, которые никто не видел более 30 лет. 

— Почему молодые и талантливые люди так быстро сгорают?

— Именно эта тема и проходит через все три фильма: в юном возрасте сложно соблюдать баланс между личной и публичной жизнями. У молодых людей иногда возникает слишком сильное желание стать популярными — сейчас, например, у всех вокруг обсессия по поводу количества подписчиков в инстаграме. Интересно, что история Марадоны очень пересекается с историей Сенны — Диего, как и Айртон, был надеждой всей Латинской Америки. На него оказывалось невероятное давление, что на родине, что в клубе. Но также Диего пересекается и с Эми — глубоко внутри он был таким же одиноким и депрессивным человеком. Даже когда Марадона выглядел крутым парнем на публике, он часто ощущал себя потерянным. Если кто-то делает из тебя бога, бывает очень сложно следовать завышенным стандартам.    

— Вы уже выбрали персонажа для следующего фильма?

— Нет, пока нет идей. Если у вас будут варианты — пишите. Но вообще, я хочу отойти от документальных фильмов и заняться чем-то совершенно другим.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Недавние Посты

В «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится премьера спектакля «На дне»

13 и 14 декабря в «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится долгожданная премьера сезона – постановка пьесы Максима Горького «На дне».…

3 часа назад

«УничтоЖанна»: Супергероика категории Ы

Домохозяйка по имени Жанна умеет читать мысли и управлять электротехникой, чем успешно пользуется, выигрывая крупные суммы в покер и грабя…

5 часов назад

В Театре Мимики и Жеста премьера – инклюзивный спектакль «Итак, мы начинаем!»

В Театре Мимики и Жеста новая премьера, которую планируют привезти и в другие регионы страны. Инклюзивный спектакль на русском жестовом…

6 часов назад

Сокровища Урала в новом российском кино. Часть 2

В первой части обширного материала, посвященного новейшему кино про Урал, мы рассказывали о лентах, увидевших свет за последний год. Здесь…

8 часов назад

Объявлены лауреаты премии «МедиаБренд»

20 ноября на сцене Дворца на Яузе состоялась первая торжественная церемония вручения индустриальной премии «МедиаБренд», которая отмечает выдающиеся проекты в…

10 часов назад

Назови меня своим именем: Как телевидение завоевывает интернет

Телевидение как способ распространения информации неумолимо сдает лидерство, но как сегмент индустрии развлечений не устареет, наверное, никогда. Потому что от…

13 часов назад